Частный атом

 

Автор

Бочкова Дарина, Аналитик журнала "ЭнергоРынок"

 

    Система предприятий и организаций атомной промышленности создана и развивается как уникальный многоотраслевой научно-промышленный комплекс, реализующий весь жизненный цикл конечной продукции - от фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ до создания производственных мощностей и серийного выпуска наукоемких изделий различного класса и назначения. Она объединяет мощный научно-технический потенциал, предприятия ядерного топливного цикла, производство ядерного оружия и атомные электростанции. Помимо Федерального агентства по атомной энергии (Росатома), это Федеральное агентство по промышленности, Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Российская академия наук. Кроме того, атомная отрасль тесно взаимодействует с государственными органами регулирования ядерной, технической и экологической безопасности - это Ростехнадзор и Роспожнадзор.
    Такое количество взаимозависимых организаций, а также непрозрачность многих государственных структур затрудняет развитие атомной отрасли в условиях рынка. Помимо этого остро ощущается нехватка денежных средств для нормального функционирования уже имеющихся предприятий и строительства новых. Сегодня общая мощность российских атомных электростанций составляет порядка 22,2 ГВт. АЭС вырабатывают около 15% от всего производимого в стране электричества, что составляет 139,8 млрд кВт.ч. При этом электроэнергия, вырабатываемая атомными станциями, существенно дешевле электричества подавляющего большинства теплоэлектростанций. Однако около 5 ГВт атомных энергомощностей либо уже выработали свой ресурс, либо близки к этому. Между тем в соответствии с утвержденной Правительством Энергетической стратегией страны к 2020 г. атомные станции должны вырабатывать 270-300 млрд кВт.ч электроэнергии в год. Для достижения данной цели необходимо строительство новых энергоблоков атомных электростанций. Несоответствие потребностей страны в "атомном электричестве" и "атомных возможностей" происходит из-за недостатка финансирования: за последние десять лет были введены в строй всего лишь два энергоблока - на Волгодонской (Ростовской) и Калининской атомных электростанциях.
    Для решения перечисленных проблем Росатомом была разработана Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.".

    ФЦП "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"
    На заседании 4 октября 2006 г. Правительство РФ утвердило проект федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.". Разработанная Росатомом Программа была представлена на заседании правительства руководителем Росатома Сергеем Кириенко. Основными целями программы являются: реализация ускоренного развития атомного энергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов России и энергетической безопасности страны за счет ввода в эксплуатацию новых типовых энергоблоков АЭС общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт в год. Также в цели программы входит продвижение продукции (работ и услуг) российских организаций ядерного топливного цикла на мировые рынки и развитие строительства атомных электростанций за пределами территории России.
    К окончанию срока реализации ФЦП на российских АЭС должны быть введены в эксплуатацию десять новых энергоблоков общей мощностью свыше 11 ГВт, еще десять энергоблоков будут находиться на различных стадиях строительства. Общая установленная мощность АЭС в России к 2015 г. должна составить более 33 ГВт.
    Реализовать Программу планируется в два этапа: первый этап рассчитан на 2007-2010 гг., второй - на 2011-2015 гг. Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 1471,4 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета, направляемые на капитальные вложения, составляют 674,8 млрд руб., средства организаций атомной отрасли - 796,6 млрд руб. По замыслу разработчиков программы после 2015 г. финансирование строительства блоков АЭС будет осуществляться за счет средств предприятий системы Росатома, то есть без участия федерального бюджета.
    19 октября на совещании в Ново-Огареве Президент РФ поручил правительству в течение двух недель подготовить оценку состояния топливного баланса страны. Владимир Путин обратил особое внимание не только на состояние энергетического комплекса, но и на состояние всего топливного баланса и перспективы его дальнейшего развития. Правительству нужно было уточнить прогноз потребления электроэнергии, динамику изменения тарифов, предложить более точный прогноз изменения топливного баланса, а также выработать ряд нормативных решений, стимулирующих развитие электроэнергетики. Необходимость этих действий связана с тем, что в бюджете РФ на 2007 г. запланированы самые крупные инвестиции за последние 16 лет - 45 млрд руб. на развитие электроэнергетики. Нужно понимать, что инвестирование денежных средств в отрасль требует разработки механизма гарантий возврата вложенного капитала. Для этого необходимо учесть общесистемные аспекты функционирования ЕЭС, структурировать ответственность и отладить механизм контроля целевого использования средств.
    Одним из способов решения проблем инвестирования, а также эффективности работы организаций атомной промышленности является поиск путей по акционированию данных организаций, что в конечном итоге позволит им активно работать на рынке корпоративного долга и привлекать больший объем кредитов под залог акций. Кроме того, акционерное общество (АО) даже со 100%-ным участием государства имеет больше возможностей для достижения успехов как на внутренних, так и на внешних рынках. Например, приватизация предприятий, осуществляющих деятельность в области добычи и переработки урана, а также изготавливающих ядерные топливные сборки, объединенных в рамках атомного концерна ОАО "ТВЭЛ", была запрещена. Так, согласно указу Президента РФ от 1996 г. 100% акций концерна были закреплены за государством.

