Стратегия перемен Инвестиционная программа концерна "Росэнергоатом" на 2008 год и планпрогноз до 2015-го

 

Автор

Полушкин Александр, Заместитель генерального директора - директор по развитию концерна "Росэнергоатом"

 

    Введение
    Оценить масштабность инвестиционной программы концерна "Росэнергоатом" на 2008-й и последующие годы можно путем ее сравнения с фактическим положением дел в данной сфере в минувшие 10 лет.
    После развала СССР и до 1998 г. в атомной энергетике России инвестиционная деятельность практически не велась. Небольшие средства выделялись на разработку новых проектов - АЭС-91, АЭС-92, БН-800, КЛТ-40С и на содержание недостроенных объектов, законсервированных в 1991-1992 гг.
    Все факторы были против дальнейшего развития атомной генерации: послечернобыльское настроение общественности, позиция ведущих политиков того времени (которые быстро поняли, что путь во власть лежит через два лозунга: "долой КПСС" и "долой АЭС"), отсутствие денег - оплата отпущенной электроэнергии опускалась ниже 10% от объема реализации, замирала промышленность, распадались строительные управления. Казалось, что возродить нашу отрасль мы уже не сможем:
    Летом 1998 г. забрезжила первая робкая надежда. В тот короткий период, когда премьер-министром служил Сергей Владиленович Кириенко, приняли первую послечернобыльскую государственную программу развития атомной энергетики. Программа не подразумевала нового масштабного строительства, она не была обеспечена финансовыми ресурсами, на нее косо смотрели в регионах, но все же - это был прорыв. Государство определило свою позицию. Атомная энергетика нужна!
    С того момента и до середины нынешнего десятилетия (1998-2005 гг.) ситуация изменялась в лучшую сторону достаточно динамично.
    Были достроены и выведены на проектную мощность два блока-"миллионника" - Ростов-1 и Калинин-3.
    Началась модернизация в целях продления сроков эксплуатации действующих блоков на АЭС: Нововоронежской (3, 4), Кольской (1, 2), Ленинградской (1, 2), Курской (1, 2), Билибинской (1, 2, 3, 4).
    Приступили к сооружению комплексов по переработке радиоактивных отходов.
    Годовой объем инвестиций постепенно рос с трех млрд руб. векселями в 1998 г. до 20-24 млрд руб. "живыми" деньгами к 2005 г.
    Зарубежные стройки - в Иране, Китае, Индии - в какой-то степени помогли удержать "на плаву" основные заводы-изготовители оборудования для АЭС.
    Наконец, с 2006 г. возрождение атомной энергетики и характер инвестиционной деятельности концерна начали меняться революционным образом.
    Под руководством новой команды управленцев во главе с Сергеем Кириенко разработана федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.", предусматривающая ввод, начиная с 2012 г., по два энергоблока в год.

    Идет разработка нового проекта - АЭС-2006.
    Открывается строительство БН-800 на Белоярской АЭС, разворачивается достройка энергоблоков Ростов-2 и Калинин-4.
    Создаются новые инжиниринговые компании на базе существующих проектных институтов.
    Закладывается новое строительство на площадках НВАЭС-II и ЛАЭС-II.
    Продолжается работа по продлению сроков эксплуатации энергоблоков ЛАЭС-3, Курск-3, НВАЭС-5, Кол-АЭС-3,4, Белоярка-3.
    Разрабатывается и реализуется новая программа повышения мощности действующих АЭС.
    Объем инвестиций в 2006 г. достигает 35 млрд руб., а в 2007-м - уже более 60 млрд руб., причем из них 18 млрд руб. - это средства федерального бюджета. В плане на 2008 г. - 120 млрд руб., из которых более 50 млрд руб. выделяются из федерального бюджета.
    Структурно инвестиционная программа концерна "Росэнергоатом" состоит из пяти разделов:

  • обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энерго-блоков;
  • продление эксплуатационного ресурса энергоблоков I и II поколений;
  • обращение с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами;
  • создание энергомощностей;
  • повышение эффективности (КИУМ) действующих АЭС.

