Время расставить приоритеты

 

Авторы

Вершинин Антон, Начальник отдела финансовых расчетов на ОРЭ и развития рынков ОАО "Мосэнергосбыт"

Коковин Александр, Главный эксперт отдела финансовых расчетов на ОРЭ и развития рынков ОАО "Мосэнергосбыт"

Персиваль Джефри, KWM ltd. партнер ООО "RussianEnergy"

 

    Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!
    Екатерина Великая

    У специалистов, долгое время работающих на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), выражение "конкуренция на рынках энергии в России" вызывает смешанные чувства. Конкуренция на оптовом рынке - конкуренция генераторов, где базовым активом является стоимость выработки электроэнергии, обусловленная режимом загрузки станции (теплофикационная, конденсационная), видом топлива и т. п. Механизм ценообразования предполагает замыкание цены рынка на уровне предельных (маржинальных) издержек - по ценовой заявке самого "дорогого" генератора, выработка которого необходима для покрытия заявленного потребления. Оптовый рынок - пространство, в рамках которого происходит ценообразование согласно правилам, позволяющим большинству генераторов окупать переменные затраты, а не пространство соревнующихся друг с другом субъектов рынка путем выстраивания сложных торговых стратегий. Казалось бы, предыдущему мнению можно легко возразить: а как в таком случае объяснить функционирование на оптовом рынке и роль "частичных" участников и множества конкурентных энергосбытовых компаний, активно предлагающих свои услуги потребителям розничного рынка энергии?
    Осознание наивности данного возражения может прийти при более детальном рассмотрении структуры клиентской базы потребителей, обслуживаемых той или иной энергосбытовой компанией. Крупные холдинги завершают вертикальную интеграцию бизнеса созданием "кэптивной" энергосбытовой компании, целью которой является вывод крупных объектов потребления электроэнергии на оптовый рынок. Это есть не конкуренция в чистом виде, а лишь своевременно принятое политическое решение, которому не может помешать даже известное противодействие гарантирующего поставщика. В рамках данной статьи мы попытаемся разделить понятия конкурентного ценообразования и конкурентного рынка, сформулировав концепцию создания конкурентного розничного рынка энергии в условиях существующей нормативно-правовой базы.
    Итак, что же нового привнесли правила розничного рынка энергии? Механизм трансляции цены на электроэнергию с оптового рынка на розничный (динамика предельной нерегулируемой цены определяется изменением цены на рынке "на сутки вперед") позволяет минимизировать риск возникновения кассовых разрывов. Однако данный механизм не является стимулом для развития конкуренции между энергосбытовыми компаниями. Таким образом, при отсутствии динамичной конкуренции на розничном рынке энергии энергосбытовые компании не будут заинтересованы в снижении затрат и повышении уровня обслуживания клиента (customer service).
    В связи с тем, что выход потребителя на оптовый рынок в качестве "частичного" участника в большинстве случаев носит характер политического решения, принятого или продиктованного собственнику или наемному управляющему, гарантирующий поставщик практически не имеет конкурентных рычагов влияния на его изменение, т. к. скован действующим тарифно-балансовым решением. Конкуренция на розничном рынке представлена конкурсом на статус гарантирующего поставщика (решение уполномоченных органов о праве того или иного хозяйствующего субъекта получить такой статус на определенной территории).
