Вопросы формирования и реализации ИТ-стратегии в электроэнергетике

 

Авторы

Бартенева Мария, руководитель департамента ECM-консалтинга Verysell Проекты

Похитонова Оксана, руководитель группы ECM-консалтинга Verysell Проекты

 

    Электроэнергетика исторически представляет собой сложную промышленную отрасль, в которой под средствами автоматизации понимаются главным образом различные системы класса АСУТП, АСКУЭ. Однако реформы последних лет, направленные на демонополизацию и повышение конкурентоспособности в электроэнергетике, приводят к тому, что все более актуальными становятся вопросы стратегического управления. Управление компанией в электроэнергетике - сложнейшая задача, требующая сбора, контроля и реагирования на сотни различных показателей деятельности. Данная задача должна решаться в ходе определения и реализации бизнес-стратегии. Для того, чтобы руководство компании обладало необходимой информацией при формировании эффективной бизнес-стратегии и имело возможность оперативно принимать решения по реализации стратегии и оценивать успешность их выполнения, необходимо постоянно владеть полной и достоверной информацией, а значит, должным образом определять и реализовывать стратегию компании в области информационных технологий (ИТ-стратегию). С этой точки зрения ИТ-стратегия, как часть общей бизнес-стратегии, становится важнейшей составляющей общей системы управления компанией.
    Таким образом, наряду с реформированием отрасли, появлением рынка энергии происходит изменение роли ИТ в электроэнергетике: от функциональной (ИТ активно используются для поддержки повседневных потребностей бизнеса, но не рассматриваются как инструмент в конкурентной борьбе) до стратегической (бизнес критически зависит от ИТ, которые являются важнейшим инструментом в конкурентной борьбе) (рис. 1).
    ИТ позволяют организовать единое информационное пространство, обеспечивающее бизнесу возможность легкого доступа к исчерпывающей информации, необходимой для принятия управленческих решений. Для энергетики характерна необходимость работы с огромными объемами разнородных данных. Можно выделить три ключевых типа информации, эффективная работа с которой возможна только с использованием ИС:

  • технологические данные, относящиеся к состоянию различного производственного оборудования, мощностям, требованиям к ремонтам. Данная оперативная информация должна соответствующим образом собираться и интегрироваться в аналитических системах, с тем чтобы обеспечивать планирование и проведение необходимых действий по повышению надежности оборудования, снижению производственных потерь и др. Эта информация собирается, в частности, системами АСУТП, АСКУЭ и т. п. Данный тип информации обладает достаточно высокой степенью автоматизации в энергетических компаниях;
  • информационные потоки, необходимые для обеспечения эффективного взаимодействия между отдельными компаниями, образующими в совокупности сложную структуру современного энергетического комплекса РФ: взаимодействие между управляющими компаниями, генерирующими компаниями, компаниями, обеспечивающими передачу электроэнергии. В интересах всех участников энергетической цепочки - сокращение непроизводительных затрат на взаимодействие при обеспечении надлежащего уровня безопасности и надежности передачи данных. Данная задача предъявляет определенные требования к информационным технологиям;
  • управленческая информация - это именно та высокоуровневая ин- формация, которая необходима для управления производственными активами, контроля всех затрат компании, принятия правильных управленческих решений. Эти данные используются непосредственно менеджментом организации при выполнении управленческих процессов. Информация данного класса формируется с использованием информации двух других типов, определенным образом агрегируя и структурируя низкоуровневую информацию, преобразуя ее в удобный для дальнейшего анализа вид.     Таким образом, для того, чтобы реализовать такие бизнес-цели, как повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, необходимо обеспечить должную информационную базу. Стадия определения ИТ-стратегии, несмотря на свое основополагающее значение, первично проходится компаниями достаточно быстро. Однако есть ряд моментов, которые, невзирая на их определенную очевидность, зачастую забываются при разработке ИТ-стратегии и планировании ее реализации.

        Адаптивность ИТ-стратегии
        ИТ-стратегия, так же как и бизнес-стратегия, должна быть "живой". Для динамично развивающейся и постоянно изменяющейся российской действительности это особенно актуально. При изменении бизнес-целей и бизнес-стратегии компании соответствующим образом должна меняться и ИТ-стратегия. На уровне документов это можно осуществить достаточно легко. Вопросы возникают при необходимости внесения изменений в реализуемую
        ИТ-стратегию. Если постоянно менять принятые решения по составу и функциональности используемых ИС, то вряд ли можно говорить о достижении поставленных целей, особенно если учесть время на адаптацию пользователей к новым ИС.
        Поэтому необходимо уже при формировании ИТ-стратегии заложить достаточно высокие требования к ее адаптивности и гибкости, исходя из всех возможных сценариев развития бизнеса, стараясь учесть даже те, которые не нашли явного отражения в бизнес-стратегии. С точки зрения реализации ИТ-стратегии при выборе ИТ-решений основное внимание следует уделять обеспечению максимальной адаптивности и гибкости решений и отводить минимальное время на перенастройку систем. Оптимальным решением при этом является