Рынок - гарант надежности

 

Автор

Катаев Андрей, Заместитель директора по развитию и сопровождению рынков ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"

 

    Интервью с заместителем директора по развитию и сопровождению рынков ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" Андреем Катаевым

    ЭР: Первого сентября 2006 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности)". Андрей Михайлович, каковы промежуточные итоги работы Системного оператора в данной модели ОРЭМ?

    А. К.: Важным результатом работы Системного оператора по обеспечению функционирования ОРЭМ стало то, что энергетики прошли этап внедрения рынка без технологических сбоев. Этот год показал: рынок - не помеха надежности энергосистемы, более того, экономические методы являются основой для обеспечения этой надежности.
    Естественно, что успешный запуск ОРЭМ не произошел сам по себе. Для этого была проделана огромная работа: разработаны и внедрены новые технологии планирования режимов, мощные программно-аппаратные комплексы, системы информационного обмена с участниками рынка и АТС, изменена сама сущность бизнес-процессов.
    В течение неполных трех лет в электроэнергетике произошли огромные перемены в части организации взаимоотношений субъектов отрасли. До ноября 2003 г. экономика предприятий и оперативно-диспетчерская дисциплина существовали, что называется, в разных "мирах". Финансовые результаты работы на оптовом рынке, в том числе при загрузке и разгрузке оборудования по команде диспетчера, не могли учитывать фактические затраты на момент поставки электроэнергии, так как определялись тарифами, устанавливаемыми государством на год вперед. Исполнение команд обеспечивалось исключительно за счет административного ресурса - личной ответственности менеджеров энергокомпаний. Готовность генерирующего оборудования к производству электроэнергии контролировалась лишь в отдельные часы рабочих дней (т. н. отчетные и контрольные часы) по единственному параметру - рабочей мощности.
    Запуск новой модели оптового рынка 1 сентября 2006 г. стал третьим, завершающим шагом к целевой модели рынка электроэнергии, где мы проработали первый год. Сегодня правила и регламенты оптового рынка сформировали систему, при которой наиболее выгодная стратегия поведения участника рынка - это стратегия максимально точного планирования и исполнения команд диспетчера. Не административные, а рыночные механизмы обеспечивают заинтересованность всех участников оптового рынка в обеспечении надежности работы единой энергосистемы России. С одной стороны, поставщик в любое время и при любых обстоятельствах может быть уверен, что при исполнении команды Системного оператора оплата за отклонения будет адекватна, так как определяется прежде всего ценой, заявленной самим участником в отношении данного часа. Таким образом, сегодня исключена ситуация, зачастую существовавшая ранее, когда исполнение команды было невыгодно участнику. С другой стороны, на оптовом рынке действует система регистрации готовности генерирующего оборудования, и если оборудование не готово к выработке электроэнергии, то и оплата мощности, а она составляет от 30 до 70 % валовой выручки, будет существенно снижена. Поставщик получает оплату своих условно-постоянных затрат не за факт своего существования, как это было ранее, а за поддержание оборудования в надлежащем состоянии.

    ЭР: С какими проблемами приходилось сталкиваться СО за прошедший год в рамках обеспечения бесперебойного функционирования рынка?

    А. К.: Я думаю, что стоит говорить скорее не о проблемах, с которыми нам пришлось столкнуться, а о задачах, которые мы успешно решили. Построение новой модели - это одновременное решение множества задач, как технических, так организационных. После решения первоочередных из них наступает время осмыслить результаты, внести необходимые поправки, а затем приступать к решению задач следующего уровня.
    Прежде всего, за минувший год мы отладили систему контроля готовности генерирующего оборудования. С вводом ОРЭМ была запущена в действие уникальная система мониторинга состояния генерирующего оборудования, в которой задействованы все уровни диспетчерского управления: РДУ, ОДУ и ЦДУ. Сегодня состояние каждого генератора на каждой электростанции, работающей в составе ЕЭС, мощность, которую он предоставляет, или вид ремонта, его участие в первичном регулировании частоты, регулировании напряжения регистрируются в отношении каждого часа.
    Рынок электроэнергии тоже не остался без внимания. Наиболее технологически значимым изменением для участников рынка, наверное, можно назвать возможность подачи ими интегральных ценопринимающих заявок.
    Интегральная заявка - это заявка на сутки, подавая которую, поставщик - участник оптового рынка - по сути поручает торговой системе сформировать почасовые ценовые подзаявки таким образом, чтобы это было наиболее выгодно рынку в целом. Внедрение такого механизма потребовало существенного изменения математического аппарата и, как следствие, доработки всего программно-аппаратного комплекса.

