"Цены на ОРЭ формируются действительно рыночным способом"

 

Автор

Голомолзин Анатолий, Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России

 

    Интервью с заместителем руководителяФедеральной антимонопольной службы России Анатолием Голомолзиным

    ЭР: Анатолий Николаевич, как вы оцениваете работу созданного оптового рынка электроэнергии и мощности? С точки зрения антимонопольного законодательства требует ли каких-то изменений в краткосрочной перспективе эта модель?

    А. Г.: Действующий механизм оптового рынка показал свою работоспособность. Это очень важно. По масштабам оборота электроэнергии и мощности российский ОРЭМ является одним из крупнейших не только в Европе, но и в мире.
    Не требуется внесение каких-то принципиальных изменений в существующие модели оптового рынка электроэнергии "на сутки вперед" и балансирующего оптового рынка. Запущенные здесь механизмы работают достаточно четко. В ближайшем будущем предстоит сформировать и отладить механизм рынка мощности, и, полагаю, до конца текущего года эта работа будет закончена.

    ЭР: Не могли бы вы охарактеризовать уровень и прозрачность цен оптового и розничного рынков электроэнергии в 2008 году?

    А. Г.: Скажу сразу: положение как с прозрачностью цен на электро-энергию, так и с их уровнем выгодно отличается от того, что наблюдается на других рынках. Например, сейчас много дискуссий идет вокруг стоимости отечественных нефтепродуктов. Не секрет - в мире цены на нефтепродукты снизились, но в России почему-то этого не происходит соразмерными темпами. Такое возможно в условиях, когда на рынке работает несколько совместно доминирующих вертикально интегрированных нефтяных компаний, способных влиять на цены.
    Ситуация в российской энергетике совершенно иная. Поэтому, например, в октябре - ноябре текущего года отмечалось значительное снижение цен на электроэнергию, отражающее изменения в обеспечении баланса спроса и предложения, даже начало холодов несущественно повлияло на общую картину. Таким образом, могу констатировать, что цены на ОРЭ действительно формируются рыночным способом, а это, собственно говоря, и было целью реформы.
    Оптовые цены, естественно, транслируются на розничные, хотя население в данной сфере защищено государством, которое сохраняет регулирование тарифов для физических лиц.
    При этом надо заметить, некоторая неопределенность, связанная с функционированием рынка мощности, сказывается на прогнозируемости ценовых параметров электроэнергии и мощности на оптовом рынке.
    Значительным образом снижает уровень прозрачности цен (тарифов) существование достаточно масштабного перекрестного субсидирования. Это приводит к искажению ценовых сигналов - и в регулируемом, и в свободном сегментах рынка, которые являются взаимозависимыми. Недостаточно эффективные тарифные решения могут спровоцировать необоснованный рост цен в свободном сегменте.

    ЭР: На ваш взгляд, нуждаются ли рыночные механизмы формирования цены в постоянном контроле со стороны ФАС?

    А. Г.: Федеральная антимонопольная служба в пределах своей компетенции контролирует как регулируемые цены (тарифы), так и свободные цены на электроэнергию. В части регулируемых цен ФАС, например, выявляет нарушения установленного порядка ценообразования, которые приводят к ограничению конкуренции или ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
    В отношении свободных цен речь идет о предупреждении или пресечении злоупотреблений доминирующим либо исключительным положением участников рынка - подобные нарушения могут выражаться в дискриминационном ценообразовании, установлении монопольно высоких или монопольно низких цен. Также наша деятельность касается и пресечения возможных картельных сговоров, в том числе ценовых.
    Кроме того, в настоящее время создан механизм контроля и недопущения манипулирования ценами в электроэнергетике. В его рамках Администратором торговой системы на постоянной основе проводится мониторинг ценообразования. Антимонопольное расследование начинается в тех случаях, когда происходит немотивированное отклонение от обоснованных параметров свободных цен. Сравниваются и анализируются данные различных периодов текущего года, а также аналогичных периодов прошлых лет. Расследование проводится достаточно оперативно.
    ФАС внимательно отслеживает динамику во всех ценовых зонах оптового рынка. Пока случаев, связанных с манипулированием ценами, не возникало. Тем не менее мы готовы к подобного рода ситуациям, и с целью их недопущения постоянно совершенствуем свою инструментальную базу, а также завершаем доработку и подписание соответствующего соглашения с ОАО "АТС" и ОАО "Системный оператор ЕЭС".

    ЭР: Специфика рынка электроэнергии такова, что генерирующие компании имеют возможность злоупотреблять своим доминирующим положением. Не исключены злоупотребления и со стороны сбытовых организаций. Прокомментируйте, пожалуйста, обстановку в отрасли, которая сложилась в 2008 году с этой точки зрения.

