Применение свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию

 

Автор

Жанэ Азамат, Заместитель начальника управления правового обеспечения операционной деятельности ЗАО "КЭС"

 

    В соответствии с п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных ППРФ № 530 от 31.08.2006 г. (далее - Правила), с 1 сентября 2006 г. на розничных рынках электрической энергии действует новый порядок расчетов, при котором электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам.
    Между тем правоприменительная практика не выработала единого подхода к решению вопроса о возможности распространения указанного порядка на правоотношения сторон, возникшие из заключенных до введения в действие правил договоров, опосредующих возмездную передачу электрической энергии (далее - договоры энергоснабжения), и предусматривающих необходимость расчетов сторон по фиксированным (регулируемым) ценам.
    Так, например, позиция Федеральной антимонопольной службы1 и Министерства промышленности и энергетики РФ2 состоит в том, что новые принципы организации расчетов, заключающиеся в применении нерегулируемых цен, подлежат внедрению вне зависимости от изменения соответствующих договоров энергоснабжения. Аналогичной точки зрения придерживается и большинство федеральных арбитражных судов округов.
    По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, обоснованность применения нерегулируемых цен, напротив, может быть обусловлена лишь внесением соответствующих коррективов в действующие договоры энергоснабжения3.
    На практике же наиболее распространена ситуация, при которой лицо, осуществляющее продажу электроэнергии (далее - энергоснабжающая организация), производит выставление лицам, приобретающим ее (далее- потребители), к оплате сумм, определенных с учетом нерегулируемых (свободных) цен, без внесения изменений в действующие (заключенные до 01.09.2006 г.) договоры энергоснабжения. Причем суммы, выставляемые к оплате, зачастую значительно превышают уплачиваемые потребителями до 1 сентября 2006 г. за предыдущие расчетные периоды по фиксированным тарифам.
    Вместе с тем указанные действия энергоснабжающих организаций представляются неправомерными, а позиция правоприменительных органов, выступающих за возможность применения нерегулируемых цен без внесения изменений в действующие (заключенные до 01.09.2006 г.) договоры энергоснабжения, - необоснованной.
    Нормы Правил не имеют обратной силы, ввиду чего отношения сторон договора энергоснабжения, заключенного до 01.09.2006 г., должны по-прежнему строиться с учетом необходимости применения регулируемых (фиксированных) цен на электрическую энергию.
    Нормы Правил, предусматривающие необходимость применения нерегулируемых (свободных) цен, устанавливают иные каноны определения цены договора, нежели действовавшие до их принятия.
    Когда после заключения договора принят закон, устанавливающий иные правила, обязательные для исполнения сторонами, нежели те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).
    Вместе с тем нормы Правил не предусматривают необходимость их распространения на правоотношения, возникшие до 1 сентября 2006 г. Отсюда следует, что, несмотря на принятие Правил, правоотношения сторон договора энергоснабжения, заключенного до вышеназванной даты, должны по-прежнему строиться с учетом необходимости применения регулируемых (фиксированных) цен на электрическую энергию.
    Выставление энергоснабжающей организацией к оплате потребителю сумм, рассчитанных с учетом нерегулируемых (свободных) цен, влечет за собой одностороннее изменение условий договора энергоснабжения о цене электрической энергии.
    В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
    Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства возможны также в случаях, предусмотренных договором, если иное не следует из закона или существа обязательства.
    Таким образом, в качестве общего правила законодательство устанавливает запрет на одностороннее изменение условий действующего обязательства (договора).
    Вместе с тем продажа потребителю электроэнергии по нерегулируемой (свободной) цене и, соответственно, выставление ему к оплате сумм, значительно превышающих те, из которых он исходил при заключении договора энергоснабжения, по сути, влечет за собой одностороннее изменение условий договора о цене электрической энергии.
    Указанные действия способствуют нарушению ст. 310 ГК РФ, поскольку применение энергоснабжающей организацией нерегулируемых (свободных) цен не является результатом соглашения сторон, а осуществляется в одностороннем порядке.
    Применение нерегулируемых (свободных) цен возможно в данном случае лишь по соглашению сторон договора энергоснабжения.
    Принятие в период действия договора энергоснабжения Правил, предусматривающих применение с 1 сентября 2006 г. нерегулируемых (свободных) цен, в результате чего покупная стоимость энергии для потребителя существенно возрастает, является значимым изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
    В силу п. 1 ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, служит причиной для его модификации или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
    Изменение обстоятельств признается существенным в случае их значительной трансформации, т. е. если бы стороны могли предвидеть это, то договор вообще не был бы ими заключен, либо заключен, но на других условиях.
    Очевидно, что принятие в период действия договора энергоснабжения правового акта, предусматривающего необходимость использования нерегулируемых (свободных) цен на электроэнергию (в результате чего ее покупная стоимость для потребителя в значительной степени увеличилась), является существенным изменением обстоятельств, ставших для сторон базовыми при заключении договоров энергоснабжения, и позволяет им инициировать кампанию по изменению (расторжению) действующих договоров.
    Тем не менее действующее законодательство не предусматривает столь значимое изменение обстоятельств в качестве основания для одностороннего пересмотра условий действующих договоров.
    Применение нерегулируемых (свободных) цен влечет для потребителей-перепродавцов электроэнергии весомые убытки.
    В силу ч. 2 ст. 20 ФЗ № 35-ФЗ от 26.03.2005 г. "Об электроэнергетике", ст. 2 ФЗ № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию.
    Согласно ст. 2 ФЗ № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов не может быть менее одного финансового года.
    Важно помнить, что утвержденные до 1сентября 2006 г. для потребителей-перепродавцов электроэнергии тарифы на реализуемую ими электрическую энергию формировались без учета необходимости приобретения ими энергии для последующей реализации по нерегулируемым (свободным) ценам (значительно превышающим регулируемые цены, исходя из которых и рассчитывались тарифы). До внесения в заключенные до 1 сентября 2006 г. договоры энергоснабжения изменений относительно применяемых тарифов данная ситуация возможна и в последующие периоды тарифного регулирования, и поэтому тарифы на реализуемую потребителями-перепродавцами электроэнергию могут не покрывать стоимость приобретаемой ими [с учетом нерегулируемых (свободных) цен] энергии. В связи с этим покупка энергии по нерегулируемым (свободным) ценам в условиях невозможности корректировки установленного тарифа на реализуемую электроэнергию в течение одного финансового года с момента его утверждения способна повлечь за собой существенные убытки потребителей-перепродавцов.