"Можно ли сделать электроэнергетику инвестиционно привлекательной? - Ответ положительный!"

    30 декабря 2007 г. исполнится 15 лет РАО "ЕЭС России". Это последний юбилей, который будет отмечать энергохолдинг: уже в 2008 г. компания перестанет существовать, уступив место новым субъектам отрасли - генерирующим, сетевым и сбытовым компаниям. Председатель Правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс в интервью журналу "ЭнергоРынок" подвел итоги юбилейного года РАО.

    ЭР: Анатолий Борисович, подходит к концу 2007 год - очень важный для электроэнергетической отрасли. Какие основные события и решения уходящего года Вы хотели бы выделить?

    A. Ч.: Этот год действительно был насыщен событиями, очень важными для электроэнергетики, для проводимых в ней преобразований. Отмечу наиболее ключевые. Во-первых, наши акционеры на собрании в октябре абсолютным большинством поддержали завершение реорганизации РАО "ЕЭС России". До этого, в сентябре, финишировал ее первый этап, когда из РАО "ЕЭС России" были выделены две тепловые генерирующие компании - ОГК-5 и ТГК-5. Это самостоятельные игроки энергорынка, полностью независимые от холдинга. Теперь у каждой из них есть стратегические частные инвесторы, утвержденные инвестпрограммы, сбалансированные по источникам финансирования.
    Второе ключевое событие - принятые поправки в законы по электроэнергетике. В них наряду с другими важными положениями зафиксирована дата завершения реорганизации РАО - 1 июля 2008 г. В результате из РАО "ЕЭС России" будут выделены компании целевой структуры. А само РАО прекратит свое существование и в качестве естественной монополии, и в качестве юридического лица.
    По сути дела, это - взаимоувязанные решения и по корпоративной и по законодательной части, которые обеспечивают абсолютную необратимость и "прозрачность" процесса завершения реформы энергетики.

    ЭР: Все ли готово к завершению реформы?

    A. Ч.: Структурная реформа в отрасли, т. е. разделение на конкурентный и монопольный сегменты, фактически завершена. Созданные в ходе преобразований шесть тепловых ОГК и 14 ТГК, ГидроОГК и электростанции Интер РАО уже начали конкурировать между собой. Жесткая конкуренция разворачивается и в энергосбытовом сегменте электроэнергетики.
    Практически окончательно оформился монопольный сегмент отрасли. Выстроена единая диспетчерская и магистрально-сетевая вертикали под эгидой Системного оператора и ФСК. Здесь же с 1 июля 2008 г. начнут работать холдинг МРСК, владеющий акциями распредсетевых компаний, и РАО "Энергетические системы Востока", который консолидирует активы дальневосточных энергосистем.
    Контроль над монопольным сектором сохранит государство. В ФСК его доля установлена законом на уровне не менее 75 %, в реальности же она составит около 80 %. В Системном операторе - 100-процентное госучастие, в холдинге МРСК и РАО "Энергетические системы Востока" - 52 %. Государство станет также мажоритарным акционером ГидроОГК. Здесь его доля по закону должна быть не менее контрольной, а в действительности достигнет 60 %.
    Тепловая генерация и сбыт активно переходят под контроль частных инвесторов. Идет процесс IPO ОГК и ТГК, государство выходит из генкомпаний. Интерес к этим активам очень высок как со стороны российских компаний, так и зарубежных корпораций с мировым именем. Этому во многом способствуют условия хозяйствования ОГК и ТГК. Либерализованная модель оптового и розничных рынков, запущенная в сентябре прошлого года, доказала свою дееспособность и эффективность. Сегодня можно констатировать, что российский оптовый рынок электроэнергии - один из самых продвинутых и современных рынков электроэнергии в мире. Он гибко реагирует на колебания спроса и предложения.
    При этом вхождение в рынок будет поэтапным. Сегодня по свободным ценам торгуются около 20 % электроэнергии. К 2011 г. либерализация рынка электроэнергии достигнет 100 %. Темпы либерализации рынка прописаны апрельским Постановлением Правительства РФ и закреплены все теми же президентскими поправками в законы об электроэнергетике.
    Разумеется, рынок для нас важен не сам по себе, а как естественная среда обитания энергокомпаний. Для потенциальных инвесторов "прозрачные" и понятные принципы ценообразования - лучшая рекомендация при оценке перспектив своих вложений. В этом смысле ничего лучше рынка человечество за свою многотысячелетнюю историю пока не придумало.