    А. Г.: В I полугодии 2008 года было возбуждено 379 дел по факту нарушения антимонопольного законодательства (по итогам 2007 года - 696 дел). Таким образом, наблюдается хотя и несущественный, но рост их количества. По 165 делам из 379-ти вынесены предписания. Подавляющая их доля относится к злоупотреблениям доминирующим положением на рынке.
    Среди выявленных нарушений 157 касались технологического присоединения к электрическим сетям, 131 связаны с воспрепятствованием доступа хозяйствующих субъектов к работе на оптовом рынке, 91 - с деятельностью гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, а также местных органов власти. Судя по этой статистике, генерирующие компании не являются основными нарушителями. Скажу больше, для них минимизированы возможности нарушений антимонопольного законодательства.
    В России создан и функционирует конкурентный рынок генерации, на котором работа-ют шесть ОГК, четырнадцать ТГК, РусГидро, концерн "Энер-го-атом". Возможности для злоупотребления доминирующим положением здесь предельно ограничены, поскольку при формировании структуры генерирующих компаний стремились как раз к тому, чтобы ни одна из них не занимала доминирующего положения на рынке.
    При рассмотрении всех последующих сделок по слияниям и приобретениям в случаях ограничения конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего или исключительного положения вследствие указанных сделок, ФАС России выставляет требования, направленные на обеспечение условий конкуренции. Эти требования носят как поведенческий, так и структурный характер - в последнем случае компаниям выдаются предписания о продаже части генерирующих активов. Подобная практика оказывает стабилизирующее воздействие на ситуацию.

    ЭР: В энергетической отрасли произошли значительные перемены. Претерпевает ли изменения характер выявляемых нарушений?

    А. Г.: Действительно, такая тенденция имеет место. Если раньше в условиях монополизированной электроэнергетики и деятельности вертикально интегрированных АО-энерго нарушения, в основном, касались ущемления интересов контрагентов, то сейчас все более типичными становятся случаи ограничения конкуренции, в том числе в форме препятствования доступу на ОРЭ. Это уже ограничительная деловая практика из области взаимоотношений двух конкурирующих между собой организаций. Впрочем, нет худа без добра - сам характер нарушений свидетельствует о становлении именно конкурентного рынка.
    Мы рассчитываем, что при существенном повышении штрафов уже в 2009 году количество нарушений антимонопольного законодательства в электроэнергетике начнет сокращаться. С 2008 года ФАС начала налагать санкции, размер которых варьируется в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Согласитесь, это весомая величина, она составляет ощутимый процент от прибыли любой компании.

    ЭР: По вашему мнению, является ли полноценной действующая нормативно-правовая база антимонопольного регулирования энергетики? Есть ли необходимость внесения каких-то изменений в существующие правовые акты?

    А. Г.: Нормативно-правовая база совершенствуется постоянно. За последнее время в контексте реформирования отрасли нами принято достаточно большое количество документов. В первую очередь хочется упомянуть Правила недискриминационного доступа к объектам коммерческой и технологической инфраструктуры. Особый пакет документов регламентирует вопросы разделения естественномонопольных и конкурентных видов энергобизнеса. Если в деятельности хозяйствующего субъекта не наблюдается их свое-временного разграничения в установленном порядке, ФАС делает это принудительно.
    Среди документов, находящихся в стадии готовности, могу назвать проект постановления правительства Российской Федерации, в котором уточняется порядок антимонопольного регулирования энергетики с учетом особенностей, связанных с поведением компаний, занимающих доминирующее и исключительное положение на оптовом рынке. В проекте также содержится ряд механизмов, связанных с ограничениями на подачу свободных ценовых заявок. Этим постановлением мы вводим определенные нормы рыночного поведения субъектов отрасли.

    ЭР: Анатолий Николаевич, ваше интервью выйдет в преддверии Дня энергетика и Нового года. Что бы вы могли пожелать своим коллегам в связи с надвигающимися праздниками?

    А. Г.: Коллегам я бы хотел пожелать стабильности и уверенности в завтрашнем дне. А субъектам электроэнергетического рынка и потребителям - прибыльного и эффективного ведения бизнеса, надежного энерго-снабжения, электроэнергии при-емлемого качества по доступным ценам.
    Всей российской энергетической отрасли от имени Федеральной антимонопольной службы желаю достижения тех целей, которые были установлены планами реформирования. Создание отлично работающей системы и правил игры на рынке, строительство новых генерирующих мощностей, линий электропередачи, модернизация устаревшего оборудования и приведение российской электроэнергетики в соответствие с лучшими мировыми образцами - это то, чего ждет страна от нас с вами.