Коммерческие потери электроэнергии

 

Авторы

Конушкин Игорь, Старший партнер юридической фирмы "Мегаполис Лигал", руководитель проектов по клиентским поручениям в энергетике и ЖКХ

Сметанин Владимир, Старший партнер юридической фирмы "МЕГАПОЛИС"

 

    Для энергетиков является очевидным, что чрезвычайное состояние генерации элект-роэнергии в нашей стране обусловливает необходимость модернизации и реконструкции оборудования, а также введения новых мощностей. Реже говорят о состоянии распределительных электросетей напряжением 0,4-10 кВ, от которых из 50 млн. абонентов напрямую зависят порядка 99 % (0,1 % составляют крупные потребители, питающиеся от сетей 35-330 кВ и контактирующие непосредственно с производителями электрической энергии, федеральными и региональными сетевыми компаниями, сетевым оператором).
    В большинстве своем электросети напряжением 0,4-10 кВ строились в начале 1960-х гг., когда проводилась политика удешевления стоимости сетей. Сегодня уровень их износа составляет от 50 до 80 % и более. В то же время отсутствует законодательная база, которая бы разрешала существующие проблемы элект-росетей и расширяла перспективы их дальнейшего развития.

    Классификация потерь
    Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) фактические потери в электрических сетях есть разница между объемами поставленной в электрическую сеть энергии и потребленной присоединенными к данной сети энергопринимающими устройствами, а также переданной в другие сетевые организации.
    Фактические потери включают в себя две составляющие: коммерческие потери и нормативные потери. Последние связаны с особенностями цикла производства и передачи и определяются на основании следующих показателей:

  • технические характеристики линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства;
  • нормативные условно-постоянные потери, происходящие на линиях электропередачи, в силовых транс-форматорах и иных объектах элект-росетевого хозяйства;
  • нормативные потери в средствах измерения электрической энергии, имеющих погрешности.
        Нормативные потери являются неотъемлемой составляющей работы на электроэнергетическом рынке и учитываются при расчете тарифа.
        Коммерческие потери электроэнергии (их определение в законодательной базе отсутствует) связаны с неоплатой потребителем электрической энергии, а также ее хищением.
        В соответствии с п. 37 упоминаемых Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг всю финансовую ответственность за коммерческие потери несут сетевые организации как возникшие в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства. Их обязанностью является компенсация данных потерь за счет полученной прибыли, за исключением нормативных потерь, включенных в состав цены на электроэнергию.

        Электроэнергия во внутридомовых сетях
        В основном коммерческие потери возникают в частном секторе и многоквартирных домах. Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530) регламентируют, что собственник жилья или арендатор пользуется услугой электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
        При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры электроснабжения заключаются с каждым жильцом от его имени. Если домом управляет товарищество собственников жилья, жилищный или другой потребительский кооператив, договор электроснабжения может заключаться как напрямую с этими организациями, так и с каждым собственником отдельно. И в первом, и во втором случаях общим является количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома, определяемое на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых элект-рических сетей (в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии).
        Коммунальные хозяйства при-обретают электроэнергию как для жильцов дома, так и для общедомовых нужд (освещение межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества многоквартирного дома), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг как разница в объеме между приобретаемой у электрических сетей энергией, потраченной на общедомовые нужды, и отпущенной потребителям (т. е. собственникам и арендаторам). Сле-довательно, потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях включают в себя "электрические долги" обитателей дома и различного рода хищения электроэнергии.
        В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307) общий объем потребленной домом электрической энергии распределяется между собственниками и нанимателями квартир пропорционально показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета. Следовательно, фактические потери в многоквартирных домах оплачивают собственни-ки и наниматели жилых помещений в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