    Во время проведения конкурса гарантирующий поставщик единовременно способен потерять до 25% своей клиентской базы, что не способствует повышению рейтинга инвестиционной привлекательности энергосбытовых компаний. Выделение из АО-энерго энергосбытовых компаний предполагает выгодную продажу данного актива потенциальному собственнику, намеренному качественно развивать бизнес. Таким образом, в условиях отсутствия конкурентного механизма расширения рынка и сохранения клиентской базы гарантирующий поставщик - это актив, развитие которого в рамках старой компании (старой команды) часто не представляется возможным. Данное обстоятельство будет способствовать построению стратегии эффективного энергосбытового бизнеса в рамках конкурентной энергосбытовой компании, постепенно поглощающей клиентскую базу купленного ею гарантирующего поставщика, с последующим расформированием приобретенного актива. Такой сценарий, по нашему мнению, является наиболее реалистичным в связи с большим количеством проблем, с которыми столкнется инвестор при попытке реструктуризовать бизнес гарантирующего поставщика.
    Проведение конкурса на статус гарантирующего поставщика, учитывая существенное влияние уполномоченных органов, может превратиться в весьма политизированный процесс, опосредованно связанный с аукционом заявленных энергосбытовых надбавок. Процесс конкурентной борьбы на оптовом и розничном рынках в его нынешнем виде дает неоднозначное понимание рыночного механизма, являющегося фундаментом организации отношений субъектов рынка. Конкуренция на оптовом рынке в силу объективных процессов выстраивания крупными игроками вертикально интегрированных холдингов не может являться той моделью, в которую можно встроить новую концепцию конкурентного поведения (конкурентного ценообразования на оптовом рынке более чем достаточно).
    Все конкурентные механизмы необходимо реализовывать на розничном рынке энергии, т. к. это позволит сформировать модель конкурентного пространства, в условиях которого любой потребитель может быть "подхвачен" гарантирующим поставщиком с другой территории, уменьшив величину сбытовой надбавки в рамках предельной нерегулируемой цены, рассчитываемой в границах субъекта Российской Федерации и одной ГТП (потребления).
    Для того чтобы представить, каким образом может функционировать конкурентный розничный рынок, необходимо разобраться, из чего складывается эффективность деятельности энергосбытовой компании (рис. 1). Здесь существует определенный парадокс: обеспечение нормы чистой прибыли является неотъемлемой частью принятия тарифно-балансового решения, однако сокращение компанией величины затрат приводит не к увеличению показателя чистой прибыли, а к изменению тарифов. Только в результате введения методики индексирования тарифов, ликвидирующей возможность влияния уполномоченных органов на тарифно-балансовое решение, у энергосбытовых компаний появится существенный стимул к снижению затрат и повышению эффективности бизнеса.
    Система тарифообразования "затраты плюс" не способна стимулировать снижение затрат, т. к. величина оптимизации затрат гарантирующего поставщика может быть перераспределена в сторону сетевой компании, что в условии разделения видов деятельности: "энергосбытовая - конкурентная", "сетевая - государственная" выглядит как наиболее вероятный сценарий.
    После того как произойдет изменение принципов тарифообразования, следует обратить внимание на само понятие "гарантирующий поставщик" и те функции, которые он выполняет на оптовом рынке энергии. Гарантирующий поставщик - субъект оптового рынка, осуществляющий покупку электроэнергии для всех потребителей на территории субъекта Российской Федерации за исключением потребителей, вышедших на оптовый рынок самостоятельно или через конкурентную энергосбытовую компанию. Осуществление покупки электроэнергии на оптовом рынке является, скорее, инфраструктурной функцией (энергосбытовые компании не влияют на формирование цены на оптовом рынке, а всего лишь транслируют желание обслуживаемых ими абонентов потребить тот или иной объем электроэнергии).
    Основой модели конкурентного розничного рынка (рис. 2) является право любого гарантирующего поставщика (1) (ГП1) предложить свои услуги любому потребителю розничного рынка энергии, при условии:

