Что такое RAB, или Тарифы, обеспечивающие справедливую рыночную доходность задействованного капитала

 

Автор

Макрушин Алексей, Инвестиционный менеджер сетевого фонда КЭС-Холдинга

 

    Реформирование электроэнергетики привело к возникновению значительного числа компаний, осуществляющих передачу электрической энергии по распределительным сетям. В большинстве случаев инфраструктура, которая досталась этим компаниям в собственность, имеет высокую степень износа. Отрасль остро нуждается в притоке инвестиций для масштабной модернизации существующих сетей и строительства новых. В динамично развивающихся регионах дефицит сетевых ресурсов уже сейчас является препятствием для экономического роста. Наиболее трудная ситуация сложилась в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Тюменской области. При текущих темпах роста потребления электроэнергии через два-три года недостаток сетевых ресурсов станет проблемой национального масштаба. В наиболее уязвимом положении находятся новые предприятия, которые не могут начать работать из-за отсутствия возможности подключиться к сети. В настоящий момент по всей стране свыше трех четвертей от общего числа заявок на подключение не удовлетворяется.

    От системы "затраты плюс" к системе обеспечения доходности задействованного капитала
    Правительство страны приняло принципиальное решение, в соответствии с которым дальнейшее развитие распредсетевых компаний будет осуществляться за счет привлечения в отрасль частного капитала. Это позволит не только мобилизовать необходимые финансовые ресурсы, но и повысить эффективность работы компаний. Поскольку предоставление услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям - регулируемый бизнес, осуществить привлечение частных инвестиций без создания системы регулирования, отвечающей интересам инвесторов, невозможно. Существующая система, основанная на методе экономически обоснованных затрат ("затраты плюс"), не может их удовлетворить, так как несет в себе слишком много рисков. Проблема инвестиций в сетевую инфраструктуру также не может быть решена за счет новых клиентов, с которых взимается плата за технологическое присоединение к сети. Во-первых, перекладывая затраты на новых потребителей, государство препятствует появлению и развитию новых бизнесов, что снижает темпы экономического роста. Во-вторых, у новых пользователей может просто не оказаться необходимых средств. Внедрение новой системы регулирования тарифов, обеспечивающей справедливую рыночную доходность задействованного капитала (RAB, regulatory asset base), позволит решить эти и многие другие проблемы.
    Регуляторная база задействованного капитала (RAB) - величина, определяемая регулирующими органами, которая отражает экономическую стоимость активов, используемых в основной деятельности. При переходе компании на работу по методу, обеспечивающему справедливую рыночную доходность задействованного капитала, его величина устанавливается исходя из балансовой стоимости активов и/или стоимости их замещения. В отдельных странах, где переход на данную систему регулирования сопровождался приватизацией, база задействованного капитала была установлена равной выручке от продажи компании. В дальнейшем база задействованного капитала увеличивается на величину фактически произведенных инвестиций.
    Переходя к новому методу регулирования, государство создает рыночные условия в монопольном секторе экономики. Для этого в отрасль привлекаются частные инвесторы и управляющие компании, которым обеспечиваются стимулы к снижению издержек и повышению эффективности работы, последовательно снижаются регуляторные и макроэкономические риски и создаются четкие долгосрочные рамки, в которых выстраиваются отношения с частными компаниями. Результатом этих усилий станет повышение эффективности всей отрасли, которое достигается за счет следующих факторов:

  • обеспечения баланса интересов потребителей, инвесторов и государства;
  • реализации долгосрочных проектов, привлечения долгосрочных инвестиций по минимальной цене;
  • оптимального распределения рисков между всеми участвующими сторонами;
  • создания стимулов для повышения компаниями эффективности своей работы благодаря снижению издержек и инвестициям в новые технологии;
  • обеспечения справедливой цены на услуги по передаче электрической энергии, соответствующей их надежности и качеству.

        Зарубежный опыт
        Метод тарифного регулирования, обеспечивающий справедливую рыночную доходность задействованного капитала, успешно применяется в ряде других стран, причем не только в энергетике, но и в других инфраструктурных отраслях, таких как связь, транспорт, коммунальное хозяйство, транспортировка газа и пр. Впервые он был опробован в Великобритании в 80-х гг. прошлого столетия для регулирования тарифов местного монополиста на рынке связи. В дальнейшем метод получил широкое распространение по всему миру. К числу стран, использующих его в электроэнергетике, относятся США, Италия, Германия, Австралия, Канада, скандинавские страны, страны Восточной Европы и многие другие. За прошедшее время технология применения этого метода была отработана в самых различных условиях. Наиболее впечатляющие результаты были достигнуты в Великобритании, где за пятнадцать лет работы удалось вдвое сократить издержки на предоставление услуг по передаче электрической энергии при одновременном росте их надежности и качества (рис. 1). Использование данного метода в Румынии позволило очень выгодно продать распределительные сети стратегическим инвесторам.

