Политика разумного диалога

Рубрика:

Прогноз

 

Автор

Михайлов Сергей, Директор сводного департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ

 

    Интервью с директором сводного департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Сергеем Михайловым

    ЭР: Сергей Алексеевич, прошедший год стал знаковым для электроэнергетики. Как вы оцениваете итоги ее реформирования? Какие изменения могли бы выделить в качестве основных?

    С. М.: Безусловно, наиболее значимым событием 2008 года стала реструктуризация координирующего центра - ОАО РАО "ЕЭС России". Ликвидация головной компании явилась логичным шагом в процессе создания новой демонополизированной модели отрасли, основанной на сочетании государственной и частной собственности. Этот факт можно назвать самой важной реперной точкой, которая пройдена в ходе реформы.
    Поскольку регулирующие функции в связи с реорганизацией РАО ЕЭС были переданы Минэнерго, у нас появился целый спектр задач, требующих своевременной координации и решения, в первую очередь - ответственность за надежное функционирование объектов электроэнергетики и качественное обеспечение потребителей теплом.
    Для успешного прохождения осенне-зимнего максимума по инициативе министерства созданы специализированные штабы на федеральном и региональном уровнях. Сейчас крайне важна согласованная работа энергокомпаний, администраций регионов и федерального центра по поддержанию бесперебойного энергоснабжения, и данный вопрос имеет первостепенное значение.
    Важной вехой в истории отрасли было принятие Правительством РФ в конце 2007 года Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Сегодня министерство занимается тщательным мониторингом и курированием ее реализации. С наступлением мирового экономического кризиса это направление нашей работы становится еще более актуальным.
    Говорить об уточнении Генсхемы пока рано, следует определить приоритетность тех или иных объектов, которые необходимо ввести в строй в ближайшей перспективе.

    ЭР: С какими сложностями столкнулось в своей работе вновь образованное министерство? Каковы пути их преодоления?

    С. М.: Главная сложность заключалась в том, чтобы в короткий срок проанализировать весь комплекс проблем энергетики, выявить наиболее острые вопросы и помочь их решить. Я считаю, коллектив Минэнерго с этой задачей успешно справляется.
    Конечно, кризис добавил проблем, но мы, тем не менее, стараемся искать пути выхода из любых ситуаций. Очень важным моментом в деятельности министерства стала новая сущность его работы. А именно политика разумного диалога со всеми компаниями - как частными, так и государственными - с пониманием их проблем и стремлением к действенной помощи.

    ЭР: Разрастающийся кризис уже оказал негативное влияние на все отрасли, и электроэнергетика здесь не исключение. Какие меры плани- рует предпринять министерство для обеспечения надежного функционирования энергосистемы?

    С. М.: Весьма сложное положение сегодня в тепловой генерации, особенно у тех ОГК и ТГК, которые были приобретены частными инвесторами. Как известно, осуществление их инвестиционных программ базируется на привлечении достаточного объема кредитных ресурсов. К сожалению, взять кредит в банке под приемлемый процент сейчас затруднительно, если не сказать - невозможно. Но Правительство РФ и Министерство энергетики готовы рассматривать вопросы оказания финансовой помощи в реализации проектов, имеющихважное государственное значение. Уже опубликован перечень системообразующих энергетических предприятий, которым планируется предоставить такую поддержку.
    Особое внимание Минэнерго РФ уделяет расширению практики энергосбережения и энергоэффективности. Как неоднократно отмечалось, энергоемкость нашей экономики в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах мира. В условиях кризиса, когда конкурентная борьба за рынки сбыта и качество продукции становится еще более ощутимой, следует принять неотложные меры по сокращению доли топливной составляющей в себестоимости выпускаемой продукции. Особенно это касается энергоемких отраслей отечественной промышленности. В данной связи Министерством энергетики разработан комплексный план действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в стране.

    ЭР: По инициативе Минэнерго в 2008 году был создан Меж ве домст венный координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности. Можно ли уже сейчас подвести промежуточные итоги его работы?

    С. М.: Да, конечно, первые итоги уже есть. Очень показательным является тот факт, что мы вернулись к схеме обмена опытом внедрения энергосберегающих проектов в регионах. Фактически за последние пять-семь лет со стороны федерального центра серьезной координационной работы в сфере энергосбережения не проводилось. Между тем в отдельных городах и субъектах Российской Федерации этим вопросом не просто занимались - преуспели в его решении.
    В качестве примеров стоит назвать Татарстан, Нижний Новгород, Екатеринбург. И сегодня здесь могут не только продемонстрировать своим коллегам результат, но и рассказать, какие механизмы использовались для его достижения. Этот опыт должен стать основой реализации программ повышения энергосбережения и энергоэффективности и в других регионах страны. Межведомственный совет в свою очередь сформирует перечень наиболее эффективных проектов для их возможного тиражирования.

    ЭР: Министерство энергетики призвано стать штабом принятия фундаментальных отраслевых решений. Ожидают ли нас изменения в деятельности оптового рынка электроэнергии и мощности в 2009 году?

    С. М.: Минэнерго выступало одним из инициаторов скорейшего запуска рынка мощности, но разразившийся экономический кризис способен внести свои коррективы во временные параметры. Следует отметить, что мы не намерены отступать. Тем более что у нас есть конкретная задача - переход к полностью конкурентным условиям работы в 2011 году, а без целевой модели РМ это невозможно.

    ЭР: Информационные технологии служат одним из инструментов обеспечения энергетической эффективности и безопасности. Какие шаги предполагается осуществить для организации единого информационного пространства в отрасли?

    С. М.: Реформа поставила перед новыми участниками рынка множество непростых вопросов, для выработки ответов на которые обязательно наличие структурированной аналитической информации. Поэтому Минэнерго России в ряду базовых задач обозначило создание единой информационно-аналитической системы. Причем, с нашей точки зрения, такая система должна охватывать не только электроэнергетику, но и весь топливно-энергетический комплекс.
    Сейчас организована и конструктивно работает профильная межведомственная группа. Мы планируем пойти по следующему пути.
    Во-первых, формируется временный регламент сбора и анализа информации, поступающей от субъектов по всем основным направлениям деятельности ТЭК. Во-вторых, параллельно, готовится законопроект о государственном информационном ресурсе ТЭК, в котором будет закреплена необходимость предоставления уполномоченному
    Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти требуемого объема данных для объективной оценки ситуации в отрасли.
    Процесс согласования концепции законопроекта со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами завершается. После этого документы будут отправлены в Минюст на рассмотрение.

    ЭР: Как вы оцениваете перспективы электроэнергетики в 2009 году?

    С. М.: Сейчас некорректно давать какие-либо прогнозы, но одно могу сказать точно: мы приложим все усилия для поступательного развития отрасли. По оценкам экономистов, к весне 2010 года кризис должен завершиться, и энергетики обязаны, решая тактические задачи, не забывать о стратегических целях, таких как ввод новой генерации, расширение инфраструктуры, что позволит в конечном счете укрепить энергетическую безопасность нашей страны.