"Монополизация сбытового бизнеса гарантирующими поставщиками - суровая действительность"

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Михайлов Василий, Генеральный директором ЗАО "Роскоммунэнерго", председатель Российской ассоциации "Коммунальная энергетика"

 

    Интервью с генеральным директором ЗАО "Роскоммунэнерго", председателем Российской ассоциации "Коммунальная энергетика" Василием Михайловым

    ЭР: Василий Васильевич, насколько актуальной была проблема неплатежей в 2008 году для розничного рынка электроэнергии? Как, на ваш взгляд, может развиваться ситуация в 2009-м под влиянием мирового экономического кризиса?

    В. М.: Понятие "неплатежи" применительно к 2008 году должно быть разделено на две составляющие. С одной стороны, неоплата выставленных счетов за электроэнергию не носила массового характера и, как правило, сводилась к несвоевременному погашению текущего долга. С другой стороны, она обусловлена несовершенством нормативно-правовой базы в части распределения ответственности за сверхнормативные потери между сбытовыми и сетевыми компаниями, а также недостаточной скоординированностью правовых норм энергетики и ЖКХ, особенно в сфере взаимоотношений сторон при обслуживании многоквартирных домов. Именно в сегменте энергетических предприятий с большой долей населения в годовом балансе электроэнергии отмечены основные неплатежи, и это обстоятельство, несомненно, создает угрозу финансовой устойчивости.
    В наступившем году риск неплатежей увеличится, более того, в ряде регионов он станет вполне ощутимым. В отличие от конца 90-х годов, когда основные неплатежи были связаны с бюджетами всех уровней, сейчас эти проблемы начали возникать у промышленных предприятий, в первую очередь развивающихся, из-за сложностей с банковским перекредитованием.

    ЭР: По вашему мнению, что помимо неплатежей снижает рентабельность отечественного энергосбытового бизнеса? Не могли бы вы оценить работу отечественных сбытов в 2008 году?

    В. М.: Деятельность сбытовых компаний в 2008 году была в целом удовлетворительна настолько, насколько она могла быть таковой в условиях изменений на оптовом рынке, а также с учетом проблем на розничных рынках электроэнергии.
    С сожалением могу констатировать, что очень часто наблюдается манипулирование так называемыми "фактическими потерями электроэнергии" со стороны сбытов, точнее говоря, перенос ими своих финансовых недоработок на сетевые организации. Подобная практика (при сиюминутной выгоде) приводит к снижению ответственности потребителей и, как следствие, еще большей дестабилизации финансовой устойчивости предприятий электроэнергетики.

    ЭР: Насколько велика вероятность изменений в действующем "пуле" гарантирующих поставщиков при проведении конкурсов на статус ГП в 2009 году?

    В. М.: Вероятность заметных перемен в составе ГП в случае проведения конкурсов крайне мала. Это обу-словлено тем, что энергосбытовая деятельность в целом по России монополизирована существующими ГП. Возможны незначительные изменения в отдельных регионах, но, я считаю, в рамках нынешнего нормативно-правового поля это едва ли повлияет на общую ситуацию.

    ЭР: Как вы полагаете, какой сценарий развития энергосбытового бизнеса в перспективе является наиболее реальным: упомянутая вами монополизация рынка гарантирующими поставщиками, "закрепление" за ГП населения и социально значимых объектов или усиление роли независимых ЭСК?

    В. М.: Монополизация энергосбытового бизнеса гарантирующими поставщиками в нашей стране уже сегодня, а не в перспективе, - это не вариант сценария, а, к сожалению, суровая действительность.
    На мой взгляд, в настоящее время все меньше вспоминают о том, что в основу реформирования энергетики был положен принцип развития рыночных отношений. Разделение энергокомпаний по видам деятельности мотивировалось единственной причиной - необходимостью привнесения конкурентной составляющей в сбытовую практику. При реализации этого положения надо по крайней мере создать условия для конкуренции на розничных рынках и обеспечить соответствующую нормативно-правовую базу. Сегодняшняя деятельность гарантирующих поставщиков в понятие свободной конкуренции никак не вписывается.
    Обслуживание гарантирующими поставщиками только населения и социально значимых объектов окончательно приведет ГП к финансовой несостоятельности.

    ЭР: Есть ли выход из этого положения?

    В. М.: Необходимо полностью менять концепцию и статус гарантирующих поставщиков, модифицировать подход к определению сбытовой надбавки, добиваться, чтобы на розничных рынках повсеместно могли работать альтернативные сбытовые компании.
    Другой вариант развития розницы - возможно, более отвечающий современным реалиям, - заключается в признании перегибов политики бескомпромиссного разделения хозяйствующих субъектов по видам деятельности. И, соответственно, в разрешении компаниям совмещать сетевой и сбытовой бизнес на розничных рынках при безусловном праве потребителя на выбор энергоснабжающей организации.

    ЭР: Какое влияние на розницу, по вашему мнению, окажет дальнейшая либерализация оптового рынка электроэнергии?

    В. М.: В принятой модели либерализации оптового рынка, к сожалению, не была учтена неготовность к этому розницы. До сих пор на розничном рынке существует пресловутое перекрестное субсидирование, не решены вопросы выпадающих доходов текущего года, обусловленных трансляцией свободных цен, для всех регулируемых организаций (электросетевых, тепловых), а также переноса этих выпадающих доходов на последующие периоды регулирования в условиях предельных тарифов на электрическую и тепловую энергию и предельных индексов на тарифы ЖКХ. И  это только самые острые проблемы.
    Экономически обоснованным, вероятно, было бы решение о трансляции отклонений в стоимости электроэнергии на цены и тарифы предприятий, работающих на розничном рынке. Но усиление финансовой нагрузки на потребителей (неизбежное при трансляции свободных цен) в условиях финансовой нестабильности, вызванной кризисом, скорее всего, приведет к возрастанию этой нестабильности, чего допустить нельзя.
    Вывод прост: крайне важно оценить перспективы, определить пути устранения нерыночных факторов и надлежащим образом откорректировать темпы либерализации оптового рынка.

    ЭР: Что, на ваш взгляд, окажет наиболее заметное влияние на деятельность энергосбытовых компаний в 2009 году?

    В. М.: Все, о чем я уже говорил выше. Хотелось, чтобы Правительство Российской Федерации, и прежде всего Министерство энергетики, провели анализ и дали оценку результатов реформирования отрасли в 2007-м, и особенно в 2008 году, приняв соответствующие решения.