X ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ТЭК: 10 лет реформы
 

Время дешевой электроэнергии закончилось

 

Автор

Фашем Доминик, Генеральный директор компании Enel S.p.A. по России и СНГ

 

    Интервью с генеральным директором компании Enel S.p.A. по России и СНГ Домиником Фашем

    ЭР: Господин Фаш, какие проблемы на сегодняшний день, по Вашему мнению, существуют в российской электроэнергетике?

    Д. Ф.: В последнее время достаточно остро возник вопрос энергодефицита некоторых регионов России. Не менее актуальной является задача обеспечения электроэнергетических мощностей топливом. Одним из путей решения этих проблем, как мне кажется, должна стать экономия - будь то экономия электроэнергии или топлива. Энергоемкость ВВП России в два, а то и в четыре раза превышает показатели западных стран: для производства товаров и услуг стоимостью в одну тысячу долларов Россия тратит 0,89 тон-ны условного топлива, а Норвегия и Швеция в схожих климатических условиях - 0,36 и 0,26 тонны соответственно. Снизить потребление топлива можно посредством внедрения современных технологий и модернизации оборудования, что, впрочем, потребует больших инвестиций, но, тем не менее, это необходимо сделать. Энергосбережение как один из возможных вариантов преодоления энергодефицита не даст заметного эффекта до тех пор, пока цены на электроэнергию не начнут, что называется, бить по карману. Я понимаю: для России данная тема щепетильна, но ее придется поднимать, причем еще до полной либерализации отраслевого рынка в 2012 году. Время дешевой электроэнергии закончилось, и это не беда. Не стоит полагать, что мир от этого рухнет, просто сложившееся положение заставит бизнес и общество искать пути выхода.

    ЭР: Какие цели и задачи стоят перед компанией в настоящее время?

    Д. Ф.: Я считаю, что на российском рынке приоритетными для нас яв-ля-ют-ся три направления деятельности.
    Первое - ОАО "ОГК-5". На сегодня завершен процесс приобретения контроля над этой генерирующей компанией. Изначально было куплено 59,8% акций, но сейчас ведутся переговоры с ЕБРР и МФК о продаже им 5%, в результате у Enel останется более 51%, что нас полностью устраивает. На наш взгляд, с которым, впрочем, согласно большинство экспертов, ОГК-5 - один из лидеров российского энергетического рынка в сегменте генерации. Для сохранения позиций и дальнейшего развития бизнеса мы планируем реализацию обширной инвестпрограммы ОГК-5.
    Второе направление - повышение эффективности работы ООО "Русэнергосбыт", 49,5% акций которого принадлежат Enel. Поскольку указанная компания является нашим самым крупным активом в российском сбытовом секторе, мы намерены сконцентрировать усилия на ее деятельности, в частности, предполагаем внедрить там новые технологии.
    И третье - развитие компании "Север Энергия", консорциума ENI (60%) и Enel (40%), владеющей газовыми месторождениями. Следует отметить, что основной целью приобретения данных активов послужило гарантированное снабжение генерирующих мощностей ОГК-5 топливом. Мы сможем обеспечивать до 50% поставок топлива на наши электростанции за счет собственных ресурсов, при этом экспорт газа не планируется.

    ЭР: На какую генерацию в дальнейшем Вы собираетесь сделать став-ку - на угольную или газовую?

    Д. Ф.: Сегодня в разработке находятся несколько проектов. Приоритетными являются Невинномысская и Среднеуральская ГРЭС, функционирующие на газе. Значительные средства вкладываются в Рефтинскую ГРЭС - в основном, в модернизацию технологий, используемых на станции. Модернизация необходима, чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде, поскольку система оборудования, нами унаследованная, требует значительных доработок для полного соответствия экологическим нормам.

    ЭР: Как в целом Вы оцениваете роль и место компании в энергетической отрасли России?

    Д. Ф.: Для Enel немаловажным яв-ляется факт появления в России
    возможности активно внедрять современные производственные и уп-равленческие технологии, сущест-вующие на Западе. Используя их, мы планируем продемонстрировать свой потенциал в развитии и совершенствовании энергетического бизнеса в стране, имеющей особую специфику, как географическую, так и ментальную. Мне кажется - это качественный процесс. И я верю в то, что лидерство нашей компании в данном процессе послужит хорошей защитой от каких-либо внешних негативных факторов.

    ЭР: Как, по Вашему мнению, изменится отрасль после ликвидации РАО "ЕЭС России"?

    Д. Ф.: Даже специалисты, всю жизнь работающие в электроэнергетике, не смогут дать однозначного ответа на подобный вопрос. Ясно только, что прекращение деятельности РАО "ЕЭС России" приведет к исчезновению прежнего патернализма, много десятилетий существовавшего в отрасли, и повлечет за собой необходимость своими силами выстраивать рынок, нормальное функционирование которого потребует наличия соответствующих правил.
    Любой из структур, в качестве преемницы получившей часть полномочий РАО, не составит труда притормозить процесс либерализации рынка, ведь для этого многого не надо - достаточно занять жесткую позицию в некоторых вопросах. Например, в вопросе подключения к сетям. Текущая позиция - брать с генераторов за подключение по максимуму, переложив на них все бремя инвестиций - один из возможных вариантов. Но насколько это целесообразно? Соответствуют ли подобного рода действия логике приглашения иностранных, и не только, инвесторов? Сомневаюсь. Хотелось, чтобы для нормальной работы на рынке были созданы адекватные условия. Относительно же диалога "государство - инвестор" не могу не напомнить, что 26% акций ОГК-5 принадлежат государству, и мы ждем его представителей в совете директоров компании.

    ЭР: За счет каких средств планируется обеспечивать инвестиционную программу ОГК-5 в долгосрочной перспективе?

    Д. Ф.: Нашими экспертами рассматриваются все возможности. Поскольку в нынешней ситуации прогнозы делать достаточно сложно, основой нашей политики будет гибкость. Сегодня по каждому проекту мы должны проанализировать все условия, которые способны повлиять на его реализацию, и уже с учетом проведенного анализа в дальнейшем будет определено финансирование.