    ЭР: Как Вы оцениваете результаты размещения и продажи акций ОГК и ТГК?

    A. Ч.: Привлечение инвестиций в отрасль - это, пожалуй, главная задача, которую мы ставили перед собой, запуская реформу. Мы должны были ответить на вопрос "Можно ли сделать энергетику инвестиционно привлекательной, удастся ли привлечь в нее инвесторов?" Ответ положительный!
    Как вы знаете, чуть больше года назад размещение дополнительных акций ОГК-5 открыло серию инвестиционных IPO в электроэнергетике. К настоящему времени завершено размещение акций уже четырьмя оптовыми генерирующими компаниями: ОГК-2, ОГК-3, ОГК-4, ОГК-5 и шестью территориальными генерирующими компаниями: ТГК-1, Мосэнерго (ТГК-3), ТГК-5, ЮГК ТГК-4, ТГК-9. Суммарный объем средств, привлеченных в ходе размещения, превысил 311 млрд руб., или около 12,7 млрд дол. Еще примерно 232,5 млрд руб., или свыше 9,5 млрд дол. инвестиций было получено за счет продажи пакетов акций ОГК-3, ОГК-5 ОГК-4, ТГК-1, Мосэнерго и ТГК-9, принадлежащих РАО "ЕЭС России" и приходящихся на государственную долю. Эти средства будут направлены на финансирование инвестиционных программ ФСК и ГидроОГК, которые после реформы останутся под госконтролем.
    Всего на развитие электроэнергетики было привлечено порядка 544 млрд руб. частных инвестиций, или свыше 22 млрд дол. Среди стратегических инвесторов, работающих сегодня в энергетике, такие гиганты, как немецкий E.on, итальянский Enel, финский Fortum, а также российские корпорации: Газпром, КЭС, СУЭК, Интеррос, ЛУКОЙЛ. Активно интересуются российскими энергоактивами южнокорейский концерн KEPCO, чешская Cez, французские Gaz de France и Eleсtricite de France.
    Всего до завершения реформы, т. е. до 1 июля 2008 г., мы планируем привлечь более 1 трлн. руб. частных инвестиций. Мы тут поспорили с главой РЖД Владимиром Якуниным, кто привлечет частных инвестиций больше. Думаю, что с таким заделом у РАО "ЕЭС России" есть все шансы на победу.

    ЭР: Все IPO и продажи госпакетов акций генерирующих компаний прошли выше рынка. Только одно IPO ОГК-6 в Лондоне все-таки было отменено из-за плохой мировой конъюнктуры. Каковы перспективы следующих IPO, и нестабильность на мировых фондовых рынках как-то скажется на ваших планах размещения?

    A. Ч.: Здесь надо понимать, что у нас два типа размещений: портфельные и в пользу стратегов. Ясно, что, осуществляя портфельные продажи, мы зависим от реальной ситуации на мировых финансовых рынках. И конечно, нас беспокоит, что в этом смысле проблемы ипотечного кредитования в США и привлечения средств в энергетику России связаны между собой достаточно серьезно. Мы не намерены идти напролом, если увидим на финансовых рынках не очень благоприятную ситуацию. Из-за кризиса ликвидности на мировых рынках с портфельными размещениями пока будет непросто. Но мы не будем продавать активы дешево ни при каких условиях. Продажи для нас - не самоцель. Нам нужны частные инвестиции для финансирования нашей пятилетней инвестиционной программы по вводу до 2011 г. почти 30 тыс. МВт. Именно поэтому мы намерены гибко управлять нашим графиком продаж.
    Другое дело - привлечение стратегов. Этот сектор продаж выглядит очень оптимистично, ведь стратеги смотрят на гораздо более долгосрочную перспективу. Интерес с их стороны есть, что подтверждают уже прошедшие размещения.
    Конкуренция стратегических инвесторов за российскую энергетику растет. Это означает, что нашу тактику необходимо адаптировать под реальный спрос. Думаю, мы часть своих продаж будем переносить из сегмента финансовых рынков на рынок стратегических инвестиций.

    ЭР: Есть ли опасность, что новые акционеры генкомпаний откажутся от реализации инвестиционных проектов?

