Совершенствование управления коммунальной электроэнергетикой

 

Автор

Хабачев Лев, Генеральный директор ОАО "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания", доктор экономических наук

 

    Исторически в большинстве средних и мелких городов Российской Федерации электроснабжение населения и юридических лиц (как правило, за исключением крупных промышленных предприятий) осуществлялось муниципальными предприятиями электрических сетей (МУП ЭС) - городскими электрическими сетями. Указанные предприятия обеспечивали эксплуатацию распределительных сетей преимущественно напряжением 0,4-10 кВ, являющихся муниципальной собственностью и передававшихся в МУП ЭС на основании хозяйственного ведения. Также МУП ЭС выполняли функции сбыта электроэнергии потребителям как непосредственно в статусе перепродавцов электроэнергии, так и в качестве агентов региональных сбытовых компаний. Общее число МУП ЭС составляло порядка 350.
    В настоящее время условия работы предприятий коммунальной электроэнергетики характеризуются следующими особенностями:

  • существенное усложнение схемы договорных отношений между хозяйствующими субъектами региональных рынков электроэнергии как следствие общего реформирования электроэнергетики и соответствующее усложнение отношений между МУП ЭС и регулирующими органами в процессе обоснования и утверждения стоимости услуг МУП ЭС;
  • ограничение региональной составляющей тарифа на электроэнергию в предстоящие 3-5 лет как следствие резкого опережающего роста федеральных факторов (цены на газ, инвестиции в генерацию и национальную электрическую сеть), что обуславливает повышение требований к эффективному использованию региональных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие электросетевого хозяйства, в частности - коммунального;
  • существенное изменение условий сбытовой деятельности при получении МУП ЭС статуса гарантирующего поставщика, связанное с необходимостью покупки электроэнергии на оптовом конкурентном рынке, организацией расчетов с потребителями по нерегулируемым ценам, потребностью проведения работ по сертификации сетей, организацией современных систем учета приобретаемой и продаваемой электроэнергии, ужесточением требований к работе с технологическими потерями электроэнергии как источника прибыли для МУП ЭС;
  • возрастание требований к уровню технической и инвестиционной деятельности МУП ЭС со стороны потребителей и муниципальных администраций в части применения современного оборудования, проводниковых материалов, схемных решений, организации учета, организации уличного освещения, качества архитектурно-планировочных решений;
  • усиление роли привлечения средств потребителей (платы за технологическое присоединение) как важнейшего источника увеличения инвестиционных нетарифных ресурсов МУП ЭС;
  • укрепление роли подготовки и переподготовки профессиональных кадров для коммунальной электроэнергетики.
        В рассматриваемых условиях эффективная и устойчивая работа большинства предприятий коммунальной электроэнергетики (за исключением наиболее крупных предприятий с объемом полезного отпуска из сетей не менее 400-500 млн кВт.ч) может быть обеспечена только в рамках региональных объединений указанных предприятий.
        Данный вывод в частности подтверждается опытом трехлетней работы ОАО "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" (ОАО "ЛОЭСК"), созданном на базе действовавших в 23 городах и крупных поселках Ленинградской области 15-ти муниципальных предприятий электрических сетей с суммарным объемом отпуска электроэнергии свыше 1 600 млн кВт.ч и общей численностью сотрудников свыше 1 400 человек (после выделения сбытовой деятельности).
        При создании управляющей компании как акционерного общества было предусмотрено, что 51 % акционерного капитала вносится правительством области, 49 % - частными инвесторами. Возможность управления муниципальным электросетевым имуществом была обеспечена путем заключения краткосрочных (на один год) договоров аренды между ОАО "ЛОЭСК" и муниципальными администрациями. Краткосрочный характер договоров аренды (с возможностью их пролонгации) был обусловлен тем, что заключение долгосрочных договоров возможно только после регистрации муниципального недвижимого и движимого имущества и занимаемых им земельных участков. Работа в данном направлении требует значительных финансовых затрат и может быть проведена поэтапно за несколько лет.
        При заключении договоров аренды предусматривалось сохранение за муниципальными образованиями налоговых платежей за имущество, землю и транспорт и объемов работ по реконструкции и модернизации сетей в объеме не ниже амортизационных отчислений.
