Развитие электросетевого комплекса - ключевое условие экономического роста Урала

 

Автор

Михеев Павел, Первый заместитель генерального директора ОАО "МРСК Урала"

 

    Интервью с первым заместителем генерального директора ОАО "МРСК Урала" Павлом Михеевым

    ЭР: Павел Александрович, расскажите, как формировалась инвестиционная программа МРСК Урала, и что при этом учитывали разработчики?

    П. М.: Стратегический план развития ОАО "МРСК Урала" рассчитан до 2015 года, но реальные перспективы определены до 2010-го. За этот период времени мы планируем инвестировать в развитие 20,9 млрд руб.
    Инвестиционная программа - это ежегодный инструмент, позволяющий развивать, реконструировать распределительные сети и капитализировать непосредственно саму компанию. Часть нашей деятельности связана с эксплуатацией и обслуживанием оборудования, т. е. с теми затратами, которые ложатся на себестоимость и закладываются в тариф, а остальная - инвестиционная.
    Раньше на инвестиционную программу ежегодно приходилось порядка 6-10 % от собственной необходимой валовой выручки предприятия. В силу этого при защите тарифов, когда определялась сумма инвестиций, оставались только самые приоритетные объекты из длинного перечня, прочие откладывались на следующий год. В результате этот список ежегодно дополнялся новыми объектами. В итоге на 2007 год он оказался настолько объемным, что стало очевидно: своими 6-10 % реализовать программу практически невозможно. Осознавая, что средств на восстановление, реконструкцию и новое строительство сетевых объектов на фоне надвигающегося энергодефицита компании недостаточно, мы изыскивали дополнительные источники финансирования инвестпрограмм.
    В конечном итоге силами РАО "ЕЭС России", ФСК и МРСК Урала, являющимися непосредственными участниками этого процесса, были сформированы серьезные инвестпрограммы, которые поддерживаются региональными и муниципальными властями. Все понимают, что привлечение дополнительных средств направлено не только на нужды энергетиков, но и на реализацию программ развития Уральского региона в технологическом, социальном и политическом направлениях. Подписаны встречные соглашения РАО "ЕЭС России" с губернаторами Пермского края, Свердловской, Челябинской и Курганской областей.
    При составлении своих планов мы учитывали районы роста и снижения нагрузки, сводили баланс перспективной мощности по всем центрам питания, рассчитывали возможные режимы работы электросети, а также совместно с властями и крупными потребителями электроэнергии уточняли прогнозы роста электрических нагрузок на перспективу. Затем с учетом всех этих факторов по специальной методике, разработанной МРСК Урала, формировали программы развития электросетевого комплекса региона. Такой подход позволяет нам адекватно реагировать на запросы растущей экономики в электроэнергетической отрасли.

    ЭР: Каковы основные источники финансирование инвестиционных программ?

    П. М.: Известно, что собственными ресурсами сетевые компании могут закрыть только до 40 % необходимого финансирования. Все остальное нужно добывать двумя путями. Первый - это плата за подключение заинтересованными крупными потребителями, которые уже сейчас готовы вкладывать в сети, не дожидаясь своей очереди. Второй - привлечение сторонних инвестиций: облигационных займов, кредитов (при малых ставках, длительных сроках, наличии инвесторов, готовых вкладывать деньги надолго, невзирая на низкую рентабельность). Именно эти источники должны стать надежным финансовым инструментом.
    В чем особенность подходов каждой МРСК? В том, насколько мобильно она привлечет дополнительные средства и насколько эффективно произведет внедрение системы оплаты за подключение. Происходит это по-разному. Так, на Урале механизм введения платы за техприсоединение к сетям не везде отработан в полной мере.
    Например, в Екатеринбурге плата за техприсоединение установлена, а в Свердловской области - нет: здесь взимают ее по-разному, в зависимости от требований муниципальных образований и индивидуальных проектов. В текущем году РЭК наконец-то приступила к утверждению платы касательно последних. Уже принято пять постановлений о введении платы на сумму свыше 130 млн руб. (мощность около 32 тыс. кВт).

    ЭР: Это хороший вариант или вынужденная мера?

    П. М.: Такое решение - итог того, что в регионе борются два противоречивых мнения. Первое: должны платить все вновь подключающиеся потребители для решения единой задачи развития сетевого комплекса. Второе: платит только тот, кто заказывает мощность индивидуально.
    Последние поправки, внесенные недавно в закон "Об электроэнергетике" сняли многие спорные вопросы, в частности и те, которые не давали возможности РЭКам принять решение о взимании платы, что позволяет начать активизацию работы компаний ОАО "МРСК Урала" с региональными тарифными органами по установлению тарифа на подключение к электрическим сетям. К тому же сегодня для осуществления этого есть вся необходимая законодательная база, в которой закреплено также и наличие инвестиционной составляющей в тарифе на подключение к сетям. Это значит, что важнейший источник инвестиций для электросетевых компаний сохранен, и они получат необходимые средства для дальнейшего развития.
    Мы ожидаем, что федеральные ведомства разработают стандарты расчета платы, которые предусмотрены поправками к упомянутому закону. Нет сомнения в том, что после их утверждения Правительством РФ механизм расчета и введения платы будет работать, как часы.
    Теперь о привлеченных средствах. В этом году на инвестпрограмму уже "работают" 2,6 млрд руб. облигационного займа: 600 млн - по Челябэнерго, 1 млрд - по Пермьэнерго и 1 млрд - по ЕЭСК (Екатеринбург), что, по идее, может продолжаться и дольше. Но мы понимаем: это чужие деньги, их следует вернуть.
    По итогам 2007 года все компании ОАО "МРСК Урала" выполнили инвестиционные программы в соответствии с утвержденными графиками строительства и финансирования. В эксплуатацию введено 1255 МВА трансформаторной мощности, а также 838 км линий электропередачи. Электросетевые комплексы Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края получили инвестиционные вливания в размере 8 млрд руб., из которых 4 млрд руб. было направлено на реализацию соглашений с администрациями этих территорий.

