"Состояние оборудования во многом определяет результат работы"

 

Автор

Опадчий Фёдор, ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС"

 

    Директор по развитию и сопровождению рынков ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" Фёдором Опадчим

    Интервью с директором по развитию и сопровождению рынков ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" Фёдором Опадчим

    ЭР: Фёдор Юрьевич, какая роль отводится ремонтным кампаниям в электроэнергетической отрасли?

    Ф. О.: Энергетика -- сложная система, надежность функционирования которой в значительной степени определяется техническим состоянием каждого из составляющих ее элементов. Поддержание их в рабочем состоянии осуществляется за счет проведения регламентных ремонтных работ. Задача Системного оператора заключается в обеспечении координации ремонтных программ таким образом, чтобы, с одной стороны, гарантировать проведение своевременного технического обслуживания каждого из элементов энергосистемы, а с другой стороны, предоставить возможность удовлетворения спроса на электроэнергию.
    В электроэнергетике существует жесткий порядок планирования ремонтов, целью проведения которых является поддержание надежности энергосистемы. Например, ремонты сетевого оборудования учитывают время ремонтов генерирующего, а максимальный объем ремонтов планируется на лето - период минимального потребления в системе. Но, однако, вывод из работы элементов энергосистемы неизбежно оказывает влияние на систему, что наглядно демонстрирует рынок электроэнергии, построенный по узловому принципу: цена в узле формируется с учетом стоимости ограничений, обусловленных в том числе и проведением ремонтов. Если происходит "запирание" узкого сечения, а в энергорайоне - переизбыток дешевой генерации, то цена падает. И наоборот, если дорогая генерация и дешевая электроэнергия не поступает в энергорайон, то цена возрастает.
    Кроме технического обслуживания оборудования во время проведения плановых ремонтных кампаний случаются и аварийные ремонты, когда либо оборудование физически не может работать, либо в силу каких-то неполадок возникают угроза для жизни людей, повреждение оборудования и т. д.

    ЭР: Какие проблемы возникают при проведении ремонтных кампаний?

    Ф. О.: Строгое соблюдение графика ремонтных работ в полном объеме невозможно осуществлять по объективным причинам (например, незапланированные аварийные ремонты). Так, согласно графику должен произойти вывод крупного энергоблока в ремонт, но буквально за несколько дней до положенного срока состояние энергоблока соседней электростанции определяется как требующее проведения неотложного (аварийного) ремонта. В случае если в данных схемно-режимных условиях отсутствие двух таких энергоблоков в системе недопустимо, Системный оператор вынужден перенести сроки ремонта для первой станции, что, соответственно, нарушит график проведения ремонтов в целом.
    Кроме этого на осуществление ремонтных кампаний влияет рост нагрузок, не предусмотренный годичным прогнозом, и паводковый режим. В прошлом году в Сибири сложилась ситуация с переизбытком воды, и Системный оператор был вынужден корректировать графики ремонтов.

    ЭР: Что собой представляет система контроля над ремонтной деятельностью в электроэнергетической отрасли?

    Ф. О.: В электроэнергетике всегда существовал жесткий административный контроль над соблюдением графика ремонтных работ, целью которого было создание стимулов к максимально точному выполнению плановых ремонтов. Вместе с запуском ОРЭМ в электроэнергетике заработал новый, достаточно сложный, но одновременно "прозрачный" экономичный механизм контроля готовности генерирующего оборудования к несению нагрузки, ядро которого составляет система мониторинга соблюдения срока ремонтов генерирующего оборудования.
    Для участников оптового рынка электроэнергии и мощности к генерирующему оборудованию в целях обеспечения его готовности к выработке электроэнергии устанавливаются обязательные технические требования. Участник получает плату за мощность только при условии полной готовности генерирующего оборудования к включению в работу.
    В случае вывода электростанции в плановый ремонт плата за мощность не снижается, так как ремонт обеспечивает надежность функционирования единой энергосистемы. Если же ремонт неплановый, то фактически непредоставленная мощность участнику рынка не оплачивается.
    Для реализации данного механизма Системным оператором была спроектирована и внедрена уникальная система мониторинга состояния всего генерирующего оборудования Единой энергосистемы России. В настоящее время по каждой электростанции, по каждому генератору, в отношении каждого часа месяца регистрируется готовность к выработке электроэнергии.

