Осенний марафон

    Реформирование электроэнергетической отрасли в России приближается к одному из ключевых этапов, и необходимость в объективном и полном освещении происходящих изменений с каждым днем становится все острее. С целью создания площадки для профессионального обсуждения перспектив развития и проблем современной российской электроэнергетики журнал "ЭнергоРынок" 19-20 сентября 2007 г. при поддержке НП "АТС" провел четвертый профессиональный энергетический форум "Развитие российской электроэнергетики: генерация, сети, рынок, инвестиции", в рамках которого впервые состоялась выставка "Энергетика и строительство: от проекта до запуска". В ходе конференции энергетики, представители законодательных и исполнительных органов власти, инфраструктурных компаний, консалтинговых фирм, промышленных потребителей обсудили проблемы и приоритеты современной электроэнергетики, развитие ситуации на ближайшую перспективу, а также обменялись опытом в сфере передовой практической деятельности.

    Реформа электроэнергетики давно перешла свой "экватор": менее чем через год прекратит существование мозговой центр и системообразующий субъект отрасли - РАО "ЕЭС России". Но далеко не все проблемы остались позади. Напротив, сегодня перед реформаторами электроэнергетической отрасли стоит целый комплекс важных задач, успешность выполнения которых во многом определит судьбу реформы электроэнергетики и, как следствие, дальнейшее развитие рынка, генерирующих, сетевых и сбытовых компаний.

    Генерация
    Одна из основных целей реформирования электроэнергетики России - стимулирование привлечения инвестиций в отрасль, и в первую очередь это касается генерирующих объектов, поскольку развитие генерации является важнейшей составляющей предотвращения энергодефицита в стране. Для инвесторов именно генерация, а не сбытовые и ремонтные компании, является наиболее "лакомым куском" единой энергетической системы России.
    Тем не менее, несмотря на это, риски вложения в генерацию слишком велики. В частности, в своем докладе Сергей Мироносецкий, заместитель генерального директора ОАО "СУЭК", риски высоких капитальных затрат, срывов в реализации инвестпрограмм, а также строительства лишней мощности отнес к разряду наиболее существенных для инвесторов. Согласно базовому прогнозу, темпы роста потребления электроэнергии ежегодно до 2010 г составят в среднем 5,1 % и 4,1 % - до 2020 г. Основываясь на статистических данных, темп роста энергопотребления за каждый из последних четырех лет в среднем равен 2,7 %. Таким образом, генерирующие компании рискуют построить ненужные мощности. Возможность снижения этого риска г-н Мироносецкий видит во включении в договор о предоставлении мощности права генерирующей компании изменить инвестиционную программу в объеме невостребованной мощности, а также гарантировать ей полномочия в приостановлении низкоэффективных проектов. Тему рисков инвестирования в генерацию продолжил Лев Осика, директор департамента управления проектами ООО "Интертехэлектро - Новая генерация", рассказав о проблемах выбора площадки и строительства "с нуля" собственных генерирующих объектов мелкими и средними инвесторами. По его мнению, основными преградами, мешающими оптимальному развитию электроэнергетической отрасли, являются, во-первых, топливный вопрос, несовершенство которого вызывает у инвестора неуверенность в приобретении им топлива по справедливой цене, и во-вторых, неразвитость сетевого хозяйства, непозволяющая четко понимать, где можно строить станцию и на какое расстояние передавать электроэнергию. Леонид Гительман, профессор Уральского государственного технического университета, доктор экономических наук, в ходе своего выступления основной "бедой" отрасли назвал напряженную ситуацию с кадрами, которая заключается в дефиците квалифицированных рабочих цехового уровня, резком снижении профессионализма инженеров и низкой компетенции многих топ-менеджеров. Базовыми причинами столь неутешительного положения дел он считает потерю преемственности при смене поколений и ставку молодежи на карьерный рост, а не на повышение собственной компетенции. По мнению г-на Гительмана, приоритетным направлением в условиях необходимости ускоренного наращивания профессионализма может быть только развитие корпоративного обучения.

