О ценообразовании на ОРЭМ. Низкие цены на РСВ - причины и следствия

 

Автор

Максимов Андрей, Начальник отдела регулируемых договоров НП "АТС"

 

    В журнале "ЭнергоРынок" № 6 за 2007 г. коллегами из ОДУ Сибири была затронута тема актуальных проблем ОРЭМ, которые, по мнению авторов, можно было решить простым изменением методов оплаты поставленной электроэнергии. Не оспаривая приведенные в статье технические примеры, хотелось бы внести некоторые пояснения к самой модели ценообразования на рынке "на сутки вперед" (РСВ) и предостеречь участников от поспешных выводов об ошибочности действующих положений модели рынка в данной части.
    Указанные коллегами проблемы я бы разделил на две:

  • большие объемы сделок по покупке (продаже) в обеспечение РД;
  • наличие так называемых "нулевых" цен (низких) на РСВ.
        Формирование сделок по покупке (продаже) в обеспечение РД является следствием модели учета регулируемых договоров, основанной на принципе take-or-pay, который дает возможность хеджировать риски участников рынка: оплату по контракту поставщики всегда получают по указанной стоимости, в дальнейшем на основе анализа конъюнктуры рынка и наличия технологических ограничений принимают решение о целесообразности собственной выработки электроэнергии, либо ее покупке у других поставщиков.
        Хотелось бы отметить, что при формировании графиков поставки по РД на текущий год для поставщиков учитывались не только статистика прошлых лет, но и планируемые ремонтные ограничения генерирующего оборудования станций. НП "АТС" совместно с ЦУР и соответствующими БЕ РАО "ЕЭС России" производило сбор и согласование ограничений по выработке каждой станции, учитываемых при разработке графиков по РД. Определение контрагентов по РД осуществлялось на основе реальной электрической схемы сети с учетом ограничения по более чем 60 контролируемым СО ЦДУ сечениям. Указанные требования учитывают все возможные вопросы касательно точности формирования РД и обозначены в математической модели формирования схемы прикрепления по РД (приложение № 2 к регламенту № 6.2), а также реализованы в действующем ПАК НП "АТС".
        В случае образования низких цен, говоря об их влиянии на общую выручку станции, важно помнить принцип хеджирования по РД, заключающийся непосредственно в оплате потребителями контракта по тарифу поставщика при любых ценах рынка. При этом в периоды низких цен на рынке поставщик продолжает поставлять электроэнергию покупателям по своему тарифу, в результате получая прибыль, которая покрывает периоды с низкой ценой РСВ.

        Причины возникновения низких цен
        Первоначально следует определиться с механизмом возникновения низкой цены на рынке электроэнергии, возникающей в случае, когда кривые спроса и предложения пересекаются на уровне ценопринимающей ступени поставщиков.
        В действующей модели РСВ ценопринимающая подзаявка в обязательном порядке формируется НП "АТС" в отношении:

  • объемов до технологического минимума выработки станций (блок-станций);
  • объемов, указанных поставщиком в качестве приоритетных объемов по РД (регулируемым договорам) и СД (свободным договорам);
  • объемов по заявкам в отношении станций типа ГЭС.
        Таким образом, близкая к нулю цена на РСВ является следствием высокого уровня ценопринимания в системе, обусловленного технологическими причинами.

