"Планы у нас грандиозные!"

 

Автор

Слободин Михаил, Президент ЗАО "КЭС-Холдинг"

 

    Накануне 5-летнего юбилея ЗАО "КЭС-Холдинг" президент компании Михаил Слободин ответил на вопросы журнала:

    ЭР: Михаил Юрьевич, какие события уходящего года Вы могли бы назвать наиболее значительными? Как оцениваете реформаторскую работу в отрасли?

    М. С.: В отличие от предшествующего, уходящий 2007 г. не сильно характеризовался прорывами в области институциональной среды. Я имею в виду формирование Правил работы рынка, так как основной объем работы здесь выполнен именно в 2006-м. Вместе с тем и в оцениваемый период произошли серьезные системные сдвиги по направлению к будущему ландшафту отрасли с точки зрения соотношения частного и государственного капитала в генерации и сбыте. В 2007 г. мы сделали огромный шаг вперед в процессе формирования уже независимых, не координируемых из центра субъектов рынка. Они имеют, или пытаются осознать, свои собственные интересы, действуют в соответствии с логикой возвратных инвестиций. Активно развивается процесс, связанный с допэмиссиями и продажами энергоактивов.
    Тем не менее еще многое предстоит. В минувшем году мы так и не увидели рынка мощности. Надеюсь, что в ближайшей перспективе его открытие все-таки состоится. До сих пор хотя и велся разговор о необходимости внедрения RAB-регулирования, но в практические действия это не переросло. Начало процесса по введению указанной системы мы также ожидаем в следующем году.
    Иными словами, уходящий год, с одной стороны, можно оценить как период активизации структурных реформ, а с другой стороны, это было время серьезной подготовки к институциональным преобразованиям, которые в наступающем году, я надеюсь, произойдут.
    Перед работниками электроэнергетики стоят очень непростые задачи, и, поскольку КЭС-Холдинг является активным участником процесса, одним из элементов формируемого ландшафта отрасли - нам, как и всем, непросто.

    ЭР: Каковы перспективы предложенной Вашей компанией системы тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии (системы RAB-регулирования)?

    М. С.: Мы действительно были инициаторами этого вопроса. Предлагали не какую-то принципиально новую идею, а то, что используется во всем мире, во многих развитых странах для привлечения инвестиций, стимулирования распределительных сетевых компаний к оптимизации своих издержек. Эту технологию для начала надо понять, осознать последствия от ее внедрения, взвесить все плюсы и минусы. Год или полтора на различных уровнях - и в РАО "ЕЭС России", и в Правительстве РФ - этот вопрос обсуждался. Сегодня пришло понимание необходимости применения системы тарифов RAB. Анатолий Борисович Чубайс как инициатор преобразований в отрасли поставил задачу: к моменту разделения РАО "ЕЭС России" создать эффективный режим регулирования сетевого хозяйства. Работу, которую РАО провело на рынке электрической энергии, рынке генерации, предстоит провести теперь в электросетевом хозяйстве, но на других принципах, на принципах RAB.
    Последнее совещание у вице-премьера Правительства России Виктора Христенко показало и понимание такой потребности, и наличие четкого графика работы органа власти по этому вопросу, что не может не радовать. Мы движемся к нормальной, понятной, цивилизованной системе, которая мотивирует инвестора вкладывать средства в развитие той или иной структуры, гарантирует ему возвратность инвестиций, соответственно, увеличивается капитализация компании. Одновременно внедряется ряд стимулов для сокращения непроизводительных издержек и оптимизации экономической деятельности сетевых компаний, что в дальнейшем неизбежно приведет к снижению темпов роста тарифов.

    ЭР: Не так давно глава РАО "ЕЭС России" назвал самым серьезным "послереформенным" риском в электроэнергетике повторную монополизацию отрасли. Каким образом, на Ваш взгляд, этого можно избежать?

    М. С.: Я не вижу значительных условий для возникновения монополий, так как сегодня происходит серьезное усиление позиций Федеральной антимонопольной службы и ужесточение антимонопольного регулирования. Это факт. С другой стороны, очевидно, что некоторые местные производители, доминирующие в своем регионе, будут оказывать серьезное влияние на рынок. Возьмем, к примеру, Свердловскую область и в целом зону Урала, где работает Рефтинская ГРЭС. Это крупный производитель, 3 700 МВт установленной мощности, что составляет примерно 30-40 % регионального рынка. И потому Рефтинская ГРЭС по определению будет влиять на ценообразование. ФАС совместно с НП "АТС" должны разрабатывать правила игры, возможно, регулировать поведение на рынке таких крупных генераторов.
    Словом, особого беспокойства по поводу монополизации я не испытываю, поскольку у государства сегодня есть масса рычагов, чтобы контролировать деятельность монополистов.

    ЭР: Как Вы оцениваете появление нового органа саморегулирования отрасли - Совета рынка?

    М. С.: У меня присутствует ощущение некой иллюзии по поводу возможности полного саморегулирования. Совершенно очевидно, что о полном саморегулировании речь и не идет. Всегда, при любой рыночной либерализации, государство оставляет за собой серьезный набор инструментов влияния, корректировки движения рынка, особенно в связи с наличием в нашей стране территорий с разными принципами функционирования, разной логикой развития. В данном случае государство останется достаточно серьезным регулятором.
    Тем не менее квалифицированная площадка, которая обладает соответствующими полномочиями и системой воздействия, необходима. Создание Совета рынка - шаг к ее возникновению.

    ЭР: Какой Вы видите структуру этого органа? Кто должен туда входить, какие вопросы решаться?

    М. С.: Важно, чтобы в Совете оказались представлены все субъекты рынка, и их мнения были услышаны. Это генераторы, а также представители розничного сегмента, которые взаимодействуют с конечными потребителями и "транслируют" их нужды. Обязательно должны присутствовать представители антимонопольных организаций, значимость которых будет возрастать, поскольку свободный рынок предполагает как раз антимонопольное регулирование, а не директивное установление цен. Очень важно участие регулирующих органов (их задача остается достаточно существенной в сетевой инфраструктуре), а также Системного оператора и ФСК.
    Немаловажен вопрос о порядке принятия решений на Совете рынка. Здесь можно блокировать все и таким образом полностью дискредитировать идею, поэтому механизм настройки работы этой системы достаточно сложный. Но имеется и определенный опыт. Все знают, что Некоммерческое партнерство "АТС" создавалось непросто, однако сегодня это серьезный, профессионально работающий орган, который помогает рынку динамично развиваться. Те, кто помнит, какие дебаты создание НП "АТС" вызывало в самом начале, теперь понимают, что в целом это преодолимый этап, особенно если есть человек, выступающий "двигателем" всего процесса. Имеются, правда, и серьезные опасения: если при формировании НП "АТС" Анатолий Борисович Чубайс и РАО ЕЭС в целом инициировали и координировали эту работу, то сейчас их влияние уменьшается. Надеюсь, что удастся решить главные вопросы до реорганизации РАО. Юрий Удальцов, потенциально основной кандидат на пост руководителя Совета, обладает богатым опытом, именно он выстраивал систему НП "АТС", поэтому, полагаю, шансы на успех есть.

    ЭР: Уходящий год стал юбилейным для ЗАО "Комплексные энергетические системы": компании исполнилось пять лет. Каков основной итог "первой пятилетки"?

    М. С.: Для нас главный итог в том, что "из ничего" за эти пять лет удалось сформировать крупную частную энергетическую компанию - у нас работает более 60 тысяч человек в 30 регионах России и на Украине. Мы вплотную подошли к реализации основной цели - построить серьезную энергетическую корпорацию.

    ЭР: Какие планы у Вашей команды в году грядущем?

    М. С.: В следующем году нам предстоит завершить структурирование бизнеса в двух основных направлениях деятельности: генерации и ритейле. Непрофильные активы будут проданы. Свою новую структуру, а также пятилетнюю стратегию мы готовимся представить инвестсообществу в первой половине 2008 г. Много внимания уделим подготовке к IPO, которое намечается на 2009-2010 гг.
    В наших планах - стать крупнейшим производителем тепла в России, а также вторыми после ОАО "Газпром" по транспортировке газа и первыми в стране - по продаже электроэнергии, тепла и газа розничным потребителям. Иными словами, в течение ближайших пяти лет КЭС-Холдинг намерен войти в пятерку крупнейших энергетических компаний России.
    Так что планы у нас в полном смысле слова грандиозные!