    A. Ч.: Сегодня Правительством РФ, Минпромэнерго, РАО "ЕЭС России" сформирована Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на долгосрочную перспективу. Она подготовлена на основе прогнозных показателей спроса на электроэнергию по регионам с учетом "узких" мест Единой энергосистемы. Государство говорит частным инвесторам: вот в этих местах точно будет высокий спрос на электроэнергию; здесь под эгидой государства будут построены сети, даже с резервом; вот этот регион и соседний мы обеспечим электроэнергией, построив новую АЭС или ГЭС, или протянув сети; здесь вам выгодно строить тепловые электростанции - спрос большой, вложения окупятся.
    Вы спросите, почему инвестор должен строить? Если инвестор заплатил за пакет акций энергетической компании сотни миллионов долларов, а то и несколько миллиардов, то очевидно, что он пришел в этот бизнес всерьез и надолго, намерен его развивать, чтобы обеспечить себе прибыль в долгосрочной перспективе.
    Строить новые энергообъекты инвесторам тем более выгодно, что уже в следующем году заработает рынок мощности. А значит, станет выгодно не только производить электроэнергию, но и просто владеть энергомощностью в определенных районах. Собственник будет получать от Системного оператора плату за то, что держит мощность в горячем резерве, что она готова по указанию диспетчеров вступить в работу.
    Вместе с тем определенные механизмы контроля над целевым использованием инвестиций все же необходимы. И они есть. Мы фактически завершили на сегодня создание системы, обеспечивающей юридические гарантии реализации инвестиционных программ. Первый ее элемент - инвестиционные меморандумы и соглашения с новыми акционерами ОГК и ТГК, в которых зафиксированы их инвестиционные обязательства. К этому процессу будут привлечены аудиторские, инжиниринговые фирмы, использованы различные технологии банковского контроля. Далее - договоры на предоставление новой мощности на рынок. В них зафиксированы все объекты, которые компания должна построить к определенному сроку. За невыполнение его условий - штраф. Затем - договоры на присоединение генерации к сетям. Они создают юридическую базу для сохранения целостности энергосистемы и выдачи электроэнергии с построенных генкомпанией энергообъектов. Наконец, пятилетние договоры на поставку газа - take or pay - с финансовой ответственностью за непоставку.

    ЭР: Кто будет управлять отраслью после РАО?

    A. Ч.: Вся конфигурация управления энергетикой после завершения реформы электроэнергетики и реорганизации РАО задана все тем же законом "Об электроэнергетике". Считаю ее абсолютно правильной. Новая система управления будет основываться на двух принципах. Первый - государственная система управления, второй - это саморегулирование.
    По первой части системы принято принципиальное решение Правительства РФ о том, что Федеральное агентство по энергетике - Росэнерго - получит все функции, связанные с управлением отраслью. Перед агентством стоит очень серьезная задача. На его базе необходимо выстроить реальную государственную систему управления реформированной, либерализованной, частной энергетикой. Такая функция должна рассматриваться как важнейшая. На сегодня этот подход поддержан Правительством РФ. Принято решение, в том числе и кадровое, - назначение руководителем агентства Дмитрия Аханова, - которое считаю абсолютно правильным.
    Вторая сторона дела - рыночная составляющая. Это - Совет рынка, новое юридическое лицо, саморегулируемая структура, которая будет создаваться на базе Администратора торговой системы. Именно там будут представлены и поставщик, и потребитель, и сосредоточены все рычаги управления рынком. У этой команды будут серьезные полномочия.

    ЭР: Как Вы оцениваете перспективы акций компаний целевой структуры?

    A. Ч.: У нас, безусловно, есть свое мнение на этот счет. Но в данном случае лучше опираться на консенсус-прогноз аналитиков фондового рынка. Он таков: суммарная капитализация компаний, созданных в результате реформы, намного превысит текущую стоимость РАО ЕЭС. Так, по состоянию на 12 декабря 2007 г. капитализация энергохолдинга составляла более 54 млрд дол. А суммарная капитализация принадлежащих РАО долей во всех компаниях целевой структуры, которые станут самостоятельными с 1 июля 2008 г., оценивается рынком примерно в 75 млрд дол.
    Крайне важно обеспечить ликвидность акций компаний целевой структуры. Соответствующие программы уже существуют. На момент завершения реорганизации акции всех компаний целевой структуры будут торговаться на российских фондовых биржах и иметь программы депозитарных расписок, так называемые GDR. Исключения составят только Холдинг МРСК и Энергетические системы Востока. Они будут созданы в момент завершения реорганизации РАО. Поэтому их выход на биржу и выпуск GDR состоится чуть позже - в июле-августе 2008 г.