ИТ-профессионалы рекомендуют: технический аудит телекоммуникационных сетей

 

Автор

Егоров Алексей, Руководитель управления мультисервисных сетей компании "АйТи"

 

    Любая информационная система имеет свой жизненный цикл.Не так давно инвестиции в базовую сетевую инфраструктуру считались чуть ли не капитальными вложениями, и предполагалось, что их хватит на годы вперед. Но бурное развитие технологий, появление новых приложений, изменение функций и параметров информационных систем приводят к тому, что ИТ-инфраструктура, которая еще вчера полностью удовлетворяла запросы предприятий, сегодня уже не отвечает возросшим требованиям бизнесаи перестает справляться с новыми задачами.
    Большинство российских компаний, в том числе энергетической отрасли, до сих пор предпочитают решать эту проблему простейшим способом - с помощью апгрейда устаревшего сетевого оборудования. Но поскольку смена продуктовых линеек у производителей происходит достаточно часто, предприятия вынуждены тратить значительные средства на новые сетевые устройства. Желание создать "запас мощности" для возможных обновлений сети в будущем влечет самую распространенную ошибку - приобретение заведомо более мощного, а значит, и более дорогого оборудования. Как показывает практика, этот "запас" очень редко используется в дальнейшем. Понимая неэффективность подобных действий, ИТ-руководители предприятий все чаще стали искать другие варианты оптимизационных мероприятий. Например, проводить обследование сети, выявлять слабые участки и усиливать их. Такой подход наиболее выгоден, поскольку на замену отдельных участков сети требуется меньше средств, чем на полное обновление.
    Для принятия обоснованного решения о модернизации сети полезно воспользоваться профессиональным техническим аудитом сетевой инфраструктуры предприятия.
    Технический аудит - это комплексная проверка, по итогам которой компания-заказчик получает заключение о качестве функционирования сети. В заключении содержатся данные об основных технических параметрах сетевой инфраструктуры, о ее дефектах и "узких местах", а также детальные рекомендации по улучшению работы. Результаты обследования позволяют сделать достоверные выводы о производительности и исправности серверов, рабочих станций, активного оборудования, каналов связи локальной и распределенной сети, каналов связи с Интернетом (в частности, качества услуг ISP), оценить функциональное состояние основных сетевых сервисов (Web, SQL, SMTP).
    Опыт компаний - системных интеграторов показывает, что предприятия энергетики пользуются техническим аудитом сетей в следующих случаях:
    1. На предприятии планируется внедрение ресурсоемких приложений, таких как ERP-система или система электронного документо-оборота.
    Цель проведения аудита - выяснить, справится ли существующая сеть с возросшим объемом трафика.
    2. Предполагается использование новых сетевых сервисов. Например, VoIP, Video on Demand, видео-конференц-связи.
    Цель аудита - проанализировать, сможет ли сеть обеспечить их функционирование.
    3. Повышаются требования к надежности, отказоустойчивости, катастрофоустойчивости критически важных бизнес-приложений.
    Цель аудита - сэкономить финансовые вложения предприятия при внедрении распределенных катастрофоустойчивых систем, грамотно выбрать средства защиты.
    4. Принимается решение об усовершенствовании морально устаревшей сети передачи данных, построенной более 7-10 лет назад.
    Цель аудита - оптимизировать инвестиции при модернизации сети и ее дальнейшем администрировании.
    5. Происходит слияние, поглощение, реорганизация предприятия или расширение бизнеса компании. Например, разрозненные предприятия объединяются в холдинг.
    Цель аудита - оценить качество ИТ-инфраструктуры, соответствие ее требованиям, предъявляемым к КСПД холдинга: пропускной способности, параметров сервисов, надежности, защищенности.
    6. Возникают проблемы в функционировании прикладного программного обеспечения: резко растет интернет-трафик, некорректно работают сетевые сервисы и т. п.В подобных случаях производитель ПО, как правило, утверждает, что неполадки связаны с техническими характеристиками сети, а системный администратор видит причину в несовершенстве ПО.
    Цель аудита - выявить реальное положение дел.
    Грамотно проведенный технический аудит позволяет определить точное место и причины сбоев в работе сети, оптимизировать необходимые вложения в ее модернизацию и в целом выработать четкую стратегию развития ИТ-инфраструктуры предприятия1.