    Развитие сетевого хозяйства
    Ни один вид деятельности в электроэнергетической отрасли не вызывает столько споров и не несет в себе столько проблем, как передача (транспортировка) электроэнергии по сетям. При этом, в основном, вся критика сводится к признанию несостоятельности текущей модели регулирования тарифов по системе "затраты плюс".
    По убеждению Алексея Макрушина, руководителя направления по внедрению RAB ОАО "ФСК ЕЭС", которое он высказал в своем выступлении, эта система "непрозрачна" и не дает долгосрочного понимания развития сетевого хозяйства, что в свою очередь не позволяет привлекать в отрасль инвестиции в достаточном объеме и не удовлетворяет спрос потребителей на подключение к сетевой инфраструктуре. Основная цель тарифного регулирования отрасли заключается в развитии электросетевого хозяйства не сдерживающими экономический рост темпами при контроле уровня издержек компаний. Для достижения поставленной цели регулятору необходимо в настоящий момент выполнить две основные задачи: во-первых, снять ограничения на развитие энергосистем, во-вторых, повысить надежность сетевых компаний путем снижения износа основных фондов до среднего уровня развитых стран. По мнению Василия Сапожникова, старшего аналитика ФК "Открытие", для решения первой из них достаточно взимания платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, но при этом остается нерешенной основная проблема РСК - проблема изношенности сетей (в среднем по РСК она равна 64 %). Принятие же тарифного регулирования на основе методики "возврата на вложенный капитал" (RAB) может стать панацеей от обеих проблем и удовлетворит потребности всех заинтересованных лиц. Для потребителей RAB регулирование выгодно тем, что они оплачивают строительство новых и реконструкцию старых сетевых объектов в течение периода, охватывающего 20-30 лет (по аналогии с ипотекой). Инвесторам данная система принесет снижение рисков за счет включения в тариф средств на возврат инвестированного капитала и дохода за его использование (ставка доходности составит порядка 12 %).
    Компании, безусловно, будут заинтересованы в повышении эффективности, так как уровень платы устанавливается на долгосрочный период, и они получают прибыль от снижения издержек. При этом тарифы будут "увязаны" как с надежностью, так и с качеством услуг по передаче электроэнергии.
    Тем не менее, несмотря на скорое введение новой методики тарифного регулирования, плату за технологическое присоединение никто пока не отменял, поэтому проблемы, в частности, правовые коллизии, связанные с деятельностью по подключению новых потребителей, остаются актуальными до сих пор. В своем выступлении Александр Попелюк, юрист компании Vegas Lex, осветил такие проблемы техприсоединения к сетям, как: двойное регулирование отношений сетевой компании и потребителя, определение границы ответственности при выполнении технических условий и конфликт интересов потребителей при опосредованном подключении.

