Построение пирамиды факторов, оказывающих влияние на рыночные цены энергии и мощности

 

Автор

Школьников Александр, Заместитель генерального директора по экономике и стратегическому планированию ОАО "Смоленскэнергосбыт"

 

    Тезисы данной статьи были приведены в докладе, озвученном 31 октября 2007 г. в рамках Второго профессионального форума энерготрейдеров России.

    Фактор (нем. faktor, от лат. factor - делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты (БСЭ).
    "Фактор энергорынка" - это любой параметр внешней среды, используемый энерготрейдером в своей работе. Его изменение существенно даже для одного энерготрейдера, так как, по его мнению, оказывает влияние на цены или объемы хотя бы одного сегмента энергорынка. Изменения количественного или качественного значения параметров рыночной среды (действие факторов) в свою очередь приводит к изменению параметров других факторов (факторов более высокого порядка). Можно упорядочить систему факторов, построив пирамиду факторов энергорынка (рис. 1).
    Например, при уменьшении температуры окружающей среды (исходный фактор первого уровня) возрастет потребление энергии (фактор второго уровня - изменение энергопараметров), что позволит генераторам увеличить цены в заявках (фактор третьего уровня - изменение тактик и стратегий игроков).
    Изменения в подаче заявок окажут влияние на цены и объемы на рынке, которые увеличатся (фактор четвертого уровня), что, соответственно, приведет к изменению финансовых результатов у покупателей и продавцов. Серьезные изменения на рынке будут периодически "подталкивать" участников к пересмотру (корректировке) модели рынка.
    Указанные выше связи действуют не жестко, поскольку в реальной жизни существуют статистические погрешности измерений, субъективные ошибки и заблуждения участников, что показано на рисунке 2.
    Кроме прямой связи, существует обратная связь, заключающаяся во влиянии факторов более высокого порядка на факторы более низкого. Так, участники корректируют свои стратегии не только в связи с текущими изменениями факторов низкого уровня, но и в связи с осмыслением динамики цен и объемов за предыдущие периоды (рис. 3).
    В основании пирамиды лежат исходные факторы (первого уровня). Это изменения в природе и обществе, которые подразделяются на прогнозируемые и непрогнозируемые (форс-мажорные). Иногда грань между ними субъективна. Так, снижение в Москве температуры до -10 °C в январе - прогнозируемый фактор, а дополнительные -10 °C градусов (если ударят 20-градусные морозы) - форс-мажорный. Наоборот, в Новосибирске 20-градусные морозы - прогнозируемы, а температура в январе -5 °C - это форс-мажор.
    К природным факторам, кроме изменения температуры, относятся изменения влажности, облачности, водности на ГЭС, перевод часовых стрелок осенью и весной.
    К общественным факторам (как правило, это изменения цен и объемов на рынке ресурсов для энергетики) относятся изменения ценности электроэнергии в глазах покупателей, цен и доступных объемов топлива, цен и объемов денежного капитала на рынке, предложения и стоимость услуг по ремонту.
    Отдельно нужно выделить особый набор форс-мажорных факторов: аварии на трубопроводах, в сетях, на электростанциях.
    К факторам второго уровня относятся все параметры состояния энергетической системы, определяющие физические возможности производства и потребления, а также влияющие на тактики и стратегии работы на рынке, которые определены численно. Это - факторы потребления (увеличение или снижение потребления энергии и мощности в разрезе районов и периодов), факторы производства (изменение мощности: рабочая, установленная, вращающаяся, в горячем и холодном резервах; изменение запасов и лимитов топлива и количества воды, изменение удельных расходов топлива на станциях и стоимостных характеристик); факторы передачи (изменение пропускной способности, вывод в ремонт и из ремонта, изменение перетоков и уровня потерь).
    Факторы первого уровня непосредственно изменяют параметры факторов второго уровня. Например, снижение температуры увеличивает потребление электроэнергии, изменяет удельные расходы на станциях, величину потерь и пропускную способность в сети.
    К факторам третьего уровня относятся все изменения в тактиках и стратегиях игроков рынка. Это изменение обусловлено воздействием, как правило, факторов второго уровня. Но оно неоднозначно, поскольку каждый игрок субъективно оценивает ситуацию и последствия своих шагов. На рисунке 4 приведены возможные варианты изменения стратегий. Так, видя рост потребления, вызванный ростом цены, один генератор предпочтет увеличить и цену, и объем в заявке, другой увеличит только объем, третий предпочтет оставить заявку без изменений.
    К факторам четвертого уровня (рис. 5) относятся изменения цен и объемов покупателей и продавцов на множестве секторов и "аппендиксов" рынка (например, таких как величины небалансов).
    Изменения цен и объемов приводят к изменению факторов пятого уровня - финансовых результатов участников, каждый из которых руководствуется собственным набором финансовых и рыночных критериев успешности своей работы. Одни ориентированы на максимизацию валовой или чистой прибыли. Других интересует максимизация удельных показателей - рентабельности активов - собственного капитала или продаж. Гарантирующих поставщиков интересует ликвидность и финансовая устойчивость компании. Многие на первое место заслуженно ставят рост капитализации компании - сводную оценку рынком всех ее параметров. Некоторых интересует окупаемость конкретных проектов (проектный подход). Другие генераторы максимизируют не прибыль, а маржу (разницу между выручкой и затратами на топливо).
    Наконец, изменения финансовых результатов "подталкивают" участников к таким действиям, которые приводят к институциональным изменениям - изменениям моделей рынка, где возможны движения в сторону одной из четырех идеальных моделей: расширение доли двусторонних договоров, развитие финансовых контрактов, развитие спот-рынка и увеличение доли онлайновых заявок в рыночной модели.
    Выявление факторов рынка, изучение их связей повышают профессионализм трейдеров, приводя к более точным ценовым сигналам и к увеличению в итоге суммарного финансового результата участников.