    Акционирование отрасли
    Программой развития атомной отрасли предусмотрено выделение предприятий энергетического сектора Росатома в интегрированную государственную корпорацию полного цикла, созданную в форме АО с рабочим названием "Атомпром", 100% акций которого будут закреплены в федеральной собственности. Эта единая рыночная структура будет объединять в себе генерацию электрической и тепловой энергии, добычу природного урана и его обогащение, производство и переработку ядерного топлива, инжиниринг и строительство АЭС, а также соответствующие научно-технические организации. В корпорацию "Атомпром" на правах структурных подразделений войдут крупные, известные на весь мир объединения "ТВЭЛ" и "Техснабэкспорт". При этом Росатом сохранит статус органа исполнительной власти, не нарушив единства атомной отрасли. Необходимость создания холдинга "Атомпром" в короткие сроки связана с тем, что показатель роста потребления электроэнергии превзошел данные всех прогнозов и достиг более 5,8% в год, а запасы углеводородного сырья в России исчерпываются быстрее, чем ожидалось. Для того чтобы к 2030 г. удалось построить 42 атомных блока и поднять долю АЭС в общем балансе производства электроэнергии с 16 до 25%, структура отрасли, нацеленная на решение оборонных задач, должна быть реформирована.

    Обеспечение нормативноправовой базы реформирования
    19 февраля 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. ФЗ № 13 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральный закон направлен на оптимизацию правовых и организационных условий деятельности атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, формирование законодательных основ его реструктуризации, в том числе на регулирование особенностей управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Закон преследует цель обеспечить условия для повышения конкурентоспособности отечественных организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации на международном рынке и усилить их инвестиционную привлекательность.
    В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", связанными с определением прав собственности на ядерные материалы, ядерные установки, пункты хранения, радиационные источники и радиоактивные вещества:
    1. Ядерные материалы могут находиться в федеральной собственности или в собственности юридических лиц.
    2. Перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, утверждается Президентом Российской Федерации.
    3. Перечень российских юридических лиц (то есть юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в собственности которых могут находиться ядерные материалы, утверждается Президентом Российской Федерации.
    4. В Российской Федерации признается право собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц на ввезенные в Российскую Федерацию или приобретенные в Российской Федерации ядерные материалы и на продукты их переработки.
    5. Ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
    6. Пункты хранения могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное.
    7. Радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.
    8. Право собственности на указанные в настоящей статье объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
    9. Сделки российских юридических лиц по передаче права собственности на ядерные материалы иностранному государству или иностранному юридическому лицу совершаются по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
    10. Обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
    11. Собственники ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ осуществляют контроль за их сохранностью и надлежащим использованием в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Стоит отметить, что данные положения касаются ядерных материалов и распространяются на радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы.
    Кроме того, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов и в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
    Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством Российской Федерации.
    Основанием внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества и записи о прекращении учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества в случаях, предусмотренных законодательством РФ, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом по месту нахождения указанного юридического лица при представлении следующих документов:

  • заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества либо заявления о внесении в указанный государственный реестр записи о прекращении учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества;
  • решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решения органа государственной власти, на основании которого осуществлено внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;
  • копии документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

        Вопросы, требующие решения
        Предложенный руководством Росатома вариант реформирования отрасли выявляет ряд первостепенных вопросов, решение которых необходимо для дальнейшего развития.
        Во-первых, существует проблема разделения мирного и военного атома по технологическим причинам: гражданская атомная энергетика изначально создавалась как "побочный продукт" военной, и все технологии передавались из военного сектора в гражданский, а не наоборот.
        Во-вторых, реформа Росатома должна подкрепляться и реформой регулирующих органов. Положительный опыт реструктуризации и акционирования гражданской части атомных отраслей на Западе базировался в первую очередь на реальной независимости регулирующих органов, которые имели свой достаточный бюджет для независимых проверок, контроля и исследований, для обоснования сертификации и лицензирования. Ростехнадзор ни по бюджету, ни по структуре не имеет такой возможности.
        В-третьих, непонятно, что будет с научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и проектными институтами отрасли. Сегодня наблюдается потеря интереса к научным организациям, научным разработкам и даже к научно-техническому мониторингу безопасности, а также к подготовке квалифицированных специалистов.
        Кроме того, из представленного проекта реформы неясно, что, кроме прямой бюджетной поддержки правительства, способно увеличить инвестиционный потенциал отрасли. Перспектива инвестировать в строительство новых АЭС без права на их собственность только под долгосрочные поставки (20-25 лет) электроэнергии предприятиям различных отраслей промышленности, в том числе алюминиевой, по фиксированной цене не является привлекательной до разработки и принятия соответствующей системы гарантий.

        Выводы
        Подводя итог, стоит отметить, что при реформировании атомной отрасли нужно учитывать особенности работы всего электроэнергетического комплекса. Система гарантий для обеспечения нормы доходности на вложенный капитал в строительство атомных электростанций под долгосрочные поставки может функционировать только при непосредственном участии государства. Появление нового закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" говорит о том, что уже делаются первые шаги к осознанию необходимости и учету понятных ограничений и требований. Это может привести к успеху при реструктуризации атомной отрасли.

  •