Приказано выжить

 

Автор

Преснов Алексей, Генеральный директор ООО "Коларегионэнергосбыт"

 

    Больше года минуло со времени вступления в силу Правил функционирования розничных рынков электроэнергии и Правил оптового рынка переходного периода - основополагающих документов отрасли, давших старт этапу практической реализации реформ в электроэнергетике.

    Один год - это немного для масштабных преобразований, но вполне достаточно, чтобы подвести промежуточные итоги, обозначить проблемы, способы их решения, выявить тенденции дальнейшего развития. Журнал "ЭнергоРынок" в последние месяцы активно публиковал материалы на эту тему. В частности, много внимания вопросам реформирования энергосбытовой деятельности было уделено в октябрьском номере за 2007 г.
    Запомнились интересные публикации таких известных специалистов отрасли, как начальник департамента по сбытовой деятельности ОАО "РКС" Дмитрий Просянкин ("Перспективы конкуренции на розничном рынке электрической энергии"), статья директора Фонда энергетического развития Андрея Листовского "Технологии захвата и защиты бизнеса на конкурсах по получению статуса ГП".
    Привлек наше внимание и материал неизвестного нам автора Виктора Сергеева, представленного в качестве просто эксперта, озаглавленный "Приказано умереть". Речь в нем шла о нелегкой судьбе "традиционных" сбытовых компаний - бывших или нынешних - в ряде областей страны вынужденных противостоять неким рейдерам "местного розлива", поддерживаемым региональными властями, в результате чего, по мысли автора, и буксуют реформы в энергосбытовом бизнесе РАО ЕЭС, проваливаются планы по продаже "сбытов", а регионы, сами того не ведая, подрывают свою энергетическую безопасность, давая возможность работать в этом сегменте "новоиспеченным сбытовым организациям".
    Поскольку статья, в основном, была посвящена ситуации в Мурманской области, в качестве "новоиспеченной сбытовой организации" оказалась именно наша компания - ООО "Коларегионэнергосбыт". И так как при подготовке материала уважаемый эксперт не нашел нужным с нами связаться, мы посчитали своим долгом представить читателям журнала и наше видение описанных проблем.

    Логика реформ
    Прежде всего хотелось бы остановиться на общем понимании ситуации: для чего, собственно, была начата реформа электроэнергетики. Насколько помнится, речь с самого первого дня велась о внедрении в отрасли рыночных механизмов, создании конкурентной среды в тех видах бизнеса, где это возможно. Именно потому произошло разделение компаний по их специализации. Привлечение частных инвестиций, а если говорить о "сбытах" - продажа контролируемой государством через РАО "ЕЭС России" доли акций - важный момент реформы, но все же это не цель, а средство для ee достижения - создания конкурентного рыночного пространства в электроэнергетике.
    Как достичь указанной цели? Как перейти от монополии к рынку и одновременно обеспечить выполнение важнейшей социально-экономической функции, каковой является стабильное энергоснабжение? Отвечая на эти вопросы, авторы реформы определяли основные понятия и описывали взаимодействие субъектов электроэнергетики в переходный период в документах, которые сегодня являются "настольными книгами" для специалистов отрасли. Под "переходным периодом в электроэнергетике" в этих документах, на наш взгляд, и понимается переход от монополии к рынку.
    Если согласиться с вышесказанным, то тогда нужно согласиться и с тем, что создание "новоиспеченных сбытовых организаций" в противовес монопольным структурам РАО ЕЭС обусловлено логикой реформ, а не злым умыслом неких "сепаратистов", пытающихся якобы подмять под себя сбытовой бизнес в регионах, как это пытается представить в своей статье эксперт В. Сергеев.
    В Мурманской области, как и во многих других, в 2007 г. образовались три типа сбытовых структур, которым суждено стать потенциальными конкурентами. Это ДЗО РАО "ЕЭС России" (в нашем случае ОАО "Колэнергосбыт"), промышленные ЭСК и формирующиеся сбытовые подразделения коммунальных электроэнергетических предприятий, - так называемые ОПП (по терминологии РАО ЕЭС). В отличие от ДЗО, у коммунальщиков не было единого центра, обеспечивающего стратегию и тактику реформы, не было и тех интеллектуальных, административных и финансовых возможностей, что имеются и в РАО "ЕЭС России", и в крупных ЭСК, сформированных на базе промышленных гигантов. В результате они были вынуждены "прыгать в последний вагон уходящего поезда" реформы. Компания "Регионэнерго менеджмент групп", управляющая рядом коммунальных электросетей в Мурманской области, в определенной степени попыталась восполнить неизбежный пробел. Под ее руководством, сразу после выхода Постановлений Правительства РФ №№ 529 и 530 от 31.08.2006 г., и начался процесс объединения сбытовых подразделений коммунальных предприятий области на базе энергосбытовой компании "Коларегионэнергосбыт", "дочернего" общества ОАО "Кандалакшская горэлектросеть".
    Если говорить о рынке как о цели реформы, которая не ограничивается: а) простой сменой собственников в существующих монопольных сбытовых компаниях; б) выводом на оптовый рынок крупных промышленных предприятий, - то надо понимать, что конкурентная среда на региональном уровне может быть создана только с участием коммунальных электроэнергетических предприятий. Ведь именно эти предприятия непосредственно работают с широким кругом розничных потребителей: населением, бюджетными учреждениями, малым и средним бизнесом. Фактически им присущи все черты гарантирующего поставщика как понятия, фигурирующего в действующих нормативных документах.
    Правила розничного рынка дали юридическое основание для объединения небольших "сбытов" коммунальных электросетей в одну сильную структуру посредством п. 42, в котором говорится о передаче статуса ГП от одной компании к другой в процессе реорганизации или реформирования. Вероятно, этот пункт Правил задумывался авторами с несколько иной целью: предоставить возможность передачи статуса ГП в "сбыты" от непреобразованных до конца АО-энерго. Но тем и хороши действующие Правила: они обеспечивают необходимую нормативную базу для формирования рыночных отношений на переходном этапе и даже побуждают субъекты электроэнергетики к созданию конкурентной среды независимо от того, являются эти субъекты "своими" или "чужими".
    Теперь, по прошествии времени, можно сказать, что все стенания по поводу плохой "нормативки", начавшиеся немедленно после выхода Правил и продолжающиеся иногда и сегодня, оказались несостоятельными. Правила, если строго придерживаться их положений в комплексе, очень логично способствуют проведению в электроэнергетике страны политики перехода от монополии к полноценному конкурентному рынку.
    И именно это в них не нравится монополистам, привыкшим спокойно пожинать доставшиеся им плоды, имея на своем балансе с десяток крупных потребителей, которые дают 90 % доходов.

