"Интеллектуальное" здание на службе энергокомпаний

 

Автор

Широков Александр, Директор департамента интеллектуальных зданий компании КРОК

 

    В отличие от Запада "интеллектуальные" здания в России появились относительно недавно. Но с каждым годом тенденция популярности внедрения подобных решений, особенно в компаниях передовых отраслей экономики страны, возрастает. Многие корпоративные организации, например, банковского или нефтегазового секторов осознали, что для обеспечения конкурентных преимуществ своих компаний необходимо использовать современные технологии. Для них комплексная автоматизация при строительстве новых офисов или модернизации уже существующих является абсолютно естественной.
    Сегодня к этим отраслям присо-единяется и энергетика, находящаяся на завершающем этапе реформирования и перехода компаний единого холдинга в статус конкурирующих. Начавшиеся преобразования ставят перед топ-менеджментом вопросы о внедрении конструктивно новых инструментов для повышения эффективности бизнеса и снижения издержек предприятий.
    Существует три группы систем "интеллектуального" здания.
    В первую входят системы автоматизации инженерных подсистем кондиционирования, водоснабжения, электроснабжения, отопления, вентиляции, канализации, ранее называвшиеся системами диспетчеризации инженерных систем. Вторая группа - системы безопасности, которые в настоящее время внедряются с целью контроля текущей ситуа-ции, предупреждения об опасности и принятия эффективных мер при авариях и пожарах, а также доступа в здания и помещения. Комплекс-ные системы безопасности включают в себя автоматические системы пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, автоматические установки пожаротушения, системы охранной и тревожной сигнализаций, контроля и управления доступом, системы охранного телевидения и средства инженерной защиты (турникеты, шлагбаумы, шлюзовые кабины, дорожные блокираторы). Сбои в работе той или иной системы оперативно устраняются благодаря постоянному мониторингу и проводимым профилактическим действиям. Третья группа - это информационные системы, без которых в современных условиях невозможно полноценное функционирование офисного помещения. Это важнейшее рабочее звено, как правило, закладывается с самого начала строительства здания, или если предполагается, что здание будет арендоваться несколькими компаниями, то необходимо обеспечить им возможность подключения собственного ИТ-оборудования. В частности, каналов связи.
    По опыту компании КРОК, наиболее востребованы решения диспетчеризации и управления инженерными системами, системы внутреннего климата и электроснабжения, которые позволяют избежать серьезных аварий, нарушений работоспособности здания.
    За примерами экономических потерь вследствие сбоя работы инженерных систем в энергетике далеко ходить не нужно: 25 мая 2005 г. короткое замыкание на одной из подстанций ОАО "Мосэнерго" вызвало каскадное отключение энергоснабжения на территории Москвы и в ряде регионов. В результате аварии была нарушена работа многих предприятий; ущерб составил свыше 2,2 млрд руб. В январе 2006 г. по причине сильнейшего продолжительного похолодания началось "веерное" отключение энергоснабжения в ряде регионов России во избежание аварийных отключений, что повлекло за собой остановку деятельности предприятий и также обернулось ощутимым экономическим уроном. Известно, что износ оборудования энергосистем в разных регионах составляет от 40 до 80 %, поэтому вероятность повторных аварий и отключений очень высока.
    Интегрированная система автоматизации и диспетчеризации здания оперативно реагирует на переключение источников бесперебойного питания и дизель-генераторов, позволяя тем самым практически полностью исключить сбои в работе остальных инженерных и информационных систем. С другой стороны, эти системы позволяют компании добиться реальной экономии.
    Согласно наблюдениям западных коллег, в течение всего срока функ-ционирования здания (25-30 лет без капитального ремонта) расходы на эксплуатацию при использовании "интеллектуальных" систем сокращаются приблизительно вдвое. В России процент экономии такой же, но поскольку рабочая сила и энергоресурсы в нашей стране пока дешевые, абсолютные показатели ниже. Так, система управления климатом снижает расходы на энергоресурсы на 8-12 %, управление освещением и электроснабжением сокращает потребление энергии на 3-5 %, благодаря автоматизации диспетчерской службы и мониторингу эксплуатация "интеллектуального" здания обходится дешевле в 3,5 раза.
    Количество служб технического обеспечения в "интеллектуальном" здании значительно меньше чем в аналогичном, где решения не внедрены. В большинстве крупных организаций нет единого подразделения, отвечающего за поддержание жизнедеятельности здания в целом. Как правило, служба материально-технического обеспечения отвечает за стройку, ИТ-департамент интересует кабельная система, ЛВС, телефонная станция, механиков - водо-снабжение, канализация, вентиляция, энергетиков - только электрика. Наличие единой системы диспетчеризации позволяет сократить штат обслуживающего персонала здания до нескольких человек, а значит, снизить издержки.
    Использование даже отдельных автоматизированных элементов "интеллектуального" здания или локальных решений способно в значительной степени оптимизировать деятельность компании. Однако в полной мере ощутить преимущества такого здания можно лишь при внедрении комплексных систем.
    В настоящее время уже в ряде энергетических компаний реализованы современные инженерные решения. Компания КРОК ведет масштабные работы по оснащению инженерными системами офиса Объединенного диспетчерского управления энергосистемами центра (ОДУ центра и Московского РДУ) и РДУ Рязани. В здании ОДУ центра и Московского РДУ - 7 500 кв. м, 11 этажей; в РДУ Рязани - 1 400 кв. м, три этажа. Компания КРОК проектирует и внедряет комплекс из 36 и 16 инженерных и информационных систем соответственно с единой "интеллектуальной" системой управления. Инженерный комплекс здания состоит из систем энергоснабжения, бесперебойного питания, вентиляции, дымоудаления, кондиционирования, а также включает системы кондиционирования технологических помещений, пожарной сигнализации, аварийного оповещения, автоматического газового пожаротушения.
    В составе комплекса информационных систем: ЛВС, СКС, оптоволоконные сети. Помимо этого спроектирован комплекс систем безопасности.
    Что дает "интеллектуальное" здание этим компаниям?
    Во-первых, возможность бесперебойной работы, обеспечивающей поддержание стабильной жизнеспособности здания и предотвращение аварий. Во-вторых, создание комфортных условий работы, значительную экономию энергоресурсов, а также снижение издержек на обслуживающий персонал.
    Работа систем здания находится под постоянным контролем двух инженеров. Критичные параметры отображаются на дисплеях в виде мнемосхем. В случаях сбоя режима работы оборудования или ЧП диспетчеры оповещаются сигналом тревоги. Система автоматизации предусматривает возможность управления всем инженерным оборудованием с единого рабочего места. Информация обо всех событиях хранится в архиве.
    Центральный диспетчерский пункт - это сердце системы автоматизации и диспетчеризации. В качестве программной оболочки используются SCADA-системы высочайшей надежности: Citect, B-con, Genesys, Master-SCADA.
    Технологии, внедряемые у заказчиков, мы используем сами: в новом 11-этажном офисе компании КРОК площадью 23 тыс. кв. м все инженерные системы будут управляться централизованно, с помощью автоматизированной системы, а информация о режимах работы и нештатных ситуациях - собираться в единой диспетчерской службе.