Концепция оптимизации стоимости хранения и управления информацией (по материалам доклада на III профессиональном форуме "Информационные технологии и измерение в энергетике" 16 апреля 2008 г.)

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Автор

Грачев Алексей, Руководитель направления консалтинга ЕМС Infrastructure Consulting Services по России и СНГ

 

    Для любого энергопредприятия, работающего в условиях рыночной экономики, задачи, связанные с оптимизацией своих затрат при заданном качестве производства товаров и услуг, имеют первостепенное значение. Активы организации требуют определенных издержек на их хранение и поддержание в рабочем состоянии для использования в производственных процессах.
    Информация - один из активов компании, обслуживание, администрирование, хранение которого сто-ит денег. При этом ценность информации зависит от типа информационного актива и, кроме того, меняется со временем.
    Сегодня внимание организаций, в том числе сферы электроэнергетики, привлечено к поиску возможностей по снижению бизнес-рисков, оптимизации затрат и повышению гибкости в управлении обработкой и хранением информации путем достижения соответствия инвестиций в ИТ и ценности массива данных.
    Основными побудительными мотивами при поиске методов оптимизации являются:

  • экспоненциальный рост объемов информации, связанный с автоматизацией все большего количества процессов и увеличением использования ресурсоемких типов носителей. В частности, специалисты в энергетике отмечают расширение баз данных на 60-100% ежегодно;
  • рост важности информации для бизнеса и, как следствие, повышение зависимости бизнеса от доступности, целостности и конфиденциальности обрабатываемых сведений;
  • необходимость удовлетворения требований бизнеса и внешних регуляторов к доступности архивных данных (обычно в течение трех - пяти лет, для отдельных видов деятельности - до 70 лет);
  • сокращение технологических "окон" для обслуживания производственных систем и пользовательских сервисов, в результате чего меньшее количество времени может быть отведено на процессы резервного копирования, архивирования, реорганизации пространства и пр.;
  • все усложняющиеся ИТ-инфраструктура и инструменты администрирования несут большую вероятность риска ошибок, связанных с применением некомпьютеризированных операций в управлении информацией.
        В последние годы появился ряд технических возможностей, способствующих решению перечисленных проблем. К ним относятся:
  • инструменты управления архивацией по политикам и периодам хранения;
  • централизованные хранилища данных;
  • нестираемые хранилища;
  • многоуровневые хранилища;
  • квазихранилища в режиме on-line и др.
        Все эти технологические инструменты позволяют управлять информацией (и стоимостью ее обслужива-ния) в соответствии с ее жизненным циклом в рамках бизнес-процессов энергокомпании.
        Что означает управление жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management - ILM)? ILM - это процесс управления информацией и стоимостью ее обслуживания от создания до уничтожения по мере изменения ее ценности для организации во времени.
        Главным показателем успешности проекта ILM является уменьшение стоимости хранения данных или, по крайней мере, переход к обоснованным затратам на хранение.
        Экономия может быть достигнута перемещением информации с высокого уровня обслуживания на более низкий уровень в соответствии с принятыми политиками ILM. Первый опыт применения новой методологии превзошел ожидания. Наша компания развила этот проект, придя в итоге к трехфазной модели ILM-программы, которая де-факто стала стандартом в индустрии.
        Первая фаза модели - группировка приложений и их данных по уровням сервиса многоуровневой СХД.
        Вторая фаза - индивидуальная ILM-оптимизация данных, особо значимых для бизнеса и имеющих наибольшую нагрузку в СХД.
        Третья фаза - создание интегрированной ILM-среды для большинства централизованных баз данных организации.
        Конечно, можно получить быстрый и относительно легко достижимый результат автоматизации способов хранения, группируя информацию по внешним проявлениям ее прохождения логических стадий жизненного цикла, например, по типу и размеру файлов, частоте использования и другим характеристикам и метаданным. Такой подход позволяет переместить значительную часть сведений на более дешевые СХД, снизив затраты на обслуживание единицы информации. Этот метод получил название Data Lifecycle Management (DLM) - управление жизненным циклом данных. К сожалению, применение DLM опирается на представления сотрудников ИТ-подразделения о важности тех или иных данных (чаще всего на уровне файловой системы) и не учитывает действительного значения приложений и, тем более, текущих и будущих требований бизнеса, владеющего информацией.
        Сегодня все крупные предприятия энергетики предъявляют строгие требования к консалтинговым компаниям, которые внедряют проекты, связанные с ILM: исполнители должны использовать исключительно индивидуальный, целостный, структурированный подход к управлению жизненным циклом информации, основанный на классификации данных. Принимаются во внимание: производительность, параметры резервирования/восстановления, длительность архивного хранения, надежность защиты от изменений и пр.