    ЭР: Нуждается ли в совершенствовании система контроля над готовностью генерирующего оборудования?

    Ф. О.: Данная система контроля действует в полном объеме с момента утверждения ФСТ России (10.12.2006 г.) коэффициентов, применяемых в случае невыполнения поставщиком обязательств по обеспечению готовности генерирующего оборудования. Сегодня она формализована в максимальной степени. Каждый генератор оптового рынка находится на контроле: ежечасно регистрируется его состояние, на основе чего определяется коэффициент готовности к выработке электроэнергии, определяющий для участника величину оплаты за мощность. "Провинившиеся" поставщики недополучают деньги. При этом, как и в любой новой системе, всегда существуют возможности по ее "донастройке" с учетом практического опыта, а также на основании изменений, происходящих в других сегментах оптового рынка. С момента первоначального утверждения документов, регламентирирующих этот процесс, к настоящему времени уже внесен ряд уточнений и, видимо, они потребуются и в дальнейшем. Но существенных изменений в построенной системе, на мой взгляд, не требуется, и она будет сохранена, в том числе в рамках рынка мощности.

    ЭР: Как с течением времени меняется качество планирования по-ставщиков?

    Ф. О.: Как уже было сказано, планирование технического обслуживания в российской электроэнергетике всегда было организовано на высоком уровне, поэтому сегодня важно сохранить это качество. Административная система контроля существует давно, а с 10 декабря 2006 г. она к тому же усилена экономическими механизмами. Следует отметить, что подтверждение готовности генерирующего оборудования для бизнеса -важный параметр работы на оптовом рынке, так как значительную часть выручки компании составляет плата за мощность. В связи с этим отношение поставщиков мощности к планированию весьма серьезное.
    Участник в состоянии измерить экономический эффект от поддержания генерирующего оборудования в надлежащем состоянии самостоятельно. Например, по причине неудовлетворительного обслуживания на электростанции случилась авария, и оборудование выводится во внеплановый ремонт. В данном случае будет зарегистрирована неготовность в отношении всех часов вынужденного простоя, и, соответственно, компания недополучит средства от продажи мощности.
    Экономический смысл платы за мощность состоит в поддержании готовности оборудования к выработке электроэнергии. Если рыночное сообщество оплатило все условно-постоянные затраты электростанции, оно вправе требовать предоставление всей ее генерирующей мощности. Сегодня на рынке действует правильная система стимулов. Результаты работы компании в рыночных рамках зависят от состояния оборудования. Следовательно, если не инвестировать в его модернизацию, в обучение дежурного персонала, то вероятность аварийных остановок возрастает, что стоит дорого.
    В системе контроля технической готовности генерирующего оборудования есть механизмы, препятствующие "экономическому" выводу мощности - неподача ценовой заявки рассматривается как непредоставление мощности с соответствующими финансовыми последствиями.

    ЭР: Как относятся поставщики к экономическим санкциям за невыполнение обязательств по обеспечению готовности оборудования?

    Ф. О.: В рамках ФОРЭМ существовала система контроля рабочей мощности, которую можно рассматривать как отдаленный прообраз сегодняшней системы готовности. Фактически же электростанции штрафовались только в исключительных случаях, в частности при крупном аварийном выводе оборудования.
    Когда существовал рынок 5-15, то 15 % мощностей не оплачивались электростанциям. С запуском ОРЭМ изменилась модель, и поставщики стали получать 100 % за фактически предоставленную мощность. Сегодня на оптовом рынке величина снижения оплаты за мощность ограничена 15 %. Даже когда оборудование выводится в ремонт на целый месяц, участник не остается без денег, а получает 85 % денежных средств от планового объема. И это правильно, поскольку есть предел, за которым стимулирующий эффект пропадает, потому что неоправданно высокая величина снижения оплаты приведет к отсутствию у поставщика средств на те же самые ремонты. Смысл этих штрафных санкций другой - быть серьезным аргументом при принятии решений относительно привлечения инвестиций в ремонты и поддержания высокого технического уровня обслуживающего персонала.