Если ты не занимаешься ИТ-политикой, то ИТ-политика займется тобой

 

Автор

Лазурина Ольга, обозреватель

 

    В конце ноября 2006 г. прошла 4-я конференция IT Team Energy, в которой приняли участие ИТ-специалисты дочерних и зависимых обществ РАО "ЕЭС России". На этой встрече были обозначены основные тенденции развития информационных технологий в энергетике, заявлено об изменение роли ИТ-подразделений, которые превращаются из вспомогательной инфраструктуры в отделы, создающие конкурентные преимущества и увеличивающие стоимость энергокомпаний. Ориентиром для дальнейшего развития ИТ-сегмента отрасли должна стать принятая буквально накануне форума Техническая политика в области информационных технологий РАО "ЕЭС России".

    Конференция IT Team Energy, несмотря на свою недолгую историю, по праву считается самым влиятельным событием в жизни ИТ-сообщества отечественной электроэнергетики. В рамках этого форума дважды в год происходит обсуждение актуальных задач, стоящих перед ИТ-специалистами в условиях реформирования отрасли, подводятся итоги работы по структурированию ИТ-деятельности, разрабатываются принципы создания и развития единого информационно-технологического пространства.
    Сфера ИТ в энергетике активно развивается. Это стало возможным благодаря активному внедрению в энергокомпаниях стандартов управления ИТ-деятельностью, разработанных для отрасли специалистами ДИТ и ГВЦ Энергетики совместно с компанией IBM. По мнению Л. Е. Спицина, начальника Департамента ИТ Корпоративного центра РАО "ЕЭС России", "следование стандартам повышает прозрачность ИТ-бюджетов энергетических компаний и способствует выстраиванию правильного взаимодействия между бизнес-структурами и ИТ-подразделениями энергопредприятий". Об эффективности работы по ИТ-стандартам можно судить по изменению структуры отраслевых ИТ-расходов. В 2005 г. основная доля средств на ИТ (больше 60%) тратилась на заработную плату специалистов, что свидетельствовало о стремлении компаний самостоятельно решать текущие задачи автоматизации. В 2006 г. картина резко изменилась: началось активное инвестирование в новые информационные технологии. Можно говорить о том, что в стране образовался новый рыночный ИТ-сегмент объемом около 800 млн долл. Похоже, ИТ-директора начали находить нужные слова, чтобы убедить своих генералов в полезности и значимости информационных технологий, их роли в создании конкурентных преимуществ. Повсеместно в энергетике наблюдается процесс отказа от "лоскутной" автоматизации, переход к проактивным действиям. Внедрение корпоративных информационных систем координируется со стратегическими задачами компаний, выстраивается ИТ-архитектура, способная решать не только текущие производственные задачи, но и обеспечивающая долговременное и адекватное развитие бизнеса.
    Отличие электроэнергетики от многих других отраслей промышленности состоит в том, что все субъекты объединены в единую систему. И задача ИТ-подразделений заключается в том, чтобы в непростых условиях реформирования организовать непрерывность предоставления ИТ-услуг, обеспечить устойчивое и эффективное функционирование энергопредприятий. Сложность этой задачи можно сравнить с починкой самолета, летящего на высоте десяти километров с полным салоном пассажиров. При этом пассажирами в данном случае являемся все мы.
    Для снижения рисков переходного периода в РАО "ЕЭС России" была разработана новая Техническая политика в области информационных технологий. Об этом документе говорили практически все участники пленарного заседания конференции IT Team Energy, так как в нем впервые определены общие подходы к построению и развитию ИТ-инфраструктуры современных энергопредприятий. Техническая политика содержит совокупность требований и рекомендаций, которые дополняют действующие нормативные документы, и определяет правила унификации и типизации технологий
    и оборудования. Документ должен способствовать повышению качества ИТ-обеспечения процесса сбора, обработки и хранения информации в системах управления предприятий ОАО РАО "ЕЭС России".
    Согласно документу, эффективная, современная и надежная ИТ-инфраструктура энергетических компаний должна отвечать ряду основных требований:

