Решения для бизнеса

    9 апреля 2007 г. в Москве в Центре Международной Торговли прошел 2-й Профессиональный форум "Информационные технологии и измерение в электроэнергетике", в котором приняли участие представители инфраструктурных организаций, генерирующих и сбытовых компаний, потребителей электроэнергии, российских и зарубежных ИТ-компаний, а также компаний, производящих и внедряющих АИИС КУЭ.

    Организатором форума стал журнал "ЭнергоРынок" при поддержке НП "АТС" и ОАО "ГВЦ Энергетики". Спонсорами мероприятия выступили ЗАО НПП "ЭнергопромСервис", ЗАО "Энергетические системы и коммуникации", ООО "Р.В.С." при участии ООО "Созвездие энергетических решений". Генеральным спонсором форума стала компания Oracle.
    Целями электроэнергетической реформы являются привлечение масштабных инвестиций в отрасль и обеспечение стабильного и надежного энергоснабжения потребителей. На сегодняшний день структурные преобразования в электроэнергетике практически завершены, сформирован полноценный рынок электроэнергии. Отношения в отрасли развиваются на конкурентной основе, однако эффективность работы компании в рыночной среде зависит от множества факторов, среди которых существенную роль играют информационные технологии и качество их внедрения на предприятии.
    Ситуация на рынке ИТ-продуктов характеризуется бурным развитием информационных систем, обеспечивающих учет энергоресурсов, эффективное управление финансово-хозяйственной деятельностью компании и ремонтно-техническим обслуживанием оборудования. Таким образом, информационные технологии являются инструментом повышения эффективности бизнеса.
    Сегодня компании электроэнергетики меняют свое отношение к информационным технологиям: ИТ-директора начинают активнее участ-вовать в бизнесе компаний, а ИТ-подразделения превращаются из вспомогательной инфраструктуры в отделы, создающие конкурентные преимущества компании и увеличивающие ее стоимость.
    В условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии основными инструментами оптимизации расходов предприятия становятся учет и контроль энергоресурсов. Однако многие компании, установившие автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии, приходят к пониманию, что сущест-вующие системы далеки от совершенства.
    Объединение технологий ИТ и АИИС позволяет применять комплексный подход к автоматизации обработки информации в ИТ-инфраструктуре предприятия. Если средства для создания ИТ-инфраструктуры стандартизованы как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения протоколов обмена данными между элементами системы, то инструменты АИИС нуждаются в проработке.
    Вопросы развития подобных систем в России и за рубежом, опыт успешных внедрений ИТ-решений в компаниях отечественного энергорынка, а также будущее передовых технологий в электроэнергетике были рассмотрены в ходе 2-го Профессионального форума "Информационные технологии и измерение в электроэнергетике".

    Лев Осика
    директор департамента управления проектами ООО "Интертехэлектро - Новая генерация"

    Проводимая журналом "ЭнергоРынок" ежегодная тематическая конференция "Информационные технологии и измерения в электроэнергетике" посвящены одной из самых востребованных на сегодняшний день областей рыночной инфраструктуры. Учитывая объем рынка IT-продуктов и услуг и их популярность у менеджеров многочисленных компаний, возникших в результате реформирования электроэнергетики, можно говорить о буме информационных технологий со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, положительными моментами следует считать новые возможности по сбору и обработке информации для совершенствования алгоритмов управления, а также внедрение передовых программно-технических комплексов более широкого спектра применения, позволяющих принимать достаточно обоснованные решения в различных сферах энергетического бизнеса. К отрицательным сторонам относятся: непродуманность стратегии информатизации, непрофессиональные требования к программно-техническим средствам, попытки применить стандартные, готовые решения "на все случаи жизни", а также небескорыстные действия лиц, причастных к закупкам соответствующих продуктов, и т. д.
    Этот бум вызван как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Среди первых: потребности управления генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями в условиях функционирования оптового и розничных рынков. Ко вторым - субъективным причинам всеобщей ускоренной и хаотичной информатизации - относятся поведенческие стереотипы обученных по западным стандартам менеджеров, которые в своем большинстве не способны осознать ключевые особенности энергетики как единого сложного хозяйственно-технологического комплекса, нуждающегося в особом подходе и применении методов системной инженерии. В их понимании IT-технологии - это лишь простое формализованное средство, которое позволит вывести электро станцию, сетевую или сбытовую организацию из кризиса, а не коренная перестройка сложившегося механизма, имеющая определенные риски. Кроме того, особая роль отводится эффективности маркетинговой стратегии производителей, корпоративной политике крупных компаний, а также предпочтениям тех или иных заказчиков.