        Обеспечение безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков
        Объем инвестиций по этому разделу составит в 2008 г. чуть менее 5 млрд руб.
        Раздел включает десятки и сотни различных мероприятий, реализуемых на действующих АЭС и объединенных по следующим направлениям:

  • выполнение условий действия лицензий на эксплуатацию, в которые закладывается все более высокий уровень безопасности;
  • внедрение лучшего опыта эксплуатации АЭС;
  • устранение замечаний и предписаний надзорных органов в области пожарной и технической безопасности, охраны труда, экологии, готовности к преодолению чрезвычайных ситуаций, промсанитарии и гигиены труда;
  • приведение действующих АЭС в соответствие с требованиями послед-них по времени нормативных документов, которые в российской атомной энергетике обновляются в среднем каждые пять лет;
  • устранение недостатков, выявленных при отказах оборудования и нарушениях в работе энергоблоков;
  • выполнение НИР и ОКР в целях обеспечения всего вышеперечисленного.

        Продление эксплуатационного ресурса энергоблоков I и II поколений
        Объем инвестиций по этому разделу составит в 2008 г. 15-17 млрд руб.
        Работа по модернизации и продлению срока эксплуатации действующих энергоблоков состоит из двух основных частей:

  • замена технологического, электротехнического оборудования, строительных конструкций, выработавших свой ресурс;
  • приведение энергоблока в соответствие с современными требованиями нормативных документов.
        За несколько лет до истечения проектного срока службы, а он для всех действующих сегодня энергоблоков порядка 30 лет, производится детальное обследование оборудования, зданий, сооружений, обеспечивающих эксплуатацию данного энергоблока. Формируется перечень оборудования и технологических систем, подлежащих полной или частичной замене или капитальному восстановительному ремонту. Кроме того, составляется перечень отступлений от действующих нормативных требований, принимается решение об устранении выявленных отступлений, а там, где это технически невозмож-но - о проведении компенсирующих мероприятий.
        По результатам обследований и анализов разрабатывается проект продления срока эксплуатации данного энергоблока. Проект проходит ведомственную экспертизу и утверждение в Росатоме, после чего начинается его реализация.
        Как показывает практика послед-них лет, для того чтобы сократить специальные длительные остановы энергоблоков, большинство работ по модернизации следует осуществлять в период плановых средних и капитальных ремонтов. При такой организации за три-четыре года можно выполнить весь объем мероприятий и подготовить комплект документов с обоснованием достигнутого уровня безопасности для получения лицензии на эксплуатацию за пределами проектного срока службы.
        Опыт подобных работ и обоснований подтверждает, что и корпусные водо-водяные, и канальные уран-графитовые реакторы способны дополнительно функционировать как минимум в течение 15 лет.
        В настоящее время 11 энергоблоков из 31 действующего в России уже получили разрешение на эксплуатацию сверх проектного срока.
        В 2008 г. основные мероприятия по продлению срока службы запланированы на блоке № 3 Белоярской АЭС, блоке № 3 Ленинградской АЭС, блоке № 3 Курской АЭС, блоке № 5 Нововоронежской АЭС, блоке № 3 Кольской АЭС.
        Кроме того, на целом ряде объектов в нынешнем году начнутся проектные работы для подготовки их модернизации. К ним относятся блок № 1 Калининской АЭС, блок № 4 Кольской АЭС, блок № 4 Ленинградской АЭС, блок № 4 Курской АЭС, блок № 1 Смоленской АЭС.
        Таким образом, основной объем работ в данном направлении будет выполнен в текущем десятилетии. После 2010 г. потребуется реализация проектов продления эксплуатации относительно молодых АЭС - Балаковской, Калининской и Смоленской.
        Мероприятия по увеличению сроков эксплуатации АЭС рассматриваются сегодня как приоритетные по двум причинам. Во-первых, при затратах в размере 300-400 млн долл. отрасль получает блок-"миллионник" еще минимум на 15 лет, что экономически выгодно. Во-вторых, продление времени эксплуатации действующих объектов дает возможность войти в режим серийного строительства новых АЭС, не снижая общей установленной мощности атомных станций России.