        Использованная схема создания акционерного общества не является единственно рекомендуемой. Наряду с ней возможны схемы, обеспечивающие повышение заинтересованности муниципальных образований в создании интегрированных компаний (например, путем передачи муниципальным образованиям части акций, либо создания на базе МУП акционерных обществ, которые становятся учредителями интегрированной компании с распределением акций последней муниципальными предприятиями пропорционально стоимости вносимого имущества).
        В процессе создания и организации деятельности компании выявился ряд проблем, связанных с необходимостью изменения законодательной и нормативной базы в сферах муниципального самоуправления, имущественных отношений и налогообложения, от решения которых зависит эффективность деятельности интегрированных коммунальных электросетевых компаний, а также в целом - интегрированных компаний в сфере ЖКХ).
        В частности, возникает необходимость законодательного закрепления за субъектом РФ прав передачи полномочий муниципальных образований I уровня с численностью населения до 10-15 тыс. человек в сфере электроснабжения муниципальным образованиям II уровня или субъекту РФ с соответствующей межуровневой передачей имущества электрических сетей. Данное требование вытекает, с одной стороны, из специфики управления электроэнергетикой как единым технологическим комплексом, а с другой, - из распространенной практики стремления администраций небольших муниципальных образований I уровня к созданию мелких управленческих структур, необоснованному вмешательству в формирование инвестиционных программ, использованию перекрестного субсидирования при привлечении средств различных категорий потребителей для развития сетей и др.
        Для увеличения объема амортизационных отчислений в качестве источника для реконструкции и модернизации коммунальных электрических сетей необходим упрощенный механизм рыночной переоценки стоимости основных фондов муниципальной электроэнергетики, которая в большинстве муниципальных образований не проводилась в связи с отсутствием средств. Переоценка стоимости имеет важное значение для роста инвестиционных ресурсов сетевых компаний в условиях ограничения тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. Представляется, что в основе упрощенного механизма переоценки может лежать нормативный метод, при котором Правительство РФ предоставляет Минрегионразвития РФ право устанавливать периодичность и нормативные коэффициенты переоценки муниципального электросетевого имущества. Одновременно было бы целесообразным внести изменения в налоговое законодательство, с тем чтобы при формировании налогооблагаемой базы предприятий величина амортизационных отчислений по имуществу МУП электрических сетей рассчитывалась исходя из его стоимости по результатам переоценки, а не из величины амортизационных отчислений, установленных при вводе имущества в эксплуатацию.
        Устойчивая и прогнозируемая работа создаваемых компаний зависит от возможностей заключения долгосрочных договоров аренды, что, как указывалось выше, связано с необходимостью регистрации муниципального имущества и выделения значительных средств на работы по подготовке технических паспортов объектов, и кадастровую съемку земельных участков. Выходом из положения является предоставление регулирующим органам права включения в стоимость услуг сетевых компаний затрат по регистрации муниципального имущества при наличии долгосрочных (на три-пять лет) соглашений между муниципальными образованиями и сетевыми компаниями о заключении договоров на оказание услуг муниципальным образованиям по регистрации имущества при условии пролонгации краткосрочных договоров аренды на период проведения работ по регистрации с последующим заключением долгосрочных договоров аренды.
        В заключение необходимо отметить, что формирование интегрированных коммунальных электросетевых компаний наряду со стандартными эффектами централизации и укрупнением в производственных системах, в условиях реформированной электроэнергетики, предоставляет администрациям субъектов РФ возможность усиления контроля надежности электроснабжения в городах и крупных поселках, где сосредоточена основная часть населения и объектов социальной сферы, а также координации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов по обеспечению надежности энергоснабжения регионов на перспективу исходя из региональных приоритетов экономического развития.

  •