        Методы решения проблемы низких цен РСВ
        Проблему возникновения низких цен на рынке необходимо решать следующим комплексом мер.
        1. Формированием состава генерирующего оборудования на конкурентной основе.
        Решение о составе включенного в работу оборудования больше всего сказывается на стоимостных результатах работы поставщиков и формируемых ценах РСВ, поэтому необходима реализация механизма выбора состава оборудования с "прозрачным" и равными принципами для всех участников, позволяющая учесть как вопросы системной надежности, так и экономических приоритетов участников рынка.
        2. Снижением объемов по РД.
        Снижение объемов поставки по РД приведет к уменьшению величины суммарного приоритета на продажу электроэнергии, который в настоящее время моделируется путем указания ценопринимающей подзаявки на объем, указанный поставщиком в качестве приоритетного по РД.
        Механизм снижения объемов РД уже определен в Постановлении Правительства № 529 (с поправками в № 205), объемы, поставляемые по регулируемым тарифам (ценам) снижаются ("либерализуются") каждые полгода на указанную в вышеназванном документе величину от базового прогнозного объема баланса 2007 г.
        3. Формированием грамотных ценовых стратегий участников.
        Участникам потребовалось достаточно продолжительное время для того, чтобы адаптироваться к новым принципам ценообразования, при этом на начальном этапе работы в условиях НОРЭМ были случаи подачи экономически не обоснованных заявок участниками, что приводило и к искажению ценовых сигналов для рынка в целом и к неожиданным результатам для самих участников.
        Так, например, многие участники рынка устанавливали в ценовых заявках приоритет на полные объемы заключенных регулируемых договоров без учета конъюнктуры рынка, что приводило к увеличению объемов ценопринимания на рынке и, как следствие, поставке ими объемов по РД по цене намного ниже себестоимости вместо покупки данного объема на рынке.
        Главным же механизмом хеджирования от низких цен является, и будет являться предоставляемый НП "АТС" механизм заключения участниками свободных договоров. К тому же по мере роста темпов либерализации на рынке электроэнергии роль таких договоров будет только увеличиваться. Кроме того, возможно и снижение рисков поставки поставщиком объемов РД до технологического минимума по низким ценам посредством заключения свободных договоров в обеспечение РД. (В настоящее время такие договора составляют десятую часть всех заключаемых на торговой площадке.)
        Заключая свободные договоры, участники не только страхуются от высокой волатильности цен РСВ в отдельных периодах, но и имеет возможность конфиденциально согласовать с контрагентом цену, порядок и способы оплаты поставленной электроэнергии, зачастую позволяя при этом производить гибкую ценовую политику, что выгодно обеим сторонам участников договора.
        4. Изменением требований к ценовым параметрам заявки для ГЭС.
        В настоящее время в отношении гидроэлектростанций допускается подача только ценопринимающих заявок, что например, в особенностях энергорынка Сибири с высокой долей выработки ГЭС существенно сказывается на цене РСВ. Необходимо для каждой гидроэлектростанции на сутки Х-1 определять величину технологически необходимого минимума выработки, обусловленного пропуском воды в нижний бьеф, а на объемы сверх указанного разрешить подачу ценовых заявок.
        Для полноценного технологичного решения данной задачи необходима система долгосрочного и краткосрочного планирования уровня воды в водохранилище (с учетом наличия каскадов) у СО-ЦДУ ЕЭС и каждой ГЭС, связанная с плановыми величинами, формируемыми Министерством природных ресурсов, метеопрогнозом и статистическими данными уровня воды прошлых лет.
        5. Снижением технологических минимумов станций за счет модернизации оборудования.
        Модернизация имеющегося оборудования позволит улучшить маневренные характеристики агрегатов, что приведет в первую очередь к снижению величины суммарного технологического минимума станций и, как результат, к уменьшению объема ценопринимания в ценовых зонах рынка.
        В настоящее время низкие цены в часы ночного минимума являются наглядным показателем высокой доли тепловых станций, имеющих высокие технологические минимумы, в базовой части время сброса/набора нагрузки которых не позволяет оперативно производить их вывод на максимальные значения выработки, обеспечивая тем самым покрытие утреннего пика энергосистемы.
        Следствием указанной модернизации также станет оптимальная загрузка современных станций ОЭС Урала, в настоящее время вынужденно работающих на транзит и покрывающих колебания нагрузки потребителей энергозоны центра из-за высокой доли маломаневренных станций в ОЭС Центра.
        6. Строительством сетей.
        Это одна из самых затратных, но при этом стратегически важных для всей электроэнергетики задач, выполнение которой однозначно сказывается на снижении ограничений по перетокам мощности, что дает возможность экономически более выгодно перераспределять нагрузку между станциями энергосистемы, загружая самые экономичные из них по мере роста нагрузки.
        Близкие к нулевым, цены РСВ, при их очевидной болезненности для поставщиков, стимулируют все рыночное сообщество для решения указанных задач вместо возврата к системе поставок по регулируемым тарифам.
        Предложение оплачивать поставщикам производство электроэнергии по минимальной выработке ТЭС и заданной выработке ГЭС по тарифам, прежде всего, приведет к повторению существовавшей практики (до запуска НОРЭМ), когда станции при подаче уведомлений о составе генерирующего оборудования завышали величину технологического минимума, так как она в любом случае гарантированно оплачивалась по тарифу. (См. таблицу, рис. 1, 2).
        Формирование объемов, оплачиваемых на РСВ по тарифам поставщиков крайне нежелательно скажется и на самой модели ценообразования, потому что оно приведет к искажению ценовых сигналов рынка из-за внесения в сделки, которые формируется по принципу маржинального ценообразования, непрогнозируемой составляющей поставки электроэнергии по тарифу каждой станции уже после проведения расчета равновесных цен, соответственно, без учета потерь, системных ограничений и удельных (ценовых) характеристик станций. Данная ситуация вызовет существенный рост небаланса РСВ, который распределяется на всех участников рынка независимо от факта завышения ими величины технологического минимума.
        Другой проблемой указанного подхода станет возрастание зависимости участников от выбора состава оборудования, производимого СО-ЦДУ ЕЭС, что при отсутствии на данный момент нормативной процедуры проведения данного процесса делает его "непрозрачным" для участников.

        Выводы
        Цена на рынке - один из главных рыночных механизмов - отражает не только себестоимость производства электроэнергии, но и ее востребованность потребителями. Оплата поставки по тарифу станции способствует исчезновению основного стимула к снижению стоимости электроэнергии для потребителей - снижению суммарных издержек производства электроэнергии поставщиками. В результате вместо решения актуальных задач для поставщиков по снижению уровня ценопринимающего предложения на рынке, как источника низких цен в отдельные периоды, мы придем к внесению таких издержек в стоимость поставки электроэнергии для потребителя, что не соответствует целям реформирования электроэнергетики.



  •