"Достичь максимальной точности и публичности"

 

Автор

Бобров Алексей, Генеральный директор МРСК Урала

 

    Интервью с генеральным директором МРСК Урала Алексеем Бобровым

    ЭР: Масштабное реформирование электросетевого комплекса Уральского региона завершено. С 1 мая 2008 года компания МРСК Урала функционирует как единая операционная структура, объединившая Свердловэнерго, Челябэнерго и Пермьэнерго в качестве филиалов, а также Екатеринбургскую электросетевую компанию (91% акций) и Курганэнерго (49,9% акций) в качестве дочерних предприятий, в отношении которых проводится согласованная корпоративная политика. Выручка объединенной компании может составить 36-37 млрд рублей в год. Прибыль 1,5-2 млрд рублей. Общая суммарная капитализация на момент слияния - 37 млрд 600 млн рублей (1,6 млрд долларов). Персонал - 12 тысяч человек. Годовой объем передачи электроэнергии - около 80 млрд кВт. ЭР: Алексей Олегович, что изменилось в структуре управления компанией?

    А. Б.: Менеджмент в головном офисе несет теперь ответственность не за так называемое корпоративное руководство, а непосредственно за производственный процесс, операционную деятельность, исполнение основных функций по передаче электроэнергии, обеспечение безопасности энергоснабжения, присоединение потребителей. Соответственно, в структуре компании усилены службы главного инженера, диспетчеризации сетей, стало больше людей, которые отвечают за состояние оборудования. Значительно усиливаем мы и клиентский блок.

    ЭР: В чем это будет выражаться?

    А. Б.: В рыночных условиях деятельность компании не может не ориентироваться на привлечение потенциальных клиентов. В идеале процедура присоединения к сети должна быть аналогична процедуре присоединения абонентов мобильных операторов связи: максимально комфорт--на, стандартна, быстра, прозрачна. Мы начнем открывать уже нынешним летом клиентские офисы, работа которых рассчитана не на крупных предпринимателей (они и так знают, как присоединяться), а на широкие слои мелкого и среднего бизнеса и население. По телефону "горячей линии" можно будет проконсультироваться по всем вопросам, из публичного технического регламента узнать: кто, в каком порядке и где оформляет подключение.
    Базовые принципы регламента таковы: заявки на присоединение оборудования мощностью до 4 МВт (97% потребителей) принимают предприятия районных электрических сетей. Крупные бизнес-единицы решают вопрос присоединения в головном офисе нашей компании.
    Начнем широко использовать и интернет-технологии. В идеале, если позволит правовая база, заявку на присоединение можно будет оформить через сеть Интернет. Мы хотим, чтобы наши потребители были удовлетворены теми услугами, которые оказывает МРСК Урала, а деятельность компании стала максимально публичной.
    До того как появились нормативные документы о регулировании платы за присоединение, иными словами, пока не было ценника на товаре - тарифного меню - этот вопрос на территориях наших филиалов зачастую решался латентно: имели место не всегда законные договоренности с сотрудниками электросетевых компаний с целью обеспечить присоединение объектов по более льготным ценам или вообще бесплатно за счет других потребителей. В объединенной компании после введения платы за техприсоединение ситуация кардинально изменилась. Указанные нарушения выявлены, сотрудники отстранены от занимаемых должностей. В их отношении предпринято служебное расследование.

    ЭР: Для чего МРСК Урала проводит масштабную инвентаризацию заявок на технологическое присоединение?

    А. Б.: В общей сложности 537 договоров на технологическое присоединение, подготовленных специалистами МРСК Урала, так и не вернулись в компанию от клиентов. Это выяснилось в ходе масштабной инвентаризации заявок - на нее мы были вынуждены пойти в связи с ростом количества договоров, подписание которых затягивается потребителями. В ближайшее время наши сотрудники направят им письма с просьбой подтвердить намерение подключиться к электрическим сетям. В "подвешенном" состоянии оказались договоры на сумму более 750 млн рублей и общую мощность 90 МВт.
    В дальнейшем для координации работы по техприсоединению МРСК Урала предлагает создать комиссию совместно с областными управлениями ЖКХ и с участием представителей Министерства энергетики.
    Всего в 2008 году в регионе подано порядка 1 500 заявок на техприсоединение на общую мощность 921 МВт. На сегодня заключено более 1 000 договоров с потребителями на сумму свыше 850 млн рублей. Плата в размере 470 млн рублей по этим договорам уже поступила в компанию. Ни одного отказа в подключении выдано не было.

    ЭР: Сохранится ли плата за техприсоединение при переходе на новую RAB-методику тарифного регулирования?

