В ногу со временем

    С 27 мая по 1 июня 2008 г. на острове Мадейра (Португалия) прошла VII Всероссийская конференция IT Team Energy руководителей ИТ-служб энергетических компаний на тему "Общее ИТ-пространство энергетики: стратегия взаимодействия между субъектами рынка и органами государственного управления". В конференции приняли участие представители различных предприятий энергетического комплекса Российской Федерации, федеральных органов власти, фирм-разработчиков автоматизированных систем и оборудования. Организатором мероприятия стало ЗАО "АйТи Энерджи Микс", дочерняя структура группы компаний "АйТи Энерджи". Конференция уже пятый год подряд является площадкой для делового общения руководителей на самые актуальные темы, связанные с использованием информационных технологий, обмена опытом лидеров ИТ-индустрии и экспертов в этой области.

    История развития информационных технологий в электроэнергетике официально началась еще в 1968 г., когда 14 мая министром энергетики и электрификации СССР был подписан приказ "О создании Главного вычислительного центра энергетического строительства (ГИВЦЭС)". Впоследствии отраслевой вычислительный центр преобразовали в акционерное общество, и он стал известен как ОАО "ГВЦ Энергетики". Организация специализировалась на разработке и внедрении автоматизированных систем управления на энергообъектах.
    В год 40-летнего юбилея компании совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил схему ее реформирования.
    В этой связи доклад генерального директора ОАО "ГВЦ Энергетики" Евгения Аксенова, посвященный основным вехам становления ГВЦ, трансформации его в Группу компаний "АйТи Энерджи" и планам дальнейшего развития был с особым интересом воспринят всеми участниками мероприятия. Согласно схеме реорганизации вся деятельность в сфере информационных технологий и необходимые для этого активы, находившиеся на балансах РАО "ЕЭС России" и ГВЦ Энергетики, концентрируются в ООО "АйТи Энерджи Сервис", которое сформировало структуру в виде дочерних организаций, практически полностью в своей деятельности дублирующих бизнес-направления ГВЦ Энергетики.
    В акционерном капитале "АйТи Энерджи Сервис" участвуют основные компании целевой структуры электроэнергетики: ФСК ЕЭС, МРСК Холдинг, ГидроОГК, РАО ЭС Востока,
    НП "Совет Рынка". Такая схема предопределяет направленность деятельности группы "АйТи Энерджи" в интересах обеспечения надежности и непрерывности основного бизнеса акционеров в вопросах ИТ.
    "В результате реформирования ГВЦ Энергетики на ИТ-пространстве появился крупный игрок, призванный стать сервис-провайдером, работа которого полностью соответствует правилам рынка", - отметил Евгений Аксенов.
    Сегодня в энергетике наблюдается серьезная переоценка роли информационных технологий в целом и ожиданий от внедрения тех или иных ИТ-решений в частности. Приходит понимание, что современному энергетическому бизнесу без реализации инновационных программ в данной области трудно рассчитывать на сбалансированность в управлении предприятием, добиваться высоких финансовых показателей, поскольку от того, как выстроена система обмена данными, зависит возможность корректировки текущей производственной деятельности, а также точность долгосрочного прогнозирования.
    Тем не менее, по оценкам специалистов, в настоящее время предприятиями электроэнергетики на внедрение информационных технологий тратится лишь около 10% оборотных средств. Докладчик подчеркнул, что проводимая в отрасли реформа и, как следствие, активное включение рыночных механизмов в бизнес-процессы остро актуализируют проблему недоиспользования энергетиками возможностей современных ИТ.
    Во многих выступлениях говорилось о том, что закончились времена единственного поставщика электроэнергии, теперь энергетическим компаниям приходится бороться за своих клиентов, а это предполагает улучшение качества сервиса, оперативность документооборота, эффективность финансового учета. Территориальная распределенность клиентской сети требует наличия отлаженных коммуникационных связей, автоматизации процессов контроля производства и продажи энергии. Кроме того, необходимость модернизации ИТ-систем в энергетике очевидна в связи с изношенностью основных фондов, нуждающихся в обновлении и ремонте.
    "Клиентоориентированная политика компании невозможна без создания соответствующей ИТ-инфра-структуры, - говорил на конференции заместитель генерального директора по ИТ и бизнес-моделированию ОАО "МРСК Центра" Павел Обухов. - Для принятия правильных бизнес-решений менеджмент должен оперативно получать нужную информацию, а также иметь инструмент для ее анализа".
