"Справедливость и "прозрачность" - основные принципы проведения конкурсов"

 

Автор

Кравченко Вячеслав, Директор департамента электроэнергетики Минпромэнерго России

 

    Интервью с директором департамента электроэнергетики Минпромэнерго РФ Вячеславом Кравченко

    ЭР: Вячеслав Михайлович, Постановление Правительства РФ относительно механизма гарантирования инвестиций было принято еще в декабре 2005 г., а первый конкурс по площадке в Тарко-Сале был объявлен Росэнерго только в июне текущего года. Почему так затянулась работа?

    В. К.: Идея механизма гарантирования инвестиций имеет достаточно непростую историю. Мы долго обсуждали концепцию этого инструмента привлечения инвестиций. Наконец в конце 2005 г. вышло Постановление Правительства России касательно этого. Еще год ушел на согласование с ведомствами необходимой нормативно-правовой базы: были разработаны и в июне 2006 г. утверждены приказом Минпромэнерго правила проведения конкурсов и правила определения величины необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, а также их территориальное расположение, сроки создания и ввода в эксплуатацию. Скажу откровенно, мы долго дискутировали с коллегами из ведомств по поводу площадок. И только в 2007 г. нам удалось принять решения по конкретным площадкам. Возможно, процесс выглядит затянутым, но, уверен, излишняя поспешность не принесла бы пользы. В настоящее время объявлены конкурсы по трем площадкам: площадка в районе подстанции Тарко-Сале (Тюменская энергосистема) мощностью 1 000-1 200 МВт, площадка Уренгойской ГРЭС в Ямало-Ненецком автономном округе мощностью, равной 1 000-1 200 МВт и площадка в районе Серовской ГРЭС в Свердловской области, мощность которой составляет 600-660 МВт. За счет данного источника на развитие тепловой генерации планируется привлечь около 141 млрд руб. с обеспечением новых вводов в период 2010-2013 гг.

    ЭР: Каковы основные принципы конкурсной процедуры?

    В. К.: Основными принципами проведения конкурсов являются справедливость и "прозрачность" процедур проведения конкурсов, открытость информации о них и конкуренция инвестиционных проектов. Условия конкурса включают требования, предъявляемые к объекту генерации, квалификационные требования к участникам, критерий выбора победителя конкурса - наименьшая стоимость инвестпроекта, включая алгоритм ее определения, а также предельную стоимость инвестиционных проектов.

    ЭР: Кто непосредственно отвечает за проведение конкурсов?

    В. К.: Организатор конкурса - Федеральное агентство по энергетике, подведомственное Минпромэнерго. На основании принятого последним решения об определении величины необходимой установленной генерирующей мощности объектов генерации, а также территориального расположения этих объектов и сроков, в течение которых они должны быть построены, Росэнерго назначает времея проведения конкурса с учетом обычной продолжительности строительства генерирующих объектов.

    ЭР: С чего начинается подготовка конкурса?

    В. К.: В течение 15 рабочих дней с момента принятия решения о сроках проведения конкурса Росэнерго формирует конкурсную комиссию, в состав которой на паритетных началах входят представители от Минпромэнерго и Минэкономразвития, от ФСТ и Системного оператора. Кроме того, в октябре 2006 г. была создана рабочая группа из представителей названных ведомств. Ее целью являлись подготовка конкурсной документации для работы конкурсной комиссии и проведение информационной кампании для привлечения широкого числа инвесторов.

    ЭР: Каковы дальнейшие этапы конкурсной процедуры?

    В. К.: На первом этапе выявляются участники предварительного квалификационного отбора, обладающие достаточными финансовыми возможностями для реализации инвестиционных проектов. На основании решения конкурсной комиссии Росэнерго публикует за 60 рабочих дней до окончания приема заявок в официальном публикаторе Минпромэнерго - газете "Еженедельник промышленного роста" - и на сайте www.minprom.gov.ru сообщение о проведении конкурса. Конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в предварительном квалификационном отборе на предмет соответствия требованиям, установленным в конкурсной документации. Срок рассмотрения заявок составляет не более 30 рабочих дней со дня окончания срока их приема. Результаты предварительного квалификационного отбора оформляются протоколом конкурсной комиссии. Мотивированные уведомления о предварительных результатах направляются участникам не позднее 15 рабочих дней от даты подписания протокола о предварительном квалификационном отборе. Одновременно с этим участникам конкурса, прошедшим отбор, высылаются приглашения к участию во втором этапе.