    А. Б.: Плата является временной мерой, срок ее действия определен Госдумой и нормативными актами в области электроэнергетики - до 1 января 2011 года. Принимая во внимание сложный период в электросетевом сегменте отрасли, Госдума разрешила применять этот регулирующий механизм, чтобы компании сумели вернуть кредиты, необходимые для сооружения и модернизации энергообъектов.

    ЭР: С 1 июля в России запущено несколько пилотных проектов по внедрению новой RAB-методики формирования тарифов на основе долгосрочного регулирования. Среди участников - Пермэнерго, филиал МРСК Урала. Какие ожидания Вы связываете с этим тестовым переходом?

    А. Б.: Мы полагаем, новый метод позволит энергетикам привлекать инвестиции в сетевую инфраструктуру, при этом инвесторы смогут возвращать вложенные средства и получать проценты на капитал. К участию в проекте готовятся и два других филиала МРСК Урала - Челябэнерго и Свердловэнерго, они стартуют несколькими месяцами позже. Пока наши специалисты занимаются предварительными расчетами тарифов на передачу электроэнергии по новому методу, оценкой первоначальной базы задействованного капитала энергокомпаний, балансовыми последствиями перехода. Просчитываются модели участия инвесторов - с разным процентом доходности, формируется банк данных для сравнения наших текущих затрат с затратами других компаний. По RAB-методике мы должны ориентироваться на лучший результат, постепенно сокращая расходы в соответствии с принципом бенчмаркинга. В настоящее время сопоставляем Пермэнерго с Челябэнерго - они близки по параметрам. Пытаемся понять, где лучше ситуация.
    Суть введения новой системы - в той компенсации стоимости привлеченного и акционерного капитала в гостарифе, без которой до сих пор электросети инвесторов не интересовали. Главная цель перехода на RAB-методику - создать условия для привлечения средств, необходимых для развития распределительных сетевых комплексов. Регулятор, в свою очередь, станет формировать тариф таким образом, чтобы компании могли постепенно возвращать вложенные средства и проценты на привлеченный капитал. Предполагается, что тариф будет устанавливаться не на год, как сейчас, а на период от трех до пяти лет.
    Проекты строительства сетевых объектов в условиях RAB-регулирования будут иметь, по мнению энергетиков, среднерыночную доходность при минимальных рисках, что позволит обеспечить инвестиционную привлекательность электросетевого бизнеса, оптимизировать тарифы и вести долгосрочную политику развития.

    ЭР: Почему Пермэнерго была выбрана в качестве пилотной компании?

    А. Б.: Сыграли свою роль масштабы и темпы ее инвестпрограммы. В 2007 году рост энергопотребления в Перми достиг 8-10% (и 7% - уже в I квартале нынешнего года). Для покрытия этого роста необходимо построить объекты стоимостью 2 млрд 300 млн рублей, соответственно, компания пошла на большой объем заимствований, который превысил 1 млрд 600 млн рублей. В мае Пермэнерго выпустила облигационный займ на 1 млрд рублей (облигации куплены пулом банков, в том числе зарубежных), а также оформила в Сбербанке инвестиционный кредит на 600 млн рублей. Около 700 млн рублей составили собственные средства. Так у пермяков возникла потребность в переходе к системе гарантированной доходности на вложенный капитал: привлечь можно любые средства, но по старой схеме тарифообразования возникает проблема возврата денег. В том числе и потому, что решения тарифных органов, как федеральных, так и региональных, зачастую подвержены неэкономическим влияниям. Электросетевой комплекс, как известно, обеспечивает стабильность и надежность электроснабжения,для этого он должен иметь возможность планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

    ЭР: Какой уровень доходности для инвесторов показывают предварительные расчеты по RAB-методике?

    А. Б.: Порядка 10-12% годовых. Доход на вложенный капитал определяется по ситуации на рынке: при каких условиях, на взгляд ФСТ, можно будет привлечь деньги. Инвесторы, конечно, наблюдают за ходом подготовки компаний к старту. В рамках двухдневного форума "Russian utilities at the dawn of a new era" в Москве представители таких компаний, как Prosperity Capital, "Тройка Диалог", Kazimir Partners, UFG Asset Management, Farallon Capital International, Red Star Asset Management, GLG Partners, говорили менеджерам МРСК Урала, что связывают планы инвестирования в российские электросетевые структуры со сроками внедрения системы RAB. По нашим представлениям, если финансовые рынки стабилизируются, МРСК Урала сможет привлечь необходимый объем инвестиций - от 30 до 70 млрд рублей до 2016 года. Профессиональные инвесторы вкладывают в регулируемый государством электросетевой бизнес "длинные" деньги во всем мире. Российский сегмент обещает быть ничем не хуже.
    Приток инвестиций выгоден как для энергокомпаний, так и для региона. Займы на восемь - десять лет под 11-12% годовых дадут возможность полностью модернизировать региональные сети. Мы полагаем, что основными инвесторами, которые определятся на конкурсной основе, станут банки. Выбор механизма - либо банковское кредитование, либо облигационный заем - зависит от ситуации на рынке.