        Методология такого проекта для первых двух фаз ILM-программы состоит из нижеперечисленных этапов:
        1) Анализ ИТ- и бизнес-требований к 20-30 бизнес-приложениям из репрезентативной выборки, произведенной согласно критериям: объем данных, критичность для бизнеса, динамика роста данных (см. табл. 1).
        2) Группировка требований к приложениям и массивам их данных (см. рис. 1.) в соответствии с классическими стадиями жизненного цикла (ЖЦ):
  • оперативные данные (регулярно используются в бизнес-среде);
  • данные оперативного восстановления (вышли из операционного употребления, но могут быть восстановлены по требованию бизнеса);
  • архивные данные (те, которые исключены из использования в бизнес-среде, но не удаляются в целях удовлетворения запросов внешних органов);
  • данные аварийного восстановления (представляют собой минимальный объем критически важной информации, необходимой для восстановления нормальной работоспособности после наступления форс-мажорных обстоятельств и поддержки важных производственных процессов в аварийных условиях функционирования).     3) Построение оптимизированной модели обслуживания данных, включая согласованные с бизнесом политики перемещения информации по уровням сервисов хранения в соответствии с фазами жизненного цик-ла. Модель, приведенная в таблице 2, не привязана к конкретным технологиям и вендорам, что позволяет на ее основе объективно сформировать структурированные тендерные задания для каждого уровня сервиса хранения.
        4) Соотнесение требований приложений с классами сервисов оптимизированной модели обслуживания данных.
        5) Анализ текущих возможностей инфраструктуры хранения с учетом изменения требований на период до
        36 месяцев. На этом этапе также проводится исследование существующих затрат и бизнес-рисков, связанных с использованием имеющихся решений.
        6) Построение каталога сервисов СХД (нейтрального по отношению к технологиям и вендорам) для существующих и новых приложений.
        Дальнейшие фазы ILM-программы могут включать:
  • проектирование образца многоуровневой инфраструктуры СХД, соответствующей каталогу сервисов СХД, с учетом всех имеющихся у заказчика ИТ-решений;
  • проведение экономического анализа целесообразности миграции данных из рассмотренной выборки приложений на спроектированную многоуровневую инфраструктуру СХД. Заказчику передается экономическая модель для дальнейшего самостоятельного использования в развитии ILM-программы;
  • разработку политик управления данными в соответствии с их ЖЦ.
        В самом общем случае реализация ILM-программы позволяет:
  • оптимально управлять затратами на ИТ-инфраструктуру, связанную с предоставлением данных;
  • улучшить уровень услуг, оказываемых бизнесу;
  • снизить риск несоответствия задач бизнеса и внешних регуляторов его деятельности;
  • эффективнее использовать системы хранения данных и имеющуюся ИТ-инфраструктуру;
  • применять инструмент расчета стоимости операционных расходов, связанных с данными существующих приложений, при планировании новых приложений.
        Как правило, ILM-проект становится основой для внедрения сервисно-ориентированного подхода (SOA) и последующих проектов по:
  • управлению непрерывностью корреляции ИТ и бизнеса (Business Continuity & IT Disaster Recovery);
  • консолидации ИТ-инфраструктуры;
  • управлению уровнем ИТ-сервисов (Service Level Management);
  • управлению информационной безопасностью (Information Security Management);
  • управлению возможностями при предоставлении ИТ-сервисов (Capacity Management).
        Проект реализации первых двух фаз ILM-программы включает в себя оценку стоимости хранения данных до внедрения новых решений и в процессе дальнейшей эксплуатации. Экономический эффект может достигать нескольких миллионов долларов уже за первые три года.
        Одной из пилотных компаний, применивших новации в классификации данных и в определении политик ILM, стала сама EMC в 2004 г. В результате, несмотря на рост объемов информации с 962 до 1 445 Тб, корпорация смогла уменьшить число своих центров обработки данных с пяти до четырех, количество сетей SAN с 63 до 13, а установленных дисковых массивов Symmetrix и CLARiiON - с 205 до 85; практически полностью отказаться от применения массивов DAS (с прямым подключением к серверу); перейти от двухуровневой системы хранения на четырехуровневую. При миграции на Microsoft Exchange Server 2003 были заменены 205 почтовых серверов Exchange, установленных на 14 площадках, на сконцентрированные в двух ЦОДах 35 серверов. Оценка экономического эффекта за пятилетний период может составить 42 млн долл.
        В заключение хотелось бы добавить, что в эпоху развития новой экономики России, основанной на высокотехнологичных производствах и эффективных методах управления, внедрение передовых бизнес-процессов на предприятиях энергетики приобретает решающее значение для повышения их конкурентоспособ-ности. Нельзя недооценивать роль информационных технологий в выполнении задач управления. Сегодня сформировалась система специальных методологий, помогающих оценить нематериальные пре-имущества, которые дают ИТ. Впрочем, какую бы из этих методологий мы ни выбрали, конечная цель проста: установить прямую связь меж-ду инвестициями в ИТ и результатами работы компании.


  •