    Можно назвать ряд представленных на конференции положительных примеров системного подхода к информатизации деятельности энергокомпаний. В частности, интересен опыт комплексного решения ОАО "ОГК-5" технологических, коммерческих и хозяйственных проблем тепловой генерирующей компании. Заслуживает внимания и разработка ОАО "ГидроОГК" информационной системы "Супермаркет промышленных инвестиций". Единст-венным недостатком последнего про-екта являются сложности получения информации, которая поступает из различных, зачастую противоречивых, источников. Очень интересно выглядит представленная ЗАО "Энергетические системы и технологии" система Converge - клиент-серверное хранилище данных счетчиков (электрической энергии, газа, воды, тепла), обычно используемое совместно с системой www100 и сервером EDI. Благодаря своей масштабируемости и модульности, Converge является привлекательным решением для средних и крупных систем энергоснабжения, а также для поставщиков данных с показаниями счетчиков (MetCo) и электроэнергетических брокеров (EsCo), работающих в промышленном, коммерческом и электроэнергетическом секторах. В целом же прозвучавшие доклады стали лишь свидетельством тенденции поверхностного подхода к информатизации технологических задач отрасли, так как многие важнейшие области применения IT-технологий затронуты не были.
    Основные проблемы относительно IT-продукции в энергетике кроются прежде всего в непонимании места и роли средств информатизации в существующих бизнес-процессах. Согласно общепринятому определению, информационная тех-нология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. В то же время подразумевается, что информационная технология может иметь различную степень автоматизации. Отсюда следует вывод, что информатизации, как и автоматизации, поддается именно процесс. Иными словами, вначале должно быть задано то, о чем следует собрать информацию, обработать ее определенным образом и предоставить для дальнейших действий, и невозможно говорить об объеме информации, способах ее обработки и хранения, если не задана технологическая цель процесса. Это и есть главная сложность, с которой сталкивается значительная часть так называемых специалистов по IT-технологиям. В отсутствие грамотной постановки задачи, понимания сложности решаемой проблемы и путей ее решения в реальных (а не виртуальных) условиях внедрение того или иного продукта становится специфическим явлением, не имеющим ни экономического, ни технического эффектов. Не IT-решение выбирается под конкретную технологию или алгоритм, а наоборот - первичный процесс под типовой программно-аппаратный комплекс. Поэтому из инструмента решения задачи достижения цели IT-решение превращается в саму цель или, в лучшем случае, "навязывает" свой бизнес-процесс и даже принципиальный подход к решению задачи.
    В качестве примера приведем попытки свести проблему ремонтов по техническому состоянию к простейшему статистическому методу границ ("уставок"): надо выбрать параметр, определить заранее или во время эксплуатации несколько характерных точек, опасных с точки зрения возможности аварии, и выводить в ремонт оборудование, если параметр к ним приблизился. Дальше остается нарисовать на дисплее красивый график и передать его в головной офис. Считается, что задача выполнена, хотя практическая польза от данного решения равна нулю. Точно такими же или близкими типовыми способами строят различные кривые жизненного цикла оборудования и экстраполируют их для нахождения якобы оптимального срока восстановления агрегатов и устройств. При этом забывается, что без формального построения данной кривой в мировой практике выработался весьма действенный практический подход к эксплуатации энергоустановок, который основан на экспертно-эмпирической системе так называемых планово-предупредительных ремонтов с постепенном переходом от "плановости" к ремонтам по фактическому состоянию.
    Другая крайность - сбор и предоставление огромного количества контрольной или учетной информации, с чем не под силу разобраться оператору или аналитику. Устанавливается множество датчиков "на всякий случай", тратятся ресурсы средств телемеханики и связи, а заканчивается все простой периодической сводкой, малопонятной даже специалисту (приблизительно в таком состоянии находятся многие автоматизированные системы диагностики оборудования станционного и подстанционного уровней, а также оперативные информационные комплексы системного опера-тора).
    В качестве другого примера можно привести программные продукты в области электронного документооборота, покупка которых означает во многих случаях привязку к конкретной схеме прохождения документов, и по сути - к выбранной разработчиком системе делопроизводства.