    Конкуренция с точки зрения монополиста
    Вся тяжелая и в прямом смысле неблагодарная сбытовая работа в городах и поселках Мурманской области всегда выполнялась коммунальными предприятиями, их же обвиняли во всех проблемах, что было очень удобно для монополиста - ОАО "Колэнергосбыт". Рынок в понимании менеджеров данного ОАО - это когда они контролируют весь "сбыт" в регионе за исключением небольших городов-спутников крупнейших комбинатов.
    Появление же нашей компании, объединившей мелкие коммунальные "сбыты", реально работающей внутри городской инфраструктуры (а значит, отвечающей всем критериям ГП), не вписывалось в эти планы, и в результате против нас в 2007 г. была развязана настоящая "война". "Фронтами" ее стали судебные процессы по оспариванию нашего статуса ГП вообще и в конкретных зонах в частности, отказы в заключении договоров на поставку электроэнергии в розницу вопреки всем Правилам, здравому смыслу и обязанностям, возложенным на ГП субъекта Федерации, каковым является ОАО "Колэнергосбыт". К этому нужно добавить массированную кампанию по дискредитации нас в СМИ, жалобы во все возможные и невозможные инстанции с целью не допустить выхода нового игрока на оптовый рынок. Одновременно монополист, в нарушение норм, содержащихся в Правилах, пытается увести из нашей зоны ГП доходных абонентов, "размывая" эту зону изнутри, пропагандируя среди потребителей так называемые "прямые договоры", по сути, означающие исключение конкурента из процесса энергоснабжения. Любопытно, что подобные действия компания-монополист обосновывает как раз рыночными отношениями и свободной конкуренцией.
    В Правилах говорится, что потребители на первом этапе имеют выбор: обслуживаться у гарантирующего поставщика по фиксированным тарифам, которые иногда могут не очень нравиться, или же перейти к иной энергосбытовой компании, поставляющей электроэнергию с оптового рынка по свободным ценам. ОАО "Колэнергосбыт" предлагает совсем другое: мол, переходите к нам на обслуживание и вы получите тариф, установленный для потребителей нашей зоны ГП.
    Правила четко указывают, что до тех пор, пока ГТП конкретного потребителя, перешедшего на обслуживание к иной энергосбытовой компании от ГП, не зарегистрированы на оптовом рынке именно за данной структурой с выполнением всех мероприятий по организации коммерческого учета, она должна покупать электроэнергию для такого потребителя на розничном рынке у действующего ГП. В ОАО "Колэнергосбыт" считают: ничего подобного, к нам указанная норма не относится, ведь мы единственный участник оптового рынка (остальных не пускаем! - см. выше), потому все ГТП Мурманской области наши, никакой регистрации ГТП не требуется, а на розничном рынке будем продавать электроэнергию потребителям напрямую, в обход ГП.
    К сожалению, существующие регламенты НП "АТС" не запрещают ДЗО РАО ЕЭС использовать свое положение монополиста и препятствовать выходу на оптовый рынок других сбытовых компаний. Здесь как раз и заключена основная проблема сегодняшней "нормативки" - разноголосица ведомственных документов, которые вступают в прямое противоречие с действующими постановлениями Правительства РФ.
    Как известно, Конфликтная комиссия НП "АТС" была завалена в 2007 г. делами, связанными с теми препонами, что создавали участники оптового рынка своим коллегам, туда стремящимися. Стремление же было обусловлено, помимо всего прочего, и жесткими нормами Правил, лишающими статуса ГП те организации, которые не успели выйти на оптовый рынок до 1 января 2008 г. На чем собственно и строилась стратегия монополистов: всеми силами затянуть процесс и одним махом "убить" конкурентов.
    Не избежали этой участи и мы, не дождавшись в установленный срок от ОАО "Колэнергосбыт":