        RAB - в чем суть?
        Далеко не все потребители способны сразу оплатить создание инфраструктуры, которой они будут пользоваться на протяжении нескольких десятков лет. Метод доходности задействованного капитала, в отличие от других методов регулирования, решает эту проблему, позволяя привлекать в отрасль долгосрочные инвестиции и сохраняя при этом приемлемые цены для потребителей. Его механизм основан на тех же принципах, что и ипотека: потребитель оплачивает расходы по использованию инфраструктуры в рассрочку, в течение длительного времени. При этом ему нет необходимости брать кредит: все обязательные платежи включены в тариф. Вместо потребителя кредит может взять непосредственно компания, причем на гораздо более выгодных условиях.
        Привлекательность метода доходности задействованного капитала для инвесторов базируется на трех принципах: во-первых, "правила игры" в отрасли устанавливаются на длительную перспективу, что снижает риски и позволяет привлекать долгосрочные кредиты. Во-вторых, инвесторам гарантируется сохранность инвестиций, то есть предусмотрены механизмы защиты активов инвесторов от произвола со стороны регулирующих органов. В-третьих, инвестиции приносят справедливую доходность, сопоставимую с доходностью вложений в другие активы со схожими рисками. Удачная реализация данных мероприятий незамедлительно приводит к росту капитализации отрасли.
        Интересы потребителей заключаются в повышении эффективности сектора, качественном регулировании и, в конечном счете, снижении цен и росте качества услуг. Достижение этих целей затруднено в случае предоставления услуг монополистом, поскольку он заинтересован в прямо противоположном - высоких ценах и сокрытии реального уровня издержек. В методе доходности задействованного капитала используется целый ряд механизмов, позволяющих решать данную проблему. Регулирующие органы выявляют реальные издержки на предоставление услуг, анализируя данные компаний-монополистов, действующих в различных регионах. В то же время при снижении расходов по сравнению с уровнем, зафиксированном в тарифе, достигнутая экономия сохраняется за компанией на протяжении пяти лет, что стимулирует ее отражать реальные издержки и исключает риск пересмотра тарифов. Для того чтобы компании не стремились к снижению издержек в ущерб качеству, в тариф вводятся поправочные коэффициенты, обеспечивающие прямую связь между ценой, надежностью и качеством услуг по передаче электрической энергии.
        В данной схеме (рис. 2) государство выполняет в основном регулирующую функцию, но при этом не теряет рычагов влияния на развитие отрасли. Регулирующие органы утверждают инвестиционные программы компаний и контролируют их исполнение, определяя таким образом темпы развития отрасли. При этом полномочия регулирующих органов установлены законодательством, что исключает возможность необоснованных действий при определении тарифа. Основным рычагом влияния на тариф является инвестиционная программа: чем больше объем предусмотренных ею вложений, тем выше уровень тарифа для потребителей. Более того, в некоторых странах государство существенно снизило регуляторные риски, предоставив инвесторам финансовые гарантии неизменности правил регулирования. Например, в Румынии существует положение, согласно которому в случае пересмотра правил регулирования инвесторы получат компенсацию в размере 60 млн долл. В Великобритании действует независимый специальный орган по разрешению споров регулирующих органов и компаний.
        Предлагаемый метод универсален и может применяться с учетом специфических условий и требований, например, как при формировании тарифа на передачу электрической энергии, так и тарифа на присоединение. Также он может и должен быть использован в других отраслях, где существуют естественные монополии. Это прежде всего инфраструктурные отрасли, в которых осуществляются масштабные проекты с длительным сроком окупаемости: автомобильные дороги, аэропорты, объекты коммунального хозяйства, газораспределительные сети.
        Метод доходности задействованного капитала предъявляет повышенные требования к регулирующим органам. Если система по принципу "затраты плюс" позволяла регулятору включать часть издержек монополии в тариф для потребителей, то по новой системе он обязан отслеживать параметры качества и надежности услуг, формировать долгосрочные прогнозы развития отрасли и сохранять баланс интересов инвесторов и потребителей.
        Для перехода на новую систему регулирования тарифов есть все основания. Частные инвесторы, как отечественные, так и зарубежные, готовы вкладывать средства в отрасль. Портфельные инвесторы активно скупают распределительные сети, а для прихода стратегических инвесторов и дальнейшего развития отрасли необходимо именно изменение системы регулирования. В соответствии с графиком реформ переход на систему регулирования тарифов, обеспечивающую справедливую рыночную доходность задействованного капитала, начнется в "пилотных" регионах в 2008 г.
        Распределительные сети имеют колоссальный потенциал. Данные сравнительного анализа с другими странами показывают, что использование опыта восточноевропейских стран позволит многократно увеличить капитализацию и инвестиционную привлекательность российской электроэнергетики. Несмотря на все сложности, откладывать внедрение новой системы регулирования тарифов нельзя, и государство это понимает. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. ФСТ России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, ФАС России, а также РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" до 1 июля 2007 г. должны внести в Правительство РФ пакет необходимых документов для внедрения в отношении распределительных сетевых компаний системы тарифного регулирования, обеспечивающей справедливую рыночную доходность задействованного капитала. Планируется, что в 2008 г. методика будет реализована в ряде "пилотных" регионов, а с 2010 г. начнется ее широкомасштабное использование по всей стране. В ожидании реформ капитализация сектора уже выросла в несколько раз, и, если планы правительства будут реализованы, данный рост отнюдь не является пределом.



  •