    Одновременно вне всякого внимания остается очевидный факт, что цель управления - введение оптимальных или квазиоптимальных управляющих воздействий, решение по виду и интенсивности которых в управленческих и неавтоматических технологических системах принимает ответственное лицо (ОЛ). В генерирующих компаниях его пред-ставляют либо главный инженер станции, либо технический директор компании, в сетевых компаниях - технический директор. Кроме этого следует сказать, что все задачи, относящиеся к классу альтернативного выбора в сфере строительства и эксплуатации энергообъектов, не формализуемы в принципе и требуют наличия экспертной системы. Но и любая экспертная система, и всевозможная информационная поддержка не снимают ответственности с ОЛ. Поэтому информационная система должна создаваться именно как сторона треугольника "IT - экс-перт - ОЛ", подчиненная интересам эксперта и ОЛ. К сожалению, таких комплексных систем в области электроэнергетики в России пока нет, хотя более или менее успешные попытки внедрения их отдельных частей предпринимаются.
    Реалии научно-технического про-гресса таковы, что сегодня темп развития IT-технологий намного выше роста соответствующих потребностей энергетики, т. е. вся сила этих технологий не может быть востребована с необходимым КПД. Поэтому довольно часто сложнейшие комплексы закупаются для решения элементарных задач, а их данные порой оказываются невостребованными.
    Отдельным показательным примером того, как не надо создавать информационную систему, служит Интегрированная автоматизированная система управления коммерческим учетом (ИАСУ КУ) НП "АТС", которая начала разрабатываться еще до запуска оптового рынка переходного периода в ноябре 2003 г. С самого начала здесь были неправильно поставлены учетные и измерительные задачи. Вместо простого, ориентированного на практику решения разработчики пошли по пути охвата всех модельных проблем электрических сетей, включая глобальную кодировку их элементов, что абсолютно бесполезно для сбора и обработки данных коммерческого учета электроэнергии. В результате - чрезвычайно дорогостоящий программно-аппаратный комплекс по выполняемым функциям соответствует сделанным когда-то за две недели и практически бесплатно интерфейсу и базе данных ЗАО "ЦДР ФОРЭМ", а по надежности им значительно уступает. Следует отметить, в данном случае можно было бы подумать о внедрении в НП "АТС" упомянутой выше системы Converge в качестве уже готового, проблемно-ориентированного и достоверного решения.
    Иногда с самого начала дорогостоящая информация используется там, где она крайне неэффективна. К качестве примера приведем так называемые WAMS (Wide Area Mete-ring Systems) - измерительные комплексы для получения взаимных электрических углов напряжений между любыми двумя узлами элект-роэнергетической системы. По непонятным причинам их рекомендовано использовать при оперативном диспетчерском управлении, хотя с точки зрения определения границ допустимых режимов они не лучше своих аналогов - перетоков активной мощности. Главная же ценность измерения углов векторов напряжений заключается в создании условий для стабилизации взаимных углов ЭДС генераторов и демпфировании колебаний электрических машин в автоматическом режиме при переходных процессах. Однако такая постановка задачи при обосновании создания WAMS в России (впрочем, и в мире) полностью отсутствует.
    К сожалению, на конференции в очередной раз отсутствовали до-клады по такой актуальной тематике, как системы автоматизированного проектирования энергетических объектов (включая 3D-проектирование), системы информационной поддержки управления проектами. Мало внимания уделялось биллинговым системам (прозвучал только один полноценный доклад от фирмы Oracle Utilities Global Business Unit). Организаторам конференции следует более целенаправленно работать с актуальными сферами применения IT-технологий и персонально приглашать для выступлений наиболее интересные и информативные фирмы.
    Сегодня организационная перестройка энергетики, новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение электростанций и сетей, потребности совершенствования процессов продажи и покупки электроэнергии являются мощными стимулами развития информационных технологий. Но эффект их внедрения нельзя рассматривать в отрыве от системы совершенствования соответствующих бизнес-процессов. Поэтому гармонизация конкретной энергетической технологии и выбираемого IT-решения является залогом успеха всех преобразований отрасли. Поиску путей и средств совместной согласованной и слаженной работы и посвящена конференция, представляемая журналом "ЭнергоРынок", которая служит хорошей площадкой для дискуссий и еще одним весьма результативным инструментом для формирования прогрессивной технической политики в сферах производства, распределения, потребления элект-роэнергии и связанных с ней товарно-денежных отношений.