    ЭР: В чем региональная особенность Уральской инвестиционной программы МРСК Урала?

    П. М.: В основном, она направлена на возможность присоединения крупных энергоемких предприятий - потребителей электроэнергии. У нас в регионе перетоков по сети ФСК (220-500 кВт) и источников энергии уже недостаточно. Надежность и качество снабжения электроэнергией зависят не только от уровня развития сетевого хозяйства. И это уже серьезная проблема, в решении которой, кроме нас и ФСК, должны принимать участие генкомпании касательно развития генерации, а также системный оператор, формирующий режимы, необходимые для растущего спроса со стороны крупных потребителей.

    ЭР: Есть разница в подключении малого, среднего предпринимателя или крупного промышленного потребителя?

    П. М.: В каждом случае - индивидуально. В Екатеринбурге, например, процесс подключения в целом достаточно затратный, независимо от того, 300 кВт нужно предпринимателю или 3 МВт. Для того чтобы мощность доставить в центр города, следует произвести реконструкцию питающих линий, сетей, трансформаторов в условиях сложившейся плотной застройки. На выходе получается высокая удельная стоимость 1 МВт мощности. Крупному потребителю на периферии несколько проще и с площадками, и с деньгами. Но объемы 50-100 МВт требуют высокотехнологичного оборудования.
    Проблемы с платой за подключение возникают в сетях, построенных хозрасчетным способом непосредственно потребителями. Наиболее крупные имеют специализированные службы: ремонтные, обслуживающие, оперативные. Средний же бизнес содержанием сетей не занимался, в основном, его расходы связаны с проведением аварийных и восстановительных работ, поэтому он возмещает очень серьезный ущерб по эксплуатации и обслуживанию - это имущество остается на его балансе да плюс разовые затраты на подключение. Сегодня ситуация другая. В полном объеме ответственность лежит на энергоснабжающей организации. Потребитель лишь определяет точку, заключает договор и производит оплату. Если взвешивать на весах, я бы не сказал: стало хуже, или дороже. Стало надежнее.

    ЭР: Внесет ли недавнее изменение конфигурации МРСК Урала коррективы в инвестпрограмму? Что потребует актуализации?

    П. М.: Из управляющей компания превращается в операционную. Управление процессами будет централизовано, но механизмы реализации инвестпрограмм Свердловэнерго, Челябэнерго, Пермэнерго и Курганэнерго, входящих в состав ОАО "МРСК Урала", остаются прежними. Наша задача обеспечить финансирование для ввода новых объектов в соответствии с графиками.
    Корректировка в регионах может быть только технологической или по отдельным объектам: сегодня потребитель захотел построить объект, а завтра отказался от своего решения. Кардинальных изменений до 2010 года инвестиционная программа не претерпит, так как она увязана с инвестпрограммами генерации и ФСК. Тем не менее, если появится новый крупный потребитель, это потребует корректировки всех трех составляющих по всей длине цепочки.

    ЭР: Как осуществляется контроль за выполнением инвестиционной программы?

    П. М.: В настоящее время действует система ежедневных отчетов, мониторинга: сколько выполнено, насколько велико отставание или, наоборот, опережение, и каковы его причины.
    Объемы строительства увеличились, что способствует привлечению большего числа подрядчиков и обязывает теснее работать с поставщиками оборудования, заводами-изготовителями в целях осуществления своевременных его поставок. Кроме того, введены жесткие графики, определены санкции, работа ведется на более качественном уровне, чем прежде.

    ЭР: На Ваш взгляд, будет ли иметь объединение компании большую привлекательность для новых инвестиций?

    П. М.: Разумеется, ведь МРСК Урала - крупная компания с оборотом 35 млрд руб., что весьма привлекательно для внешнего рынка, так как открываются возможности инвестирования в нее.
    Стоимость акций четырех небольших компаний в отдельности гораздо меньше, нежели cтоимость акций одной более крупной, так как чем компания масштабнее, тем больше оборот и влияние, тем дороже она стоит. К тому же каждая из включенных компаний может привлечь гораздо больше заемных средств. Это первое.
    Второе - это возможность снижения внутренних затрат. Планируется, что вместо четырех годовых балансов будет формироваться один. Полностью исключим дублирование функций управления по регионам, наличие которого раньше объяснялось разветвленностью структуры, проблемами в управляемости, а также наличием огромного количества разных по уровню развития компаний, входящих в состав ОАО "МРСК Урала и Волги".
    ОАО "МРСК Урала" - компактна, мобильна, способна оперативно принимать решения. Выручка компании в 2007 год составила более 35 млрд руб., предпололагается, что в 2008-м она достигнет порядка 40 млрд руб., оборот - 2 млрд руб. за год. Это будет мощная большая серьезная компания!
    Cейчас инвестиционная программа ОАО "МРСК Урала" на 2008 год проходит последние этапы согласования в ОАО "ФСК ЕЭС". Согласно планам в наступившем году компания инвестирует в развитие электросетевой инфраструктуры более 8,5 млрд руб. и введет в эксплуатацию более 1200 МВА трансформаторной мощности.
    Планы развития компании тесно связаны с реализацией инвестиционных программ. Особое внимание, полагаем, должно быть уделено вопросу перехода на систему тарифообразования на основе RAB, необходимость которой, в первую очередь, диктуется привлечением масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний.