Гарант системной надежности

    Если линии электропередачи зачастую называют кровеносной системой отрасли, то для обозначения деятельности Системного оператора возникает не менее образная аналогия - нервная система. И действительно, с чем еще можно сравнить структуру, которая отдает команды каждому из субъектов ЕЭС, обеспечивая их жизненно важное взаимодействие.
    Вероятно, именно поэтому первым практическим шагом реформирования отечественной электроэнергетики стало создание открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы". С каким багажом компания подошла к заключительному этапу преобразований, и какие задачи стоят сегодня перед Системным оператором - об этом мы беседовали с председателем правления ОАО "СО ЕЭС" Борисом Аюевым.

    ЭР: Борис Ильич, почему возникла необходимость выделения оперативно-диспетчерского управления в отдельную компанию?

    Б. А.: Нацеленная на привлечение частных инвестиций в электроэнергетику реформа требовала фундаментальных изменений в структуре отрасли. В первую очередь - разделения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.
    Частный инвестор, планирующий вложить свои средства в конкурентные сферы электроэнергетики - производство и сбыт, должен был понимать, что инфраструктурные организации отрасли, занимающиеся передачей, распределением электроэнергии и диспетчеризацией, смогут обеспечить прозрачные и равноправные условия для всех субъектов рыночных отношений.
    В 2002 году Системный оператор стал отдельной инфраструктурной организацией, выполняющей комплекс задач по осуществлению оперативно-диспетчерского управления Единой энергетической системой России и обеспечению ее надежности в условиях либерализации рын-ка. При его создании были определены ключевые требования, которым он должен соответствовать. В их числе: регламентированность, понятность, независимость и объективность.
    К завершающему этапу реформирования эти требования удалось реализовать в полном объеме.
    Сегодня права и обязанности Системного оператора четко сформулированы в федеральном законе "Об электроэнергетике" и в постановлении Правительства РФ "Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике", которые прошли широкое обсуждение в рыночном сообществе.
    Действия ОАО "СО ЕЭС" прозрачны. Исчерпывающую информацию об их обоснованности рыночное сообщество до недавнего времени получало через Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы". Теперь эту функцию выполняет Совет рынка.
    Кроме того, при совете директоров Системного оператора образован комитет по стратегии, в котором представители рыночного сообщества будут обсуждать ключевые вопросы деятельности ОАО "СО ЕЭС" и смогут участвовать в формировании позиции совета директоров по этим вопросам.
    Независимость решений Системного оператора обеспечена тем, что к моменту завершения реформирования электроэнергетики 100% его акций будут принадлежать государству.
    И, наконец, Системному оператору запрещено иметь свои коммерческие интересы на рынке электроэнергии. Единственный источник дохода компании - тариф, регулируемый уполномоченным органом государственной власти - Федеральной службой по тарифам.

    ЭР: Как повлияла реформа непо-средственно на систему оперативно-диспетчерского управления?

    Б. А.: До 2002 года организационная разобщенность оперативно-диспетчерского управления исключала возможность формирования единых методов и деловых процессов на всех уровнях диспетчеризации. Надежность ЕЭС обеспечивалась исключительно административно-командными методами.
    Создание Системного оператора обеспечило административный каркас и организационное единство оперативно-диспетчерского управления, позволило сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на решении ключевых задач.
    И главное, созданы и продолжают совершенствоваться рыночные механизмы управления энергосистемой, при которых соблюдение требований надежности стало для участников рынка экономически выгодным. В новых условиях энергетические компании и потребители все больше убеждаются в том, что выполнение требований надежности выгодно в силу заложенных правилами рынка экономических причин. Они знают, что при точном исполнении команд диспетчера получат прибыль, а при невыполнении или неправильном выполнении подвергнутся экономическим санкциям.

    ЭР: Вы упомянули о ключевых задачах оперативно-диспетчерского управления. Расскажите о них подробнее.

    Б. А.: Задачи Системного оператора определены необходимостью непрерывного управления производством, передачей и распределением электроэнергии в условиях функционирования отраслевых рыночных механизмов.
    Разделить весь спектр задач мож-но по трем основным направлениям: первое - обеспечение надежной работы ЕЭС путем непрерывного управления технологическими режимами, второе - обеспечение технологического функционирования оптового рынка и третье - координация инвестиционной деятельности в электроэнергетике.

    ЭР: Какие функции Системный оператор выполняет для решения этих задач?

    Б. А.: Сначала хотелось бы остановиться на первой и, я считаю, основной задаче Системного оператора - обеспечении надежности работы ЕЭС в непрерывном, постоянном режиме.
    Для оперативного управления режимом энергосистемы в реальном времени мы должны четко понимать ее возможности, параметры. Постоянно осуществляется анализ устойчивости энергосистемы, расчет допустимых потоков мощности по отдельным сетевым элементам и их группам, расчет и анализ ожидаемых балансов электроэнергии и мощности. Заблаговременно координируются плановые ремонты оборудования электростанций и сетей. Специалисты Системного оператора принимают участие в контроле фактического технического состояния объектов энергетики и расследовании нарушений, влияющих на системную надежность ЕЭС. И только на основании всей полученной информации формируется диспетчерский график нагрузок электростанций, который и является основой для оперативного управления режимами энергосистем в реальном времени.
    При этом не следует забывать, что Системный оператор осуществляет также управление режимами параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами зарубежных государств.

    ЭР: Вы сказали, что второе направление - обеспечение технологического функционирования оптового рынка. Но как связаны свободный рынок и регулирующая роль Системного оператора?

    Б. А.: На правила и процедуры торговли электроэнергией существенное влияние оказывают технологические особенности отрасли. Результаты торгов не могут противоречить физическим свойствам энергосистемы, а экономические сигналы рынка должны быть направлены на повышение надежности работы ЕЭС России. Несоблюдение этих требований приведет к нарушениям в работе энергосистемы, и итоги торгов будут попросту нереализуемы.
    Системный оператор никогда не был в стороне от развития технологий рынка. В рамках запуска сектора "5-15%" в 2003 году была создана расчетная модель ЕЭС, предоставляющая рыночному сообществу информацию об актуальных параметрах и ограничениях в энергосистеме. При запуске балансирующего рынка в 2005 году осуществлен переход к формализованной процедуре внутрисуточных рас-четов на актуализированной модели. При запуске новой модели оптового рынка электроэнергии в 2006 году введена система почасового контроля готовности к несению нагрузки каждого генератора, представленного на рынке. В 2007 году введена первая версия системы выбора состава включенного генерирующего оборудования, что обеспечило переход от экспертного принципа выбора состава генерирующего оборудования, включаемого на следующие сутки, к формализованному выбору по результатам расчета на неделю вперед на актуализированной расчетной модели.
    Поэтому можно с уверенностью сказать, что Системный оператор выполняет свою работу не для ограничения свободы рынка, а для обеспечения возможности его функционирования. Мы необходимы рынку.
    И чтобы функции Системного оператора по-настоящему соответствовали требованиям рынка, мы постоянно совершенствуем выполнение текущих задач и развиваем перспективные направления.
    На повестке дня стоит вопрос о дальнейшем развитии ряда направлений работы, которые позволяют создавать правильные экономические сигналы для участников рынка, обеспечивать реализуемость энергетических режимов и прозрачность работы.

    ЭР: Как можно сформулировать цель Системного оператора при выполнении третьей задачи - координации инвестиционных программ в отрасли?

    Б. А.: Цель - создание условий для надежного и бесперебойного функционирования единой энергосистемы России в будущем.
    Для этого необходимо соблюдение жестких требований по срокам ввода объектов, а также заданных технических параметров при реализации инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний.
    В ином случае фактические параметры работы ЕЭС не будут соответствовать целевым, надежность ее работы станет непредсказуемой, а на рынке электроэнергии могут возникать броски цен, дисбаланс спроса и предложения электроэнергии и перебои в доставке товара от производителя к покупателю.
    Невыполнение инвесторами и их подрядчиками взятых на себя обязательств наносит удар не только по электроэнергетике, а по всем субъектам экономической деятельности. Ведь если кто-то планирует развитие инфраструктуры, производства, собирается строить жилье, то эти процессы очень тесно связаны с планами по вводу энергомощностей в данном регионе. Поэтому все заинтересованные стороны должны знать о возникающих проблемах при выполнении обязательств по вводу энергообъектов и вырабатывать совместные меры для их преодоления.
    Основной принцип возложенных на Системного оператора контролирующих функций - не вмешательство в хозяйственную деятельность собственников, а информирование рыночного сообщества и органов государственной власти о фактическом ходе реализации инвестиционных проектов.
    Предметом контроля станут сроки завершения ключевых промежуточных этапов строительства, позволяющие заблаговременно определить несоответствие темпов ввода объекта принятым обязательствам. В основном такой контроль будет осуществляться путем официального уведомления Системного оператора о факте завершения очередного этапа, но периодически наши специалисты будут выезжать на объект и проводить сверку фактического состояния стро-ительства с тем, что продекларировано в документах.
    Если в результате контроля мы установим, что инвестор не выполняет взятых на себя обязательств, сразу известим об этом инвестиционное сообщество, представителей властей и будем инициировать неотложные ме-ры для сохранения надежности функ--ционирования ЕЭС России.
    При необходимости Системный оператор будет вносить предложения по изменению схемы перспективного развития ЕЭС с учетом установленного факта нарушения.

    ЭР: Какими силами Системный оператор решает эти масштабные задачи?

    Б. А.: Компания представляет собой эффективную трехуровневую структуру. Первый из уровней - Центральное диспетчерское управление, или исполнительный аппарат. Второй - семь объединенных диспетчерских управлений (ОДУ). Их операционные зоны в основном соответствуют территориям семи федеральных округов. И третий уровень - 58 региональных диспетчерских управлений (РДУ).
    В связи с передачей Системному оператору инспекционных функций в состав ОАО "СО ЕЭС" вошли семь новых филиалов - региональные предприятия энерготехнадзора, а также подчиненные им 70 территориальных центров, которые участвуют в контроле фактического технического состояния объектов энергетики и расследовании нарушений, влияющих на системную надежность ЕЭС.
    Научной базой Системного оператора является его дочернее общество - Научно-исследовательский институт постоянного тока - многопрофильный научно-исследовательский центр и головная отраслевая научная организация в области систем и линий электропередачи постоянного и переменного тока, развития системообразующей сети ЕЭС и межгосударственных электрических связей.