        Пассивность продавцов - статья затрат сетевых компаний
        Коммерческим потерям наиболее подвержены сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии. Такие организации не имеют прямых финансовых отношений с потребителями и действуют в рамках договоров с производителями и сбытовыми компаниями. Последние занимаются сбором платы за электроэнергию, распределяя полученные средства между остальными участниками рынка.
        Сегодня сбытовые компании оплачивают услуги по передаче электроэнергии исходя из количества потребленной электроэнергии (кВт.ч). Оно определяется путем деления собранной с потребителей суммы на соответствующий тариф. Таким образом, коммерческие потери, возникающие в результате недостаточной активности продавцов в борьбе с неплатежами, должны оплачиваться сетевыми организациями, транспортирующими электроэнергию. В итоге последние недополучают 30-50 % оплаты за предоставленные услуги. При этом прекратить оказание услуг по передаче электроэнергии сетевые организации не могут.
        В советские времена в тарифах были отражены интересы управляющей компании: если объем энергии, потребленной многоквартирным домом, рассчитывался по общему дисконту, стоимость электроэнергии для управляющей компании была на дельту ниже, чем для физического лица - жильца квартиры. Разница направлялась на обслуживание внутридомовых сетей. В настоящее время в старых домах сети нуждаются в модернизации и находятся в таком состоянии, что только нормативные потери в них составляют до 15 %.
        В современных условиях сетевые организации, транспортирую-щие энергию, не имеют возможности платить налоги государству и регулярную заработную плату сотрудникам. Кроме того, объекты сетевого хозяйства нуждаются в капитальном ремонте, поскольку степень их износа составляет 50-80 %. К примеру, по результатам экспертизы, проведенной на МУП "Егорьевские элект-рические сети", на ремонт теплосети требуется порядка 800 млн руб. Предприятие такими средствами не обладает, а муниципалитет и Правительство Московской области помощь в данном вопросе не оказывает.

        Законодательство об электроэнергетике - о борьбе с неоплатой потребленной электроэнергии
        В течение трех лет законодательные органы власти и Правительство РФ приняли ряд документов, позволяющих выстраивать отношения на розничном рынке. К таким нормативным актам относятся в частности Федеральный закон "Об электроэнергетике", Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования отрасли и Правила оказания коммунальных услуг.
        К сожалению, ФЗ "Об электроэнергетике" и Правила функционирования розничных рынков элект-рической энергии в переходный период реформирования электроэнергии предусматривают недостаточно эффективные способы борьбы с неоплатой потребленной электрической энергии.
        Так, ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" запрещает ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон. Следовательно, договор электроснабжения между управляющей домом и электроснабжающей организациями регламентирует, что последняя не имеет права отключать электричество в доме, если хотя бы один жилец производит его своевременную оплату.
        В свою очередь, п. 178 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии предусматривает воз-можность введения полного ограничения режима потребления электрической энергии для физического лица, являющегося ее потребителем, только при возникновении задолженности по оплате электрической энергии за три расчетных периода.
        Таким образом, в настоящее время не существует действенных рычагов по взысканию задолженности. Однако те или иные шаги в данном направлении предпринимаются. Так, в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче элект-рической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) говорится следующее:
        "Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, а также субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим экспорт (импорт) электрической энергии, энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам".
        Если исключить из данного утверждения два последних словосочетания ("энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам"), то ситуация может в корне измениться: сети будут заключать с потребителями договоры на услуги по передаче электрической энергии, а сбытовые организации - договоры купли-продажи электроэнергии. С юридической точки зрения это вполне логично, поскольку подобная возможность прописана в п. 57 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ":
        "Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

  • стоимость единицы электрической (тепловой) энергии (мощности);
  • стоимость услуг по передаче единицы электрической (тепловой) энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям".
        В счетах на оплату электрической и тепловой энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче, а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
        Таким образом, сбытовые и сетевые организации будут выставлять два различных счета, и каждая из этих организаций будет нести ответственность за собственные потери самостоятельно.

        Выводы
        В ближайшей перспективе необходимо выработать систему взаимоотношений, а также систему институтов, которые бы позволили реализовать на практике все написанное в нормативных актах. Полезный отпуск электроэнергии во многом формируется не по приборам учета и не на границе балансовой принадлежности сетей, а по фактически поступившим в энергосбытовую организацию денежным средствам. Любая попытка сети оспорить договорной механизм приводит к тому, что энергосбыт перестает платить. Чтобы выжить, сетевым организациям приходится соглашаться на договорные условия, т. е. на предложенный в договоре механизм определения объема оказанных услуг.

  •