        Обращение с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами
        Объем инвестиций по данному разделу составит в 2008 г. от 10 до 13 млрд руб.
        В соответствии с заданиями этого раздела инвестиционной программы на каждой действующей АЭС сооружаются комплексы по переработке и хранению жидких и твердых радиоактивных отходов, накопленных за весь срок эксплуатации.
        Комплексы представляют собой технологические системы, способные перевести имеющиеся отходы в твердое состояние, упаковать их в цементную матрицу и уложить в специальные бетонные контейнеры для длительного хранения. Это положительная сторона вопроса. Есть и сомнения в правильности выбранного пути: в результате переработки отходов по принятым технологиям общий объем хранения увеличивается, поскольку добавляется объем матрицы и контейнеров. К тому же интенсивно функционировать эти комплексы должны семь-восемь лет, после чего потребуется вторично переработать все накопленные отходы, а вновь поступающие загрузят оборудование процентов на 25-30. Сейчас появляются новые технологии, ре-ально сокращающие объем и стоимость хранения отходов. Может получиться так, что наши потомки сумеют существенно оптимизировать этот процесс, и то, что мы сегодня строим, больше не будет востребовано.
        Но сомнения сомнениями, а программа принята, и в течение четырех-пяти лет концерн реализует ее полностью.
        Одновременно в рамках данного раздела возводятся комплексы по обращению с отработанным ядерным топливом реакторов РБМК на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС. Речь идет о сооружении "горячих камер", позволяющих разгрузить имеющиеся бассейны для "мокрого" хранения тепловыделяющих сборок, выгруженных из реакторов, и организовать "сухое" хранение этих сборок в специальных контейнерах. Строительство первого такого комплекса должно завершиться в этом году на Ленинградской АЭС. Надеемся, приобретенный опыт поможет быстрее ос-воить данную технологию в Курске и Смоленске.
        В ближайшие три-четыре года указанные работы концерн выполнит. К тому времени будет введен в эксплуатацию комплекс долговременного хранения отработанного ядерного топлива в Красноярске, и мы сможем постепенно разгрузить станционные хранилища, тем самым существенно повысив безопасность действующих АЭС.

        Создание энергомощностей
        Данный раздел программы содержит задания по достройке энергоблоков высокой степени готовности, сооружению новых АЭС по проекту АЭС-2006 единичной мощностью 1 150 МВт, консервации площадок, где строительство пока не предполагается, проектному обеспечению будущих периодов.
        Объем инвестиций по разделу составит в 2008 г. 75-80 млрд руб.
        Планы концерна по сооружению энергомощностей основываются как на федеральной целевой программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса до 2015 г.", так и (с 2008 г.) на общеотраслевой Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. В соответствии с Генеральной схемой мы должны вводить до 2012 г. по одному энергоблоку в год, с 2012 по 2014 гг. - по два и, начиная с 2015 г., - по три атомных энергоблока.
        Объем ввода мощностей с 2009 по 2020 гг. составит по прогнозам минимум 32 тыс. МВт. За этот же период из эксплуатации будет выведено 3,7 тыс. МВт старой генерации, а общая установленная мощность атомных станций России к 2020 г. превысит 51 тыс. МВт. Годовая выработка электроэнергии на АЭС за указанный период вырастет с сегодняшних 150 млрд кВт.ч до 380 млрд кВт.ч.
        В первые годы расходы на реализацию столь масштабной инвестиционной программы распределяются приблизительно пополам между федеральным бюджетом и концерном "Росэнергоатом". В дальнейшем доля средств концерна будет увеличиваться, а после 2015 г. инвестиции из федерального бюджета и вовсе не планируются.
        Важно отметить, что кроме серийного строительства энергоблоков с реакторами корпусного типа (ВВЭР) мощностью 1 150 МВт, программой предусмотрен ввод в 2012 г. энерго-блока № 4 Белоярской АЭС мощностью 800 МВт с реактором на "быстрых" нейтронах (БН-800). По мнению специалистов, за этой технологией - будущее атомной энергетики. Россия и сегодня занимает в данной области лидирующее положение, а с вводом БН-800 и внедрением замкнутого топливного цикла, когда после регенерации отработавшее топливо вновь возвращается в реактор, лидерство, безусловно, будет закреплено. На основе опыта, который мы рассчитываем получить на Белоярской АЭС, можно всерьез говорить о планах развития атомной энергетики во второй половине XXI века.
        Любопытным также является проект плавучей АЭС мощностью 70 МВт. Пилотный образец станции должен заработать в начале следующего десятилетия. Есть основания полагать, что у проекта большое будущее не только на российском Севере, но и за рубежом. Кроме электроэнергии, плавучая АЭС способна генерировать тепло и стать базой для создания опреснительных комплексов.
        Следует отметить, что финансовое обеспечение программы развития атомной энергетики, о котором было сказано выше, не является сегодня решающим фактором ее успешной реализации.
        На первое место выходит ресурсное обеспечение. Имеются в виду кадровые ресурсы, а также поставки материалов и оборудования.
        В настоящее время мы уже сталкиваемся с ограниченными возможностями заводов-монополистов, изготавливающих основное оборудование реакторной установки. Когда в полной мере развернется работа по инвестиционной программе атомной энергетики, а также аналогичной, но еще более масштабной программе развития тепловой генерации, сложности появятся и у заводов, производящих номенклатуру теплосилового и электротехнического оборудования. Возникнет реальный дефицит профильной продукции, и конкуренция изготовителей сменится конкуренцией заказчиков. Это, в свою очередь, приведет к росту цен и увеличит риск невыполнения обеих программ.
        То же самое может произойти и с некоторыми видами строительных материалов. Впрочем, монополизм в секторе производства цемента мы ощущаем уже сегодня.
        Не менее остро стоит вопрос обеспечения новых проектов трудовыми ресурсами. Строителей не хватает уже в данный момент. Начинается привлечение рабочей силы из Украины, Белоруссии, стран Средней Азии. Ощущается недостаток и инженерного состава - ослабли или вовсе исчезли институты, разрабатывающие технологию строительства и монтажа, некому вести инженерную подготовку производства на стройках, остается невысоким качество некоторых проектов и рабочей документации.
        Вместе с тем, несмотря на сложности, концерн развернул работы по сооружению блока № 2 Ростовской АЭС, блока № 4 Калининской АЭС, блока № 4 Белоярской АЭС, первых блоков Ленинградской и Нововоронежской АЭС-II. Уже в текущем году планируется начать мероприятия подготовительного периода на блоках № 3 и № 4 Ростовской АЭС.
        Одним словом - дорогу осилит идущий.