  • используемые технические решения должны соответствовать масштабам бизнес-задач, бизнес-целям и бизнес-стратегиям ДЗО РАО "ЕЭС России";
  • должна быть обеспечена унификация и типизация элементов ИТ-инфраструктуры для снижения общей стоимости владения (ТСО);
  • ИТ-инфраструктура должна быть структурирована на центры обработки данных (ЦОД) различного уровня для повышения надежности, отказоустойчивости и безопасности используемых решений;
  • должно быть обеспечено соответствие международным и российским стандартам в области ИТ, а также лучшим мировым практикам построения ИТ-инфраструктур.
        По мнению авторов документа, современные сервисные подходы к построению и управлению информационно-вычислительными средами предполагают отказ от понятий "отдельный компьютер" или "программа" и даже от понятия "программно-аппаратный комплекс". Современный подход, оперируя понятиями "ИТ-сервис" и "ИТ-ресурсы", выделяет основные задачи, стоящие перед сегодняшними ИТ-подразделениями энергопредприятий:
  • построение ИТ-инфраструктуры, ориентированной на требования бизнес-подразделений;
  • сохранение и повышение качества предоставляемых ИТ-сервисов;
  • обеспечение безопасности и непрерывности функционирования сервисов (информационных систем).
        Техническая политика затрагивает интересы различных подразделений энергокомпаний, а потому предназначена не только для ИТ-служб, но и для представителей других департаментов и служб ДЗО. В частности она может быть полезна:
  • руководству ДЗО, в части планирования перспектив развития и учета вопросов развития ИТ-инфраструктуры в общей стратегии развития предприятия;
  • собственно руководителям ИТ-подразделений;
  • службе закупок ДЗО - для формирования конкурсных документов на ИТ-оборудование и услуги;
  • службам, ответственным за стратегическое планирование;
  • службе по работе с персоналом ДЗО - для составления квалификационных требований к ИТ-персоналу и программ повышения его квалификации.
        Соблюдение требований Технической политики в области ИТ является обязательным для предприятий ОАО РАО "ЕЭС России", а вот требования к техническим параметрам элементов ИТ-инфраструктуры носят рекомендательный характер. Поэтому в каждой энергокомпании ИТ-директор будет сам определять конкретных поставщиков оборудования и программного обеспечения.
        В качестве инструмента контроля за внедрением Технической политики предлагается использовать Каталог рекомендованных конфигураций (КРК). В каждом ДЗО предполагается разработать и внедрить собственный КРК для построения ИТ-решений. Данный каталог должен содержать перечень типовых элементов ИТ-инфраструктуры, рекомендованных к использованию на предприятиях данного холдинга. Например, директор по информатизации ФСК ЕЭС А. Г. Чернов в своем докладе заявил, что в сетевых компаниях будет внедряться корпоративная система управления на основе продуктов компании SAP, ИТ-специалисты ГидроОГК ориентируются за решения от ORACLE, а директор по информатизации БЕ-2 РАО "ЕЭС России" В. В. Макаров будет полагаться на продукты ORACLE и Microsoft.
        Пока компании определяются с выбором платформ, в отрасли принято решение о создании Фонда типовых решений. Основной целью типизации является предоставление энергокомпаниям возможности массового использования отдельных удачных разработок на других предприятиях отрасли. Использование типовых решений в территориально-распределенных структурах дает серьезный экономический эффект за счет предоставления участникам энергорынка доступа к прошедшим экспертизу и сертификацию разработкам своих коллег и совместного использования центров компетенций. При этом экономия затрат (как финансовых, так и временных) достигается на всех этапах жизненного цикла решений: разработки, внедрения, сопровождения, развития.
        За последние полтора-два года на предприятиях РАО "ЕЭС России" наработан большой опыт по автоматизации различных бизнес-процессов. Кому-то удалось хорошо продвинуться в управлении активами, кому-то в финансовом управлении, кому-то в управлении производственными процессами или энергосбытом. Сегодня рассматривается вопрос о включении в Фонд ТР таких решений, как call-центр на базе HP OpenView (создан ГВЦ совместно с РАО ЕЭС), решение на базе портала IBM WebSphere (РАО ЕЭС и Крок), решение на базе SAP по управлению финансами и управлению активами (с ГВЦ и ФСК ЕЭС), а также "легкие" решения на основе платформы 1С по управлению ремонтом оборудования в генерирующих компаниях (ОГК-5) и бухучету и планированию (ОГК-2).
        Оператором типовых решений стал ГВЦ Энергетики, ведущий сервисный центр энергохолдинга в области ИТ. В функции ГВЦ входит формирование и обслуживание фонда, продвижение типовых решений на рынке и разработка сопутствующих услуг. Как сказал в своем выступлении на конференции IT Team Energy генеральный директор ГВЦ Энергетики Евгений Аксенов: "Наша задача не обслуживать сто разных пожеланий клиентов, а предложить заказчикам, где это возможно, унифицированные сервисы, четко структурированные и имеющие обоснованную стоимость". Только в этом случае можно добиться эффекта масштаба и снижения совокупной стоимости владения ИТ-решениями.

  •