"Необходимо помнить, что либерализация цен не означает их бесконтрольности"

Рубрика:

Тарифные решения

 

Автор

Изотова Анна, Начальник юридического управления Федеральной службы по тарифам

 

    Интервью с начальником юридического управления Федеральной службы по тарифам Анной Изотовой

    ЭР: Анна Владимировна, не могли бы вы перечислить основные изменения в нормативно-законодательной базе, регулирующей вопросы тарифообразования в электроэнергетике?

    А. И.: Важные для отрасли законодательные инициативы предприняты еще в 2007 году (ФЗ от 04.11.2007 № 250), когда были внесены изменения в федеральные законы от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электро-энергетике".
    Указанные изменения предполагают возможность государственного установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций. В этой связи в 2008 году был применен новый подход к тарифообразованию в электросетевых компаниях на базе метода доходности инвестированного капитала и стартовали три пилотных проекта. В настоящее время утверждены еще шесть субъектов Российской Федерации, в которых тарифы нескольких сетевых организаций на 2009 год формируются с помощью метода RAB.
    Регулирующим органам исполнительной власти субъектов РФ было предоставлено право самостоятельно принимать решения о превышении предельных размеров тарифов на электрическую энергию, если это обусловлено объемом инвестиционных программ энергокомпаний. До внесения таких поправок все решения региональных регуляторов об установлении тарифов на уровне ниже или выше утвержденных ФСТ России нуждались в согласовании с нами.
    Кроме того, теперь предусмотрена возможность установления стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение к сетям, а не только платы, как значилось в ранее действовавшей редакции Федерального закона "О государственном регулировании тарифов".
    В этой связи ФСТ были подготовлены и утверждены Правительством России изменения в ПП РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
    Нами внесены также изменения в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение.
    Важным является наделение ФСТ полномочиями по контролю над применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и полномочиями по урегулированию споров, связанных с установлением (применением) такой платы.
    Ранее у ФСТ России не было возможности осуществлять данный контроль. Нами разработаны и внесены в Правительство РФ проекты соответствующих документов.
    Большой блок изменений в наши методические указания был принят в 2008 году в связи с правительственным постановлением об организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на ОРЭМ. Федеральной службе потребовалось откорректировать тарифы на мощность в середине года.
    В поддержку мер Правительства России по развитию малого и среднего бизнеса нами также подготовлены изменения, касающиеся взимания платы за техприсоединение с хозяйствующих субъектов этого сегмента экономики.
    В частности, разработаны поправки в Постановление Пра-ви-тель-ства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и в "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электросетям", утвержденные ПП РФ от 27.12.2004 № 861. Согласно поправкам, при присоединении энергопринимающих устройств мощностью от 15 до 100 кВт включительно у субъектов малого и среднего бизнеса будет возможность оплаты с рассрочкой до трех лет с даты присоединения, указанной в договоре, с внесением аванса в размере 5% от общей стоимости и без выплаты процентов. Для потребителей, присоединяющих в одной точке энергопринимающие устройства мощностью до 15 кВт, плата за присоединение устанавливается в размере 550 рублей. Пока, до утверждения нововведений, это правило распространяется только на физических лиц.

    ЭР: Планируются ли в ближайшее время законодательные изменения, связанные с текущим международным финансовым кризисом?

    А. И.: Недавно принят Фе-де-раль-ный закон от 25.12.2008 № 292-ФЗ с законодательными поправками в области тарифного регулирования.
    В соответствии с действовавшей до этого редакцией Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ установление (изменение) предельных уровней тарифов и конечных тарифов на электрическую и тепловую энергию в субъектах Российской Федерации было привязано к бюджетному процессу и очередному финансовому году. Жестко декларировалось, что срок действия тарифов не может быть менее одного года.
    Между тем с учетом складывающейся в стране ситуации необходимо иметь возможность гибкого регулирования тарифов. Принятые изменения в закон отменяют привязку к очередному финансовому году и бюджетному процессу, позволяя оперативно реагировать на события, происходящие в экономике. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию и конечные тарифы для потребителей, в том числе населения, теперь будут устанавливаться в сроки, определяемые Правительством РФ.
    В Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ внесены изменения, направленные на легализацию "последней мили". "Последняя миля" - участок Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), передаваемый собственником - ОАО "ФСК ЕЭС" - в аренду региональным сетевым компаниям (РСК).
    Конструкция "последней мили" предполагает, что крупные промышленные потребители, присоединенные к арендованным РСК сетям, относящимся к ЕНЭС, несут значительную часть нагрузки субсидирования населения в регионах страны. При этом услуги по передаче электроэнергии оплачиваются по тарифу, установленному органами регулирования субъектов РФ для РСК, а не по тарифу, утвержденному ФСТ России для ЕНЭС.
    Нерешенность данной проблемы могла привести к необходимости всеобщего увеличения тарифов, причем для отдельных групп потребителей в некоторых регионах - в два раза, что абсолютно недопустимо в нынешних условиях.
    Наконец-то нормативно прояснен вопрос технологического присоединения к сетям. Напомню, в Федеральном законе "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ содержалось понятие "плата за подключение к системам коммунальной инфраструктуры". Вместе с тем в ФЗ "О государственном регулировании тарифов" была предусмотрена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.
    В настоящее время из Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ плата за подключение к электрическим сетям исключена, что позволит упорядочить отношения в сфере технологического присоединения.