  • согласованного перечня средств измерений;
  • соглашения об информационном обмене;
  • договоров на поставку электроэнергии;
  • подписанных обеими сторонами актов сверки задолженности, не превышающей двух расчетных периодов наших правопредшественников.
        Впрочем, акты сверки со стороны ОАО "Колэнергосбыт" не подписывались месяцами и при наличии договоров. Отсутствие актов вело к тому, что ФСТ не могла включить нашу компанию в информационный реестр гарантирующих поставщиков. В свою очередь регламенты НП "АТС" по получению статуса субъекта оптового рынка требуют наличия выписки из реестра ФСТ.
        Не утомляя читателей подробностями, скажем, что наше заявление о действиях ОАО "Колэнергосбыт" в Конфликтную комиссию НП "АТС", в том числе об отказе в согласовании ПСИ и СОИ, было принято, но по существу не рассматривалось. Причина этого - отсутствие выписки из реестра ФСТ, подтверждающей наш статус ГП, а значит, и ПСИ, и СОИ не могут согласовываться для нас как для гарантирующего поставщика. При этом не был принят во внимание тот факт, что выписка отсутствует по причине как раз противозаконных действий компании, на которую мы жалуемся.
        Получается, регламент НП "АТС" противоречит Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии в части определения статуса ГП: по нормам, содержащимся в Постановлении № 530, статус ГП присваивается самим Постановлением (п. 36) и уполномоченным органом субъекта РФ (п. 39, п. 42), а по регламенту НП "АТС" - определяется информационным реестром ФСТ.
        Неутешительные результаты работы по выходу на оптовый рынок альтернативных компаний ГП уже осенью 2007 г. показали: нужно что-то менять. На наш взгляд, известное решение о внесении изменений в Правила розничных рынков, инициированное РАО "ЕЭС России", было совершенно правильным и своевременным, что еще раз подтвердило высокую репутацию подразделений РАО, занимающихся реформой. Насколько нам известно, внесены изменения и в регламент работы Конфликтной комиссии НП "АТС": теперь рассмотрение вопросов о согласовании ПСИ и СОИ значительно упростилось. Тем не менее, факт остается фактом - в Мурманской области ОАО "Колэнергосбыт" удалось "не выпустить" на оптовый рынок своего основного конкурента.

