Защита интересов потребителей в России1

 

Автор

Абрамова Евгения, Главный эксперт департамента информации и коммуникаций ЦУР РАО "ЕЭС России"

 

    В связи с завершением процесса реформирования ОАО "РАО "ЕЭС России"" и постепенной либерализацией электроэнергетического рынка в соответствии с планами Правительства РФ особенно актуальным становится вопрос защиты интересов потребителей, и прежде всего - населения.
    В России решением данного вопроса начиная с 1990-х гг. являлось перекрестное субсидирование - практика регулирующих органов, которые устанавливали заниженные тарифы на потребленную электроэнергию для населения за счет завышения тарифов для крупных промышленных потребителей).
    Существуют и другие варианты поддержки населения в части оплаты услуги энергоснабжения, как, например, социальная норма потребления электроэнергии, социальные тарифы на электроэнергию, адресное бюджетное субсидирование.
    Анализ международного опыта либерализации электроэнергетики показывает, что многое зависит от социально-экономической политики, проводимой тем или иным государством. Так, во Франции - государстве с высокоразвитой экономикой и высоким уровнем благосостояния и одним из самых низких в Европе тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей - Министерством экономики, финансов и промышленности в 2000 г. было принято решение о введении заниженного социального тарифа для населения. В то же время в Индии, где экономика и благосостояние находятся на достаточно низком уровне, социальные тарифы с 2005 г. выступают в качестве дополнительной меры при реализации политики электрификации сельских районов.
    В целом по способам оказания социальной поддержки населению государства можно разделить на три группы. К первой относятся страны, оказывающие материальную поддержку по оплате счетов за электроэнергию только определенной категории населения, в частности в зависимости от дохода или объема потребляемой электроэнергии (к таким государствам относятся Франция, Бразилия, ЮАР и др.).
    Вторая группа стран, куда входят Индия, Венгрия, Гана, Кения и ряд других, используют социальную норму потребления или социальный тариф в отношении всех категорий населения; при этом помощь оказывается также гражданам с высоким уровнем дохода.
    Наконец, к третьей группе относятся государства, применяющие различные варианты социальной помощи без каких-либо экономических обоснований, - это Китай, Египет, Таджикистан, Казахстан.
    В ряде регионов России учитывается социальная норма потребления электроэнергии населением: в ее объеме электроэнергия оплачивается по заниженному тарифу, а сверх соцнормы - по экономически обоснованному. Однако по причине того, что на федеральном уровне отсутствует четкое понимание социальной нормы, а следовательно и методика ее расчета, практика применения социальной нормы в регионах не носит системного характера (в 2006 г. ее величина в расчете на одного абонента колебалась от 35 до 350 кВт.ч в месяц).
    Под социальной нормой в России понимается норматив потребления электроэнергии, который используется для определения размера льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг и объемов потребления в случае отсутствия приборов учета.
    Исходя из мирового опыта, идеология социальной нормы, а также других вариантов защиты интересов населения, призвана служить не только расчетной единицей, но и выполнять социальные функции. Социальные тарифы и обязательства по предоставлению услуг электроснабжения населению являются стандартным государственным инструментом реализации принципа справедливости в отношении развития всех слоев общества.
    Такую политику проводят государства Европейского Союза, где с 2003 г., в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета, необходимо обеспечить "бытовым потребителям (населению) поставки электроэнергии определенного качества по сопоставимым по величине, прозрачным и разумным ценам". Кроме того, государства должны принимать все необходимые меры по защите прав незащищенных групп потребителей на внутренних рынках электроэнергии каждой страны.
    Таким образом, при определении варианта защиты интересов потребителей, в том числе населения, необходимо, опираясь на международный и российский опыт, разработать соответствующий комплекс мер, учитывающий такие факторы, как уровень доходов и объем потребляемой энергии населением, а также региональные, климатические или сезонные особенности. Это позволит учесть интересы населения в ходе либерализации электроэнергетической отрасли.
    В последующих публикациях будут проанализированы вопросы, касающиеся зарубежной практики использования различных механизмов защиты населения на рынках электроэнергии, нормативно-правовые аспекты применения социальной нормы в России, а также варианты социальной нормы потребления, отвечающие российским условиям.