Определение тарифа организации коммунального комплекса

 

Автор

Минофьева Галина, Руководитель департамента экономического анализа и оценки АКК "ЭКФИ" (ЗАО)

 

    Hесмотря на то что до настоящего времени не утверждены основы ценообразования и правила регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в последнее время наблюдается положительная динамика по количеству муниципальных образований, в которых вводится тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. Так, если на декабрь 2006 г. количество таких муниципальных образований было равным 15, то уже в начале 2007 г. тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее - тарифы на подключение) были утверждены в 20 муниципальных образованиях. Несмотря на намечающуюся положительную динамику, масштаб введения на территории Российской Федерации тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры невелик. Такая ситуация в итоге не способствует достижению одной из целей принятого Федерального закона, а именно увеличению объемов жилищного и промышленного строительства за счет введения регулирования подключения строящихся объектов к системе коммунальной инфраструктуры.
    Анализ законодательства, регулирующего вопросы подключения к системе инженерной инфраструктуры, а также сложившейся практики установления тарифов на подключение позволил сделать вывод, что в настоящее время создана правовая база, необходимая для определения и установления тарифа на подключение в муниципальных образованиях РФ.
    В данной статье приводится порядок (алгоритм) расчета тарифов на подключение, основанный на проведенном анализе действующего законодательства и региональной практики. При этом автором предлагается порядок формирования тарифа на подключение, основанный на методе экономически обоснованных расходов.

    Общие положения
    Основными документами, которыми следует руководствоваться в первую очередь при определении и утверждении тарифа на подключение, являются:

  • Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ);
  • Постановление Правительства от 13 февраля 2006 г. № 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила № 83).
        Порядок и условия, при которых возможно взимание платы за подключение, приведены в нормах Правил № 83.
        Плата за подключение, рассчитываемая на основании тарифов на подключение, в соответствии с Правилами № 83 взимается в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (ИТО) строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства требует создания (реконструкции) сетей ИТО (п. 11 Правил № 83).
  • устранение ограничений по подключению объекта капитального строительства (путем создания (реконструкции) сетей ИТО) учтено в инвестиционной программе организации коммунального комплекса (ОКК).
        Условия взимания платы за под-ключение (с учетом наличия утвержденной ИП) представлены на рис. 1.
        Таким образом, подключение строящихся (реконструируемых) объектов может осуществляться как с взиманием платы, так и без такового. Условием взимания платы является отсутствие резервов мощности (пропускной способности), обеспечивающих возможность подключения, а также включение в инвестиционную программу мероприятий, направленных на создание таких резервов.
        В соответствии со ст. 5 и 11 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по вопросам установления тарифов на подключение, представленными в табл.1.
        Из п. 1 ст. 18 Закона № 210-ФЗ следует, что "... до 1 января 2010 г. при отсутствии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований "?" технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса "?" утверждаются представительными органами муниципальных образований".
        Технические задания должны в обязательном порядке содержать:
  • адрес(а) строительства (реконструкции);
  • наименование мероприятия;
  • максимальные нагрузки планируемых к подключению объектов;
  • сроки начала и окончания строительства каждого объекта;
  • "статус" земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство (реконструкцию): находится ли он в собственности или ином вещном праве у застройщика, является ли участок неосвоенным либо застроенным.
        Указанные данные позволят наи-более точно провести расчет расходов на осуществление мероприятий, определенных в техническом задании.

        Порядок расчета тарифа на подключение
        Расчет тарифа на подключение к каждой из систем инженерной инфраструктуры производится по следующей формуле:

        где:
        НВВ подкл. - необходимая валовая выручка ОКК, требующаяся для финансирования инвестиционной программы за счет тарифа на подключение;
        N - размер подключаемой нагрузки.