  • предложения потребителю со стороны гарантирующего поставщика (2) (ГП2) скидки в размере не больше величины сбытовой надбавки в объеме поставки по предельной нерегулируемой цене;
  • компенсации им выпадающих затрат ГП2 за минусом стоимости сбытовой надбавки на величину поставки в рамках предельной нерегулируемой цены. Таким образом, ГП2 обязуется покупать электроэнергию на оптовом рынке для всех потребителей, входящих в его зону действия на оптовом рынке энергии, при условии, что ГП1 компенсирует расходы ГП2 в сроки более жесткие, чем на оптовом рынке энергии. Например, сроки платежей на ОРЭ Г2: 7, 14, 21, 28-е число расчетного месяца, а ГП1 обязан перечислить деньги ГП2 в срок до 5-го числа за период с 1-го по 7-е число и т. д. (рис. 3).
        Следствием принятия данных правил является отсутствие возникновения кассовых разрывов у ГП2 на оптовом рынке энергии и формирование разумного стимула гарантирующих поставщиков предлагать потребителям розничного рынка электроэнергии более качественный сервис и более низкую величину сбытовой надбавки, что будет являться конкурентным механизмом перераспределения клиентской базы гарантирующих поставщиков.
        ГП1, пытаясь выйти на материнскую территорию другого (ГП2), заключает договор энергоснабжения с потребителем, ГП2 обязуется заключить агентский договор, на основании которого он покупает электроэнергию на оптовом рынке для потребителя, обслуживаемого ГП1. В соответствии с агентским договором ГП2 получает от ГП1 денежные средства для осуществления покупки на оптовом рынке энергии в сроки, минимизирующие возникновение кассовых разрывов у ГП2.
        Гарантирующий поставщик по определению обязуется покупать электроэнергию для всех потребителей по границе, закрепленной за ним уполномоченным органом, но с учетом потери части клиентской базы он будет стремиться компенсировать упущенную выгоду выходом на территории других гарантирующих поставщиков, что в полной мере реализует право потребителя выбирать поставщика электроэнергии и механизм конкурентного отбора таких поставщиков. Однако гарантирующий поставщик, покупающий электроэнергию для потребителей, ушедших от него в рамках конкурентного механизма на розничном рынке электроэнергии, несет затраты, связанные с функционированием на оптовом рынке электроэнергии. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность разделения энергосбытовой надбавки на две части:
  • обслуживание потребителя на розничном рынке энергии;
  • обслуживание потребителя на оптовом рынке энергии. Обязательство ГП1 компенсировать ГП2 стоимость услуг сетевой организации, стоимости электроэнергии на оптовом рынке и сбытовой надбавки в части осуществления деятельности на ОРЭ должно быть отражено в агентском договоре. В типовом договоре услуг по передаче ГП2 закрепляет право сетевой компании осуществлять транспортировку в отношении потребителей, обслуживаемых гарантирующими поставщиками, заключившими агентский договор с ГП2.
        Таким образом, конкуренция может быть как на оптовом, так и на розничном рынках. Конкуренция не должна ассоциироваться лишь с возможностью выхода на новую территорию, т. к. для выстраивания стратегии на конкурентном розничном рынке энергии необходимы элементы защиты, доступные гарантирующим поставщикам на материнских территориях. Возможность разделения клиентской базы на более разрозненные группы потребителей (чем в форме 46 ЭС) с последующей фиксацией возможности снижения предельной нерегулируемой цены не в рамках тарифных групп, сформированных по уровням напряжения, а в рамках определенных групп, позволит гарантирующему поставщику конкурировать за потребителя на своей территории.
        Процесс последовательного формирования конкурентного рынка является темой отдельной публикации, однако следует помнить, что постепенный переход, по нашему мнению, должен сочетаться с ограничениями на переход потребителей от одного гарантирующего поставщика к другому, а также ограничениями в части объемов возможной покупки у гарантирующего поставщика нематеринской территории. К примеру, гарантирующий поставщик имеет право давать скидку лишь на объем, купленный гарантирующим поставщиком для потребителя по конкурентной цене, что не позволит создать ажиотаж вокруг новых конкурентных возможностей розничного рынка. Объем, с которого ГП2 вправе давать скидку, может иметь двойное ограничение: не больше процента поставки в рамках предельной нерегулируемой цены и не больше процента либерализации, примененного к объему привязки по регулируемым договорам на оптовом рынке (рис. 4).
        Процесс перехода от одного гарантирующего поставщика к другому при небольшом количестве абонентов не составит труда, но следует понимать, что в рамках каждой из территорий в перспективе необходимо будет построение баз данных (реестров), обеспечивающих электронный документооборот, способствующий снижению трудоемкости и временного периода перехода. Например, в Великобритании была сформирована единая база данных потребителей, в результате чего процесс перехода от одной компании к другой стал занимать не больше 20-26 дней. Данная система до сих пор находится под пристальным вниманием правительства.
        В перспективе ведение подобных единых по территории реестров потребителей может взять на себя региональная сетевая организация. Обслуживание на ОРЭ по территории субъекта РФ (ежедневная покупка, формирование долгосрочных прогнозных и фактических балансов) может также перейти либо к ней, либо к специализированным трейдинговым компаниям.



  •