    ЭР: В чем заключается второй этап?

    В. К.: В период проведения второго этапа отбираются инвестиционные проекты, оцениваются технические и финансовые предложения. Не позднее 80 рабочих дней до даты окончания приема инвестпроектов Росэнерго организует конференцию для участников конкурса, прошедших первый этап, в рамках которой они знакомятся с положениями конкурсной документации. В техническом предложении должна содержаться, во-первых, информация о расположении объекта генерации и его установленной мощности, график выполнения работ по строительству объекта, график подготовки проектно-сметной документации; во-вторых, технические, функциональные и дизайнерские характеристики генерирующего объекта; в-третьих, информация об используемом топливе; в-четвертых, данные о существенных факторах производства, а также иная информация, указанная в конкурсной документации. Финансовое предложение участника конкурса должно содержать величину ежегодной ставки платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва, ее обоснование, расчетный период оплаты услуг по формированию названного резерва; величину предлагаемых конкурсантом параметров формулы расчета тарифа на электроэнергию, производимую генерирующим объектом.

    ЭР: Как определяется победитель конкурса?

    В. К.: Победителя конкурса определяет конкурсная комиссия по результатам второго этапа, фиксирующая свое решение в заключительном протоколе не позднее трех рабочих дней с момента оформления протокола о результатах рассмотрения, оценки и сопоставления инвестпроектов. Критерий выбора победителя конкурса единственный - наименьшая стоимость проекта. Сообщение об итогах конкурса публикуется в официальном публикаторе Минпромэнерго - газете "Еженедельник промышленного роста" - и на сайте www.minprom.gov.ru.

    ЭР: Что происходит после определения победителя?

    В. К.: Реализация отобранного по итогам конкурса инвестиционного проекта осуществляется на основании договора, заключаемого между исполнителем инвестпроекта, организатором конкурса и Системным оператором не позднее 130 рабочих дней с момента подписания заключительного протокола о результатах проведения конкурса. Ежегодный размер платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва определяется как равный размеру ежегодной платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва, указанной в финансовом предложении победителя конкурса. Оплата указанных услуг производится Системным оператором наряду с возмещением исполнителю инвестпроекта уплаченных им платежей, внесенных в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности). Специфика МГИ состоит в том, что инвесторы вкладывают свои деньги под гарантию, предоставляемую им Системным оператором в виде обязательства по оплате услуги по формированию резерва. При этом оплата услуги реализуется только после введения мощностей в эксплуатацию.

    ЭР: Скажите, а зачем вообще нужен МГИ, когда заработал ОРЭМ, определен срок его полной либерализации - 2011 год? Инвесторы в генерацию уже выстроились в очередь. Нужно ли, помимо существующих механизмов - выпуск допэмиссий акций тепловых генкомпаний, продажа долей в генкомпаниях стратегическим инвесторам, - дополнительный инструмент в виде МГИ?

    В. К.: Чем больше будет у инвестора инструментов, тем лучше для него. Со своей стороны государство заинтересовано в ликвидации наиболее энергодефицитных участков ЕЭС, особенно там, где не удается привлечь инвесторов на типовых условиях. Сегодня затраты на строительство объектов генерации в условиях ОЭС Сибири и ОЭС Урала, а также в ряде случаев и в других ОЭС России при действующих тарифах не обеспечивают срок окупаемости проектов по строительству новых генерирующих мощностей менее десяти лет, что увеличивает неопределенность инвестора относительно возврата и окупаемости инвестиций. Кроме того, с помощью МГИ мы рассчитываем простимулировать развитие современной угольной генерации, которая на настоящий момент не является экономически привлекательной для инвесторов.