        Определение необходимой валовой выручки
        1. В п. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ установлено, что "финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения".
        Для расчета финансовой потребности ОКК на реализацию инвестиционной программы необходимо понимать, какие из мероприятий могут учитываться при ее формировании.
        Из п. 5 ст. 2. Закона № 210-ФЗ следует, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса должна быть направлена на:

  • развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства;
  • повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг);
  • улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
        Из п. 6 той же статьи Закона следует, что инвестиционную программу формируют расходы на модернизацию и строительство системы коммунальной инфраструктуры.
        Важно учитывать, что расходы на реконструкцию системы коммунальной инфраструктуры не могут формировать финансовую потребность на реализацию инвестиционной программы, т. к. они в соот-ветствии с положениями Закона № 210-ФЗ (п. 2, пп. 4) учитываются при расчете финансовой потребности на реализацию производственной программы.
        Таким образом, основой для расчета НВВ, определяющей тариф на подключение, должен стать перечень (программа) мероприятий, направленных на развитие систем коммунальной инфраструктуры, по их модернизации и строительству в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства.
        2. Как следует из положения п. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ, инвестиционная программа финансируется как за счет платы за подключение, так и за счет надбавки к тарифу. Таким образом, для расчета тарифа на подключение из инвестиционной программы должны быть выделены мероприятия, связанные со строительством (реконструкцией) новых объектов жилищного (промышленного и иного) строительства и, соответственно, расходы на их проведение.
        Часть мероприятий, учтенных в инвестиционной программе, напрямую относятся к строящимся (реконструируемым) объектам жилищного и иного строительства, и их необходимо учитывать при определении НВВ для тарифа на подключение - например, новая прокладка сетей к новым микрорайонам, строительство насосных подкачивающих станций, ТП, ЦТП, объектов выработки (подъема, очистки) ресурсов. Проведение некоторых мероприятий, формирующих инвестиционную программу, наряду с повышением качества производимых для потребителей услуг позволяет также подключить новые объекты - например, мероприятия по модернизации объектов производства и транспортировки ресурсов приводят к снижению непроизводительных потерь ресурсов. Такие мероприятия позволят, с одной стороны, сократить эксплуатационные расходы ОКК и, следовательно, темпы роста тарифов на коммунальные ресурсы для всех потребителей услуг, а с другой - обеспечить подключение новых абонентов за счет перераспределения ресурсов из непроизводительных в полезные.
        Расходы по данным мероприятиям осуществляются за счет НВВ, учитываемой при расчете надбавок к тарифам, и НВВ, учитываемой при определении тарифа на подключение. Расходы по мероприятиям, на-правленным на достижение различных целей (повышение качества услуг и подключение объектов), при определении НВВ для тарифа на подключение необходимо распределять между новыми и существующими абонентами пропорционально нагрузкам подключающихся новых (реконструируемых) объектов и существующих объектов абонентов.
        3. Необходимая валовая выручка, учитываемая при расчете тарифа на подключение, может включать следующие расходы:
  • расходы на непосредственное проведение работ по созданию (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры, определяемые любым из возможных способов (ресурсным, индексным, смешанным и т. п.), применяемых в настоящее время при составлении смет на строительство (реконструкцию);
  • ставка дисконтирования, рассчитываемая по каждому году реализации инвестиционного меропри-ятия и учитывающая все риски (в том числе инфляционные), связанные с выполнением инвестиционного проекта;
  • расходы, связанные с привлечением кредитов в связи с неодновременностью подключения различных объектов к системе коммунальной инфраструктуры;
  • расходы по налогу на прибыль.
        При этом не должны учитываться расходы на:
  • работы по присоединению (п. 10 Правил № 83);
  • работы по промывке и дезинфекции устройств и сооружений (п.п. 19 и 20 Правил № 83);
  • работы по выдаче технических условий (п. 9 Правил № 83).
        Расходы на реализацию мероприятий, определенных для расчета тарифа на подключение, помимо указанных могут включать также общеэксплуатационные расходы.
        Стоимость строящихся (реконструируемых) объектов может либо увеличивать внеоборотные средства ОКК, либо поступать в казну города, после чего передаваться в аренду ОКК. Поступление создаваемых объектов в собственность ОКК либо органа местного самоуправления регламентируется условиями договора, заключаемого органом местного самоуправления, ОКК и застройщиком (ст. 11 п. 13 Закона № 210-ФЗ).
        В соответствии ст. 11 Закона № 210-ФЗ "... выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, осуществляется представительным органом муниципального образования?". Одним из способов может быть следующий: плата за подключение, производимая застройщиком, поступает органу местного самоуправления, который затем в соответствии с условиями заключенного договора с организациями коммунального комплекса распределяет ее между данными организациями (п. 3. ст. 12 Закона № 210-ФЗ). Такой порядок внесения платы является наиболее привлекательным для муниципалитетов городов, где ОКК работают на условиях аренды систем коммунальной инфраструктуры и органы местного самоуправления рассчитывают сохранить объекты коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности.
        Другой способ установления договорных отношений основан на отношениях, когда договором определяется, что плата за подключение поступает ОКК, которая в свою очередь строит за счет данных денежных средств объекты инженерной инфраструктуры, становящиеся в последствии ее собственностью.
        В зависимости от приведенных условий складывающихся договорных отношений ОКК будет осуществлять либо работы по договору подряда для органа местного самоуправления, либо строительство объектов для собственных нужд.
        В случае если плата за подключение будет поступать ОМС, то в состав НВВ для расчета тарифа на подключение следует включать общеэксплуатационные расходы. Во втором случае учет данных расходов в составе НВВ не будет соответствовать правилам бухгалтерского учета.
        От того, в чью собственность после завершения строительства поступят объекты коммунальной инфраструктуры, зависит включение (невключение) в расчет НВВ налога на прибыль. Так, в случае если объект поступит в собственность органа местного самоуправления, включение налога на прибыль в НВВ является необоснованным, т. к. орган местного самоуправления не выступает в качестве плательщика такового. В случае если объект поступит в собственность (хозяйственное ведение) организации коммунального комплекса, налог на прибыль должен быть включен в НВВ для расчета тарифа на подключение.
        Предлагаемая общая схема расчета НВВ приведена в табл. 2.