    ЭР: Немалое количество новых юридических документов было принято в связи с преобразованиями в электроэнергетике. Поспевают ли процессы подготовки и утверждения тех или иных поправок за темпами реформы?

    А. И.: Принятие нормативных актов идет с большой задержкой. Например, после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" от 4.11.2007 № 250-ФЗ для его реализации требовалось утвердить более 30 нормативных документов. Большинство нововведений до сих пор не принято. Справедливости ради стоит отметить, что ФСТ со своими задачами справилась, даже если наши поправки не успели вступить в силу, все они подготовлены и представлены в Правительство РФ.
    Дело в том, что внести изменения в нормативный правовой акт достаточно сложно. Требования к процедуре прохождения проектов очень жесткие, согласование занимает в несколько раз больше времени, чем подготовка самого документа.

    ЭР: Есть ли какие-то планы по решению проблемы перекрестного субсидирования в текущем году?

    А. И.: В июле 2007 года Пра-ви-тель-ством России было принято постановление, согласно которому в 2007-2010 годах в определенных субъектах РФ осуществляется финансирование мер по ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике с привлечением средств федерального бюджета.

    Нами внесены изменения в формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемых в договорах купли-продажи. Сокращение перекрестного субсидирования будет происходить путем увеличения тарифов на тепловую энергию опережающими темпами. Данные поправки инициированы региональными регуляторами и вступили в силу осенью 2008 года.

    ЭР: Вы упомянули о нескольких пилотных проектах по переходу на RAB-регулирование, запущенных в 2008 году. Планируются ли новые "пилоты"? И нужна ли дополнительная корректировка нормативно-законодательной базы для внедрения этой методики во всех компаниях?

    А. И.: Следует отметить, что по решению Правительства РФ переход на метод доходности инвестированного капитала для всех регулируемых хозяйствующих субъектов осуществится не ранее 1 января 2010 года. Исключением стали территориальные электросетевые компании-"пилоты", которым было разрешено применение указанного метода уже в 2008 году.
    Единственное, что сейчас планируем изменить, - это Постановление Правительства РФ от 18.06.2008 № 459 с целью введения в сетевых организациях RAB-регулирования в течение 2009 года. В настоящее время подача соответствующих материалов для перехода на данный метод, как и само RAB-регулирование, в таких организациях в нынешнем году невозможны.

    ЭР: Сохраняет ли государство за собой право вмешиваться в процессы ценообразования, несмотря на либерализацию рынка электро-энергии? Например, с целью избежать эскалации цен?

    А. И.: Полная либерализация цен на электрическую энергию для потребителей (кроме населения) согласно нормам закона планируется с 2011 года.
    После 1 января 2011 года про-изводители, определяемые Пра-ви-тель-ством РФ, обязаны будут заключить договоры поставок электроэнергии гарантирующим поставщикам сроком на три года.
    Но даже после 2014 года государство оставляет за собой право вводить предельные уровни цен на электроэнергию и цены на максимально доступную генерирующую мощность в случаях, предусмотренных законодательством РФ и в порядке, установленном Правительством РФ.
    Существует также возможность регулирования цен на электроэнергию, поставляемую при отсутствии или ограничении конкуренции.
    Кроме этого, Федеральный закон "Об электроэнергетике" достаточно жестко закрепил норму, в соответствии с которой на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля над их функционированием. Так, в отношении субъектов ОРЭМ, занимающих доминирующее и/или исключительное положение либо манипулирующих и/или имеющих возможность манипулирования ценами на оптовом рынке, в целях предупреждения злоупотреблений могут быть (в зависимости от ситуации) применены следующие меры:

  • государственное регулирование цен (тарифов);
  • ограничение цен в ценовых заявках;
  • введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок;
  • обязательство участника предоставить на оптовый рынок весь максимально возможный объем электрической энергии и мощности, вырабатываемый с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.     Безграничной свободы цен не может быть в принципе. Необходи-мо помнить, что либерализация цен вовсе не означает их бесконтроль-ности.

  •