    Повышение эффективности (КИУМ) действующих АЭС

        Объем инвестиций по этому разделу составит в 2008 г. чуть менее 4 млрд руб.
        Данный раздел инвестиционной программы концерна "Росэнергоатом" содержит ряд мероприятий, проводимых на действующих АЭС в целях:
  • повышения коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) за счет сокращения плановых простоев в ремонтах;
  • увеличения мощности энерго-блоков.
        В период до 2015 г. в рамках названного раздела предстоит освоить около 19 млрд руб., а эффект от реализации запланированного будет эквивалентен вводу 4 500 МВт новых мощностей (или четырех энергоблоков АЭС-2006). Таким образом, на один кВт дополнительной мощности мы затратим примерно 4 200 руб. (или 170 долл/кВт).
        Основными мероприятиями, включенными в раздел, являются:
  • повышение КПД турбоустановок АЭС с РБМК за счет замены диафрагм и лопаток 4-й и 5-й ступеней;
  • повышение КПД турбоустановок АЭС с РБМК и ВВЭР за счет модернизации системы сепарации пара перед ЦНД;
  • внедрение шарикоочистки конденсаторов турбин;
  • повышение тепловой мощности реакторов РБМК на 5%; ВВЭР-1000 на 4%; ВВЭР-440 на 7%;
  • переход на 18-месячный топливный цикл реакторов ВВЭР-1000 с соответствующим увеличением межремонтного цикла;
  • перевод АЭС с реакторами РБМК на двухлетний межремонтный период.
        Реализация перечисленных мероприятий сопровождается обоснованиями сохранения, а в некоторых случаях и повышения достигнутого уровня безопасности.

        Заключение
        Наверное, каждый знает фразу китайского философа Конфуция: "Не дай Бог жить в эпоху великих перемен!" Кстати, как раз сейчас в Китае происходят кардинальные перемены. И ничего, не жалуются. Я бы хотел сказать вам, дорогие коллеги: перемены - это хорошо! Особенно те, в которых мы с вами можем участвовать!

  •