        Определение присоединяемой нагрузки
        В п. 7 ст. 11 Закона 210-ФЗ установлено, что "тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры устанавливается на единицу заявленной нагрузки, обеспечиваемой соответствующей системой коммунальной инфраструктуры для строящихся зданий, строений, сооружений, иных объектов, или на единицу увеличения нагрузки реконструируемых зданий, строений, сооружений, иных объектов". Таким образом, основой для определения тарифа на подключение должны стать заявленные нагрузки от застройщиков и абонентов - потребителей услуг, реконструирующих собственные объекты.
        При установлении тарифа на под-ключение должны учитываться заявленные нагрузки:

  • в связи с подключением которых в инвестиционной программе запланированы мероприятия по строительству (реконструкции) сетей (сооружений), связанные с увеличением подключаемой нагрузки;
  • данные по которым известны и определены органом местного самоуправления в программе комплекс-ного развития, утвержденных в соответствии с ней технических заданиях и разработанных в соответствии с последними инвестиционных программах.
        Следует отметить, что ни один законодательный нормативный правовой документ, ни СНиПы не содержат определения понятия "нагрузка, обеспечиваемая системой". В данной связи считается, что основным условиям соблюдения принципа экономической обоснованности тарифов на подключение является учет при определении тарифа той нагрузки, которая будет использоваться в расчетах с потребителями услуг по подключению объектов к системе коммунальной инфраструктуры.
        Одним из источников информации о нагрузке могут быть технические условия, которые в соответствии с п. 4 Правил № 83 должны подготавливать органы местного самоуправления при разработке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
        Анализ региональной практики позволил установить, что в большинстве случаев единицей измерения величины нагрузки, обеспечиваемой системой водоснабжения (водоотведения), является м3/сутки, а системой теплоснабжения - Гкал/ч.



  •