    Рынок как он есть
    Прошло уже чуть больше года с момента запуска новой либерализованной модели оптового рынка электроэнергии, доказавшей за прошедший период работоспособность касательно своей технологической части и показавшей гораздо большую эффективность, чем существовавшая ранее модель рынка 5-15.
    После ее запуска был открыт путь для органичного перехода к рынку свободных обязательств, который в дальнейшем дополнится краткосрочным рынком и балансирующим рынком в реальном времени. Прообраз этой системы был запущен, доказав через год успешность функционирования. В течение этого времени был выстроен порядок механизмов торговли и взаимодействия с рыночной инфраструктурой.
    "Новая модель рынка электроэнергии показала себя с лучшей стороны, - подчеркнул в своем приветственном выступлении Дмитрий Пономарев, председатель правления НП "АТС", - получен адекватный ценовой сигнал, отразивший в себе многие факторы, раннее неучтенные, которые имели место в переходной модели периода 2003-2006 гг." Сложившаяся ситуация вынуждает уделять повышенное внимание вопросу мониторинга действий участников рынка, а также факторам, оказывающим влияние на эти действия. По мнению Игоря Мартынова, консультанта по решениям компании Oracle Utilities Global Business Unit, активное развитие рынка сегодня способствует появлению определенных требований, которые предъявляются энергокомпаниям и со стороны бизнеса (акционеров), что обязывает к постоянному повышению эффективности, снижению затрат, увеличению доходности, и со стороны потребителей, нуждающихся в повышении качества обслуживания и уровня надежности предоставляемых услуг.
    В перспективе процесс организационных изменений внутри компаний, являющихся активными игроками отраслевого рынка, их слияний и поглощений, разделения бизнеса и продажи части пакетов существующими собственниками, IPO и выпуска облигаций, будет проходить постоянно.
    Как заметил Александр Школьников, заместитель генерального директора ОАО "Смоленскэнергосбыт": "Для части потребителей на сегодняшний день границы между оптом и розницей размыты, они приходят на рынок и уходят с него когда им это выгодно. В этой связи, на розничном рынке возможно появление разнообразных тарифных "меню" (аналогично сотовой связи), а также усиление влияния цен на оптовом и розничном рынках на стоимость акций энергокомпаний".
    Александр Пироженко, начальник управления по контролю и надзору ТЭК ФАС РФ, одной из важнейших задач считает формирование условий для развития конкуренции в розничном сегменте рынка, для того чтобы предоставить потребителям право выбора поставщика электроэнергии. Кроме того, немаловажным аспектом и основой функционирования рынка является надежность энергоснабжения. И в связи с этим, как сказал Сергей Полещук, ведущий специалист по АСДУ компании "ЭНПРО": "Пока мы находимся только на начальном этапе пути использования современной аппаратной базы, которая способна решать перспективные задачи оптового и розничного рынка электроэнергии мощности".

    Сбыт: новый этап развития
    Энергосбытовой сектор российской электроэнергетики оставался в тени до момента реорганизации ОАО "РАО "ЕЭС России"" и продажи его активов, несмотря на то что энергосбытовые компании являются последним звеном в цепочке передачи энергии непосредственно ее потребителям. Ряд проведенных в последнее время аукционов по продаже энергосбытов, а также конкурсы на получение статуса гарантирующих поставщиков привлекли внимание к этому сектору. Так, к числу знаковых событий, повлиявших на ситуацию со сбытами можно отнести: принятие Постановления Правительства РФ № 530 "Об утверждении правил функционировании розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики?" от 31.08.2006, принятие Советом Директоров ОАО "РАО "ЕЭС России"" решения о продаже энергосбытовых активов, а также решение об окончательной реорганизации головного электроэнергетического холдинга и о проведении им первых аукционов по продаже акций энергосбытовых компаний.
    На настоящее время в отрасли существует ряд проблем, которые подробно осветил в своем выступлении Андрей Пивоваров, председатель правления НП "ГП и СК", отнеся к таковым: отсутствие реальной конкуренции, существование перекрестного субсидирования (внутри- и межтерриториального), наличие задолженности бюджетов (в том числе по льготам и субсидиям), отсутствие учета на розничном рынке и отсутствие механизма страхования ответственности наряду с "непрозрачной" системой трансляции нерегулируемых цен. В своем выступлении Антон Вершинин, начальник отдела финансовых расчетов на ОРЭ и развития рынков ОАО "Мосэнергосбыт", представил углубленную и детальную оценку процессов, определяющих риски энергосбытового бизнеса и методы их минимизации.
    В рамках проходящей секции была затронута тема конкурсов на получение статуса гарантирующих поставщиков, ставшая в последнее время актуальной. По словам Андрея Листовского, директора Фонда энергетического развития, "?вся ситуация с конкурсами далека от того, чтобы говорить о том, что энергоснабжение гарантированно". В целях введения конкурсов по окончании переходного периода г-н Листовский считает необходимым решить следующие вопросы:

  • "прозрачность" конкурсов (возможный выход - централизация надзора над ГП и централизованная организация конкурсов на федеральном уровне);
  • легитимная передача базы данных (на рыночных принципах);
  • определение "судьбы" дебиторской/кредиторской (в том числе перед субъектами ОРЭ) задолженности проигравшего ГП;
  • формирование нефинансового критерия конкурсов "Качество обслуживания".
        Разрешение данных вопросов позволит в той или иной степени сделать конкурсы и конкурентными и "прозрачными".

  •