    Реформирование отрасли в целом вскрыло важную проблему в области автоматизации: большинство подразделений когда-то единой энергетической системы предпочитали заниматься собственными ИТ-разработками, что привело к появлению локальных ИТ-стандартов, часто не совместимых между собой. Производственные взаимоотношения различных предприятий, даже входящих в одну систему, зачастую были осложнены из-за значительных финансовых, временных и трудозатрат. Подобное положение вещей являлось препятствием не только для документооборота, но и для управления отраслью, и закономерно вызвало потребность в разработке единых ИТ-стандартов.
    В результате в 2005 г. были сформированы отраслевые стандарты предоставления ИТ-услуг на основе IT Infrastructure Library/IT Service Management (ITIL/ITSM). Они содержат соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement - SLA), определяющие сроки и качество выполнения работ.
    Для того чтобы упорядочить и стандартизировать обмен технико-экономической информацией, в свое время была создана Единая система классификации и кодирования (ЕСКК).
    Ее разработкой занимались совмест-но специалисты РАО "ЕЭС России", ГВЦ Энергетики, ВНИИЭ, ФСК и СО-ЦДУ. Кроме того, осенью 2006 г. РАО "ЕЭС России" выпустило программу "Техническая политика в области ИТ", которая подчеркнула единый характер стандартизации, определила вектор развития отрасли в этом направлении. Особое значение приобрел тот факт, что программа указала на необходимость соответствия применяемых на предприятиях электроэнергетики информационных технологий международным стандартам в области ИТ, а также на обязательность учета международного опыта и наработок. Появление единых ИТ-стандартов направлено и на исключение неэффективных технологий, увеличивающих затраты.
    Выступивший на конференции начальник ДИТ КЦ РАО "ЕЭС России" Леонид Спицын отметил, что, согласно его наблюдениям, те генерирующие и сетевые компании, в которых отнеслись к стандартизации серьезно и использовали ИТ-стандарты как рабочий инструмент, выиграли с точки зрения организации производства. Кроме того, по его словам, за время реформы заметно изменилось отношение к ИТ-проблемам со стороны руководства. "Из 20 генерирующих компаний в 16 главные ИТ-специалисты имеют статус заместителя генерального директора, что еще пять лет назад было практически невозможно. И если аудит, проведенный в 2005 г., показал, что топ-менеджмент энергетических предприятий не относился сколько-нибудь серьезно к ИТ-деятельности, то в настоящее время эту ситуацию удалось переломить".
    Внедрению новых ИТ-систем и применению стандартизированного подхода предшествует проведение структурного анализа всех производственных процессов. Этим занимаются специализированные ИТ-компании. Из бесед с их представителями следует, что задачи, связанные с автоматизацией в энергетике, идентичны задачам в других отраслях, причем как в России, так и в республиках бывшего Советского Союза. В первую очередь это влечет определенные финансовые затраты, которые впоследствии окупаются за счет снижения издержек. Специалисты считают, что экономия после внедрения современных ИТ-комплексов составляет как минимум 10%.
    Сегодня процесс автоматизации постепенно приобретает масштаб и соответствует ходу отраслевых преобразований, сообразуясь с требованиями и механизмами рынка.
    Для ИТ-компаний сфера электро-энергетики очень интересна - уже в силу объема необходимых работ. Впрочем, перспективны не только непосредственная реализация информационных технологий, но и информационный консалтинг, услуги по проведению бизнес-анализа и другие сопутствующие виды деятельности. Об этом говорили все представители ИТ-фирм, посетившие конференцию в Португалии.
    По мнению менеджеров энергокомпаний, привлечение специализированной организации для создания и внедрения ИТ-комплекса, во-первых, менее затратно, чем содержание соб-ственного штата квалифицированных разработчиков (экономия иногда достигает 40%). Во-вторых, сторонние специалисты смогут более объективно оценить внутрикорпоративные бизнес-процессы, что является также положительным фактором. В-третьих, для предприятия очень важно выстраивание внешних связей со своими контрагентами, в этом смысле опыт независимой ИТ-компании, изучившей производственную специфику разных отраслей экономики, сложно переоценить.
    В заключение хотелось бы добавить, что, помимо обширной деловой программы, участникам конференции была предоставлена возможность кулуарно обсудить имеющиеся вопросы и просто пообщаться в неформальной обстановке.
    В рамках культурной программы выступил замечательный израильский русскоязычный поэт, получивший широкую известность благодаря своим афористичным четверостишиям-"гарикам" - Игорь Губерман, нашедший в плотном графике выступлений несколько дней, чтобы поразить не-истощимой энергией и бесподобным юмором российскую аудиторию. Кроме того, в один из дней для участников конференции была организована обзорная экскурсия по острову Мадейра, в ходе которой состоялась встреча с представителем мэрии города Porto Moniz. В своем обращении он высказал мнение, что подобные мероприятия полезны не только российским специалистам, но и зарубежным коллегам, и выразил пожелание активно развивать сотрудничество в данном направлении.