    ЭР: Как Вы оцениваете правовое регулирование ОРЭМ? Следует ли корректировать законодательную базу функционирования рынка?

    А. К.: Как я уже сказал, отрасль за минувшие три-четыре года прошла огромный путь в части регламентации взаимоотношений на оптовом рынке.
    Сегодня условия доступа на оптовый рынок, порядок планирования объемов производства и потребления электрической энергии, а также финансовые последствия каждого отклонения фактических объемов от запланированных всегда однозначны и понятны участникам рынка.
    Все взаимоотношения Системного оператора с участниками рынка также четко регламентированы как на уровне постановлений Правительства РФ, определивших Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации и др., так и на уровне документов рыночного сообщества. В последнем случае речь, прежде всего, идет о регламентах оптового рынка, являющихся приложениями к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, утверждаемых наблюдательным советом НП "АТС".
    Безусловно, нормативная база оптового рынка требует внесения корректив, что необходимо в целях его дальнейшего развития. Следует понимать, что, когда мы говорим "ввод рынка мощности", "ввод рынка системных услуг", то подразумеваем не только новации в технологиях, но и весьма значимые изменения во взаимоотношениях между участниками оптового рынка. Без принятия по данным вопросам постановления Правительства РФ фактическая реализация подобных рыночных механизмов невозможна. Разработка и утверждение соответствующей нормативной документации потребуется и со стороны профильных государственных органов, в первую очередь, - Минпромэнерго, ФСТ РФ и инфраструктурных организаций оптового рынка.

    ЭР: Насколько изменится работа СО после запуска рынка мощности и рынка системных услуг?

    А. К.: Наша задача - управление режимами работы ЕЭС - не изменится ни при каких обстоятельствах, однако у нас появляются новые инструменты для ее решения. Что такое рынок электроэнергии? Это оптимальные режимы, формируемые на сутки вперед. А как обеспечить надежность, достаточность ресурсов генерации, их оптимальную структуру на несколько лет вперед? Ответ дает рынок мощности, но чтобы этот ответ был точен, необходима четкая исходная информация. Долгосрочный прогноз потребления, актуализация расчетной модели ЕЭС на годы вперед, определение соответствующих им технических параметров генерации - вот задачи, требующие безотлагательного решения.
    Рынок системных услуг - это один из инструментов Системного оператора, который позволяет на рыночных условиях, а значит, с наименьшими затратами для потребителей, обеспечить функционирование требуемого количества объектов, гарантирующих управляемость энергосистемы. Поддержание надежности их работы обязывает владельца к определенным затратам. Ранее возмещение последних осуществлялось за счет установления общего тарифа, и реальная обратная связь вообще отсутствовала. С вводом рынка системных услуг поставщик будет получать оплату только в объеме, соответствующем тому, в котором обеспечена готовность его объектов к участию в регулировании. Очевидно, что такая система отбора поставщиков услуг и их финансовой ответственности в наибольшей мере отвечает требованиям обеспечения надежности и управляемости режимов работы ЕЭС.

    ЭР: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития оптового рынка электроэнергии и мощности?

    А. К.: На сегодняшний день инструменты определения фактического спроса и предложения на электроэнергию и мощность можно считать сформировавшимися. Дальнейшее развитие оптового рынка лежит в плоскости финансовой - в ближайшее время, очевидно, возникнет необходимость в организации системы формирования двусторонних долгосрочных обязательств по поставкам электроэнергии и мощности. Такие системы, хеджирующие риски колебания цен и для поставщиков, и для покупателей, являются необходимым условием существования любого стабильного рынка.