Экономические аспекты инновационной деятельности при сооружении объектовв отраслях ТЭК

 

Автор

Штыкова Ольга, Советник директора по сооружению объектов ФГУП "Атомэнергопроект"

 

    В настоящее время Россия меняет свою экономическую политику. "Мы и внутри налоговой системы производим перенастройку, создаем резервы для страны, условия для развития целых отраслей экономики, - заявил Владимир Путин в декабре 2007 г. - Мы исходим из того, что должны жить не за счет нефти, а за счет мозгов. Нужно просто соответствующим образом изменить структуру экономики. Это непростая задача, но мы ее можем решить". Он отметил, что Россия уже идет по этому пути, и заметны определенные результаты: в частности,в структуре ВВП доля продукции машиностроения и высокотехнологичных отраслей экономики постоянно увеличивается по отношению к доле добывающих секторов.
    Ниже мы рассмотрим те экономические законодательные основы, которые в состоянии стимулировать инновационный процесс не только в отраслевом строительстве Росатома, но и в смежных отраслях ТЭК. Законодательство не должно оставаться формальностью - без условия использования для модернизации промышленности. Целью настоящей статьи является анализ путей и перспектив развития инновационной деятельности в области отраслевого строительства, в том числе атомных станций, поскольку инновации должны стать выгодными для всех участников инвестиционно-строительного процесса.
    Но зачем нужны инновации, когда все проекты и конструктивные решения уже утверждены государственной экспертизой и строительство идет полным ходом? Ответ прост: для снижения затрат на сооружение объектов. Сейчас закон обязывает действовать в рамках относительно твердой цены, закрепленной в договорных отношениях по результатам тендера.
    Экономия при выполнении ра-бот - это одна из возможностей получения средств на развитие строительного комплекса в отрасли. А одним из путей снижения затрат являются инновации. На стоимость строящегося объекта влияет в основном рыночная цена материалов и оборудования, стоимость труда и эксплуатации механизмов, а также сроки. Сокращая сроки строительства за счет численности сотрудников, скорости возведения или инноваций, подрядчики уменьшают потребность во временных зданиях и сооружениях, в передислокации техники и персонала, то есть экономят выделенные средства. Отметим, что под инновацией здесь понимается не только абсолютно новая конструктивная разработка, но и, например, давно известный в строительстве, однако не запланированный для данного объекта метод организации работ, допускающий применение более экономичной технологии.
    Иллюстрацией сказанному может служить злобинский метод монтажа "с колес". При строительстве многие процессы ведутся параллельно, и подготовленный запас материалов для монтажа может не давать свободного доступа к привозимым материалам для работы на другой захватке. Но если при сокращении сроков одного из строительных циклов освободился проезд к месту укладки арматуры в бетонный массив и можно организовать подвоз арматурных каркасов прямо к месту монтажа, пригодится названный способ, когда панели прямо из кузова автомобиля (без предварительного складирования) подаются краном на строящееся здание. Можно ли считать инновационной деятельностью новое применение старых методов? Конечно.
    На сегодняшний день существует более 200 определений понятия "инновация". Официальными считаются термины, которые использовались в свое время в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.:

  • инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
  • инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практике, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
  • инновации характеризуются рядом свойств. Во-первых, инновация -это конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности в определенной сфере. Во-вторых, по параметрам она отличается от своих аналогов. В-третьих, инновация создается с целью получения экономического, управленческого, экологического, научно-технического или другого эффекта.
        Отметим, что в законодательстве понятие "инновация" не определено, хотя его закрепление необходимо для получения целевых инвестиций на инновационную деятельность - вне зависимости от области применения. В декабре 1999 г. Совет Федерации представил проект федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике, однако закон не принят до сих пор.
        С целью стимулирования инновационной деятельности, направленной на сокращение стоимости строительства, предлагаем закрепить в одном из законодательных актов отдельное понятие: "Инновация в области строительства - это результат интеллектуальной деятельности в ходе сооружения объекта, позволяющий за счет изменения организации, технологий, методов производства работ или проектных решений, в том числе конструктивных, уменьшить затраты на строительство относительно утвержденной в составе сводного сметного расчета локальной сметы (вида затрат) в денежном выражении или договорной цены на выполнение работ с последующим направлением сэкономленных средств на развитие организаций - участников инвестиционно-строительного процесса".
        Для чего строителям нужно четкое определение инновации? Для того чтобы иметь доступ к начальному капиталу для инноваций, окупить затраты на них и в конечном счете получить экономию при сооружении объекта. С этой целью предлагаем стимулировать деятельность отраслевого внебюджетного фонда НИОКР и инноваций, предусмотрев его пополнение за счет перечисления части налога на прибыль от предприятий отрасли. Алексей Кудрин в своих выступлениях неоднократно обращал внимание на появление данной льготы. С 1 января 2008 г. вступил в действие федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", который разрешает пополнение фонда за счет средств, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыльв размере не более 1,5% от валовой выручки предприятий отрасли,с дальнейшим инвестированием в инновации. Часть налога на прибыль вместо бюджета поступит в отраслевой внебюджетный фонд НИОКР (см. таблицу).
        Тем не менее льготой, предусмотренной федеральным законом № 195-ФЗ, может воспользоваться не любой подрядчик. Фонд должен быть отраслевым и числиться в реестре 1996 г. Средства, полученные из фонда, не являются выручкой только для НИИ. (Хорошо, что в атомной энергетике созданы инжиниринговые компании, такие как ФГУП "Атомэнергопроект", которые совмещают функции генподрядчика, проектанта и НИИ.)
        К субподрядным работам привлекаются не только строительные организации отрасли, но и другие компании. Будет ли подрядчик в этом случае заниматься инновациями, которые для него как для исполнителя станут очевидными в процессе производства работ? Сомнительно. Следовательно, надо уточнить документы, регламентирующие деятельность фонда в части получения и направления средств на инновации. Ведь инновации тоже требуют затрат на разработку, оформление, утверждение, согласование и т. д.
        В федеральный закон № 195-ФЗ (или в отдельный законодательный акт) целесообразно внести поправки, необходимые для развития инноваций в отраслевом строительстве. Все подрядчики, занятые на объектах отрасли, должны иметь стимул для внесения инновационных предложений.
        Интересно, что идея денежного пополнения отраслевого фонда Росатома получила косвенное подтверждение в выступлении Сергея Кириенко на том же форуме: докладчик, в частности, отметил, что на развитие инноваций планируется привлекать средства предприятий и организаций отрасли. В результате вложения в инновации увеличатся с 5% до 10% от общей суммы фонда (резерва).
        Сергей Кириенко говорил также о создании совместного с Мин-экономразвития венчурного фонда для поддержки инвестиционных проектов, необходимых для отрасли. Предлагаем учесть возможность участия областных венчурных фондов в инвестировании сопутствующих строительству АЭС производств. Потребности строительной площадки обеспечивают постоянный спрос на продукцию сопутствующих производств, нуждающихся в начальном капитале. Венчурным фондам нецелесообразно финансировать проекты-однодневки. Можно ли считать инновацией создание на территории России аналогичного белорусскому и сопутствующего строительству АЭС производства как альтернативу закупкам конструкций за рубежом? Эти конструкции должны не уступать импортным по качеству, но быть значительно дешевле. Имеет ли право производство, не предусмотренное в плане развития данного региона, получать венчурные инвестиции как инновационный проект? Указанные производства повысят занятость населения города, где идет строительство, принесут дополнительные доходы в бюджет области и могут эксплуатироваться после окончания строительства АЭС.
        Однако возможна и такая ситуация: производство на основе инновационной идеи запущено, а рынка сбыта нет. Потенциальные заказчики не имеют информации, потенциальные проектировщики ее не применяют. Именно поэтому сейчас необходимо проведение семинаров и конференций, где можно не только задавать вопросы, но и получать ответы. На форуме Росатома говорилось о создании в России 500 бизнес-инкубаторов и технопарков при поддержке отраслевых научных институтов, которые на начальном этапе помогут составить бизнес-план для организации инновационных производств, предоставят офисные помещения.
        Следует разделять понятия венчурных и довенчурных инвестиций. Венчурные (особенно рисковые) имеют примерно равный государственный и частный капитал и предлагают инновациям развиваться под брендом фирм, уже зарекомендовавших себя на рынке, в связи с трудностью патентования. Довенчурные, напротив, на 75% финансируются государством и готовы поддерживать новичков, в основном компании малого и среднего предпринимательства, на стадии вхожденияв бизнес.
        Таков круг задач, на которые хотелось бы обратить внимание сторон, заинтересованных в развитии отраслевых инноваций.

  •