О механизмах повышения экологической и энергетической эффективности предприятий

 

Автор

Сидельникова Александра, Начальник отдела экологического аудита ООО "Консультационная фирма "М-РЦБ""

 

    Двенадцать лет назад в Российской Федерации была принята Концепция перехода к устойчивому развитию, утвержденная указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440. Условием устойчивого развития должно стать сочетание и соблюдение экономических и экологических интересов общества. Одним из немногих механизмов обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности при реализации данной стратегии являются экологически ориентированные методы управления.
    В контексте осуществления указанной концепции Правительство РФ распоряжением от 19 января 2006 г. № 38-Р утвердило также Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).
    Программой определены цели государственной экологической политики:

  • обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;
  • формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью.
  •     Достижение этих целей предполагается, в том числе, за счет перехода от практики выдачи индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения экологических требований и экологической оценке последствий хозяйственной деятельности.
        Реализация мер государственного регулирования будет осуществляться с участием бизнеса в рамках экологических программ и сертификации предприятий в части их соответствия экологическим нормативам, а также с помощью экологического аудита и экологических рейтингов. Внедрение механизмов подтверждения соответствия принятым стандартам означает замещение для некоторых типов предприятий государственного экологического надзора экологическим аудитом.
        Программой предусмотрено ужесточение экологических требований и усиление ответственности за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации, что приведет к росту экологических издержек в реальном секторе экономики, но одновременно и к ускорению технической модернизации производств, стимулированию инноваций, бльшей конкурентоспособности бизнеса и экономики страны в целом.
        Перечисленные аспекты получили дальнейшее развитие в указе Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". В первую очередь действие указа относится к электро-энергетике, строительству, жи--лищно-коммунальному хозяйству, транспорту.
        Указом Правительству РФ предписано:
  • до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих введение экономических механизмов, стимулирующих применение хозяйствующими субъектами энергосберегающих и экологически чистых технологий;
  • до 1 октября 2009 г. подготовить к рассмотрению в Госдуме проекты законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
  • при формировании тарифной политики и федерального бюджета на 2009-й и последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для реализации проектов использованиявозобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий
  •     Таким образом, созданы механизмы, одновременно ужесточающие требования в области охраны окружающей среды и стимулирующие внедрение экологически и энергоэффективных методов ведения хозяйственной деятельности.
        Наряду с этим указаны пути, позволяющие достигнуть желаемых результатов: экологический и энергетический аудит и экологический менеджмент. С 2006 г. многие энергокомпании, принявшие стандарты корпоративного управления, имеют такую возможность.
        Энергетический аудит определяет эффективность использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) предприятия, дает рекомендации по выработке экономически обоснованных мер по снижению потребления ТЭР и затрат на топливо, устанавливает резервы их сбережения.
        Экологический аудит является первым шагом и инструментом сертификации предприятия на соответствие международному стандарту ISO 14001.
        При условии проведения экологического аудита квалифицированными специалистами компании смогут выбрать оптимальный проект природоохранных сооружений, организовать качественный производственно-экологический контроль, оценить с позиций экологии и экономики намечаемые технические и технологические усовершенствования, получить достоверную оценку воздействия работы предприятия на окружающую среду. Руководители должны уделять самое серьезное внимание экоаудиту и экологическому менеджменту хотя бы потому, что низкая результативность природоохранной деятельности существенно уменьшает стоимость компании.