    ЭР: Тариф для потребителя вырастет?

    А. Б.: По нашим оценкам, на 20% в первый год.

    ЭР: Переход на новую методику формирования тарифов позволит компании привлечь гораздо больший объем инвестиций?

    А. Б.: Главное - не как можно больше, а ровно столько, сколько необходимо. Потому что этот объем средств ложится на плечи потребителей и влияет на стоимость функционирования энергосистемы. Безудержный рост инвестиций - это непрофессионально, вредно. Мы в нашем разговоре с потребителями, инвесторами ставим вопрос по-другому: давайте точно определим объем потребления, динамику и тенденции до 2015 года. Соглашение между РАО ЕЭС и правительством Свердлов-ской области по развитию электро-энергетики в регионе, заключенное в ноябре 2006 года, было скорректировано и заново подписано 20 июня Анатолием Чубайсом и губернатором Эдуардом Росселем. Сроки его реализации продлены до 2012 года. Одна из причин корректировки соглашения: при составлении инвестпрограмм все регионы Урала старались доказать РАО, что им нужны огромные объемы строительства генерации и сетей для покрытия высокой динамики спроса на электро-энергию, для развития экономики. Некоторые руководители формировали заявки, в два раза превышающие потребности региона. По принципу: проси 200, дадут 100. Каждый боролся за избыточную мощность. Это делало регион привлекательным для создания новых видов бизнеса, предприятий, рабочих мест.
    Мы планировали свою деятельность с учетом этих заявок и в соответствии с высокими темпами прироста энергопотребления, наблюдавшимися в прошлые годы. Но в 2008 году заявленные объемы увеличения спроса не подтверждаются. Например, в Тюменской энергосистеме ожидали восходящей динамики свыше 10%, но пока - всего 2,3%.В Свердловской области потребление приросло с начала года на 3%, а планировалось 5-6%. Урал с 2002-го по 2007 год был впереди всей страны по этому показателю. Сейчас темп снизился, промышленные предприятия начинают заниматься энергосбережением, выравнивают пиковые сезонные и суточные нагрузки, снижают расход.
    В других регионах та же тенденция: в Санкт-Петербурге отмечено увеличение потребления на 6,5%, в Москве выше нашего и среднероссийского (4,7%). Кривая спроса на электроэнергию и дальше будет расти, но гораздо медленнее.
    Наши специалисты проанализировали ситуацию на Урале: если учесть все заявки до корректировки, то до 2016 года нужно было бы привлечь 150 млрд рублей. Иначе говоря, согласно первоначальным размашистым планам, которые формировали региональные власти по росту объемов энергопотребления, вновь построенная сетевая инфраструктура еще раз охватила бы площадь Свердловской, Челябинской областей и Пермского края, а количество бытовых потребителей за восемь лет должно было увеличиться вдвое. Привлечь обозначенный объем инвестиций физически невозможно.
    Подобной практики больше не будет. Во всяком случае, на территории присутствия МРСК Урала. Совместно со всеми субъектами рынка мы определим точные величины потребления и только после этого установим объем инвестиций, который понадобится. Пока сумма сильно колеблется: как я уже говорил, МРСК Урала готова запланировать от 30 до 70 млрд рублей до 2016 года. В текущем году объектов будет построено на 6 млрд рублей.

    ЭР: Анатолий Чубайс заявил, что один из главных рисков у энергокомпаний - ценовой. Каким Вам видится развитие ситуации?

    А. Б.: Западные производители энергооборудования определили в России огромную потребность в данной продукции. Как и то, что наша промышленность сама эту потребность удовлетворить не в силах. Они быстро отреагировали - развернули у себя под наши гигантские планы дополнительные мощности, повысили цены по некоторым позициям на 70 и 100%: спрос же высокий. Сейчас пошли отказы от этого оборудования. Где-то спрос оказался неплатежеспособным, где-то выяснили, что нет необходимости в новых мощностях: мол, погорячились. Нашлись и компании, которые закупили турбины впрок, чтобы нам перепродавать, сейчас они по России торгуют этими турбинами со скидкой.
    Пик роста цен на энергетическое оборудование приходится, по прогнозам, на нынешний год. А в 2009-2010-м есть вероятность, что энергокомпании приведут свои инвестпрограммы в соответствие с реалиями: уточнят объемы и сроки покупок, строек, пусков. В итоге рынок сбалансируется. Таким образом, ценовой риск отчасти снизится.