        Убытки тоже могут быть выгодными
        Вообще тема своей исключительности как участника оптового рынка в регионе является неким фетишем для Кольской энергосбытовой компании, усилия же, предпринимаемые с целью затруднить выход на этот рынок конкурента - ООО "Коларегионэнергосбыт" - настолько титанические, что невольно задаешься вопросом: а в чем тут дело?
        По логике вещей, эффект "тарифных ножниц", возникший в 2007 г. из-за межтерриториального субсидирования в Северо-Западной ценовой зоне и подробно описанный в статье эксперта В. Сергеева, должен был бы побудить руководство ОАО "Колэнергосбыт" поскорее освобождаться от покупки на оптовом рынке объемов электроэнергии, предназначенных для поставок другим ГП. Ведь это автоматически снизит убытки от упомянутых "тарифных ножниц", составившие в прошлом году около 3,5 млрд руб. К примеру, наша компания "закрывает" поставками электроэнергии 13-15 % рынка области, что для ОАО "Колэнергосбыт" означает минус 400-450 млн руб. финансовых потерь в год. Суммы немалые, но нет, монополист предпочитает оставаться на оптовом рынке один на один с самим собой и своими убытками. Его тактика - регулярные жалобы по поводу задержки выделения субсидий на покрытие убытков, демпинг на розничном рынке (а зачем волноваться, все равно компания убыточна из-за неких "объективных обстоятельств", можно и демпинговать).
        Позиция ОАО "Колэнергосбыт" в этом вопросе, на первый взгляд, настолько же удивительна, насколько очевидны усилия, направленные на противодействие работе региональной власти по выводу области в неценовую зону - пока не построена линия 330 кВ ФСК, позволяющая осуществлять устойчивый транзит электроэнергии в обоих направлениях. Хочется опять спросить: кому это выгодно? При более пристальном изучении вопроса все "становится на свои места". Два последних года ОАО "Колэнергосбыт" управляется группой лиц, так или иначе связанных с Петербургской сбытовой компанией, а она объективно выиграла от ситуации, возникшей из-за межтерриториального перекрестного субсидирования в Северо-Западной ценовой зоне. Поэтому даже неудача с продажей Кольской энергосбытовой компании на аукционе из-за упомянутых финансовых проблем вторична. Задача менеджмента ныне состоит в том, чтобы как можно дольше находиться в структуре РАО "ЕЭС России" даже после ликвидации самого РАО. Ведь такая ситуация дает возможность месяцами не оплачивать сделки на оптовом рынке и продолжать оставаться ГП региона, не платить сетевым компаниям и клянчить субсидии, обвиняя во всем местные власти.
        ОАО "Колэнергосбыт" не заинтересовано в создании неценовой зоны в Мурманской области еще и потому, что в этом случае эффективность работы всех "сбытов" будет определяться по единственному критерию - затратам на кВт.ч полезного отпуска (а здесь у компании далеко не все в порядке). Тогда конкуренция действительно станет свободной, так как по существу, а не формально, заработает региональный оптовый рынок электроэнергии, и потребители смогут реально переходить от одного поставщика к другому.

        "Симпатичность" объективности
        В статье эксперта В. Сергеева наша компания помимо обозначения "новоиспеченная организация" удостоилась еще и эпитета "симпатичная" структура. Поскольку речь прямо идет о "симпатиях" к нам местных властей, то было бы нелогично не объясниться и по этой теме.
        Действительно, в процессе разделения видов бизнеса коммунальные электросетевые предприятия, владельцами которых являлись муниципалитеты и областные власти, передавали свои сбытовые функции в нашу компанию, а не в ОАО "Колэнергосбыт". Но происходило это не потому, что мы были действительно уж такие "симпатичные". Просто указанная компания в данной роли для них оказалась неприемлема.
        И муниципалитеты, и областное правительство были хорошо знакомы с позицией ОАО "Колэнергосбыт" (когда-то Энергонадзора АО "Колэнерго"), заключавшейся в том, чтобы решение огромного пласта коммунальных проблем оставлять самим городам и поселкам, свысока "надзирать" за потребителями, а дивиденды, положительный имидж, успехи - приписывать себе.
        Это знали и на предприятиях коммунальных электросетей, годами задыхавшихся под грузом проблем и только-только начавших их решать с помощью более или менее адекватных тарифов. Именно они, муниципалитеты и коммунальщики - не какой-то абстрактный "административный ресурс" - решили, что сбытом электроэнергии в городах и поселках станут заниматься сами, а не компания, менеджмент которой постоянно проживает за пределами региона.
        Надо заметить, что передача сбытовых функций происходила исключительно в соответствии с Правилами и действующим законодательством. Это неоднократно подтверждено решениями судов различных инстанций. Значительная часть мелких предприятий в области, не являющихся ГП, в 2007 г. отдала свой "сбыт" ОАО "Колэнергосбыт" как гарантирующему поставщику региона, и ни у кого не возникло по этому поводу никаких возражений. В 2008 г. энергосбытовые функции в эту компанию передают крупные военные сети. Передача осуществляется точно на таких же основаниях, в соответствии с теми же постановлениями комитета по тарифному регулированию Мурманской области, как это делалось при решении вопроса с нашей компанией - ООО "Коларегионэнергосбыт". И никаких сомнений со стороны ОАО "Колэнергосбыт" или экспертов на предмет того, что местные "?чиновники могут творчески дорабатывать федеральные нормативные акты", как об этом писал эксперт В. Сергеев, не наблюдается.

        Заключение
        Прошедший год был тяжелым для нашей компании - временем выживания в трудной борьбе "на всех фронтах". Но мы все-таки выжили и движемся вперед. Потому что уверены: реформу не повернуть вспять, и за такими компаниями как наша - будущее. Наверное, есть шанс и у ОАО "Колэнергосбыт". А пока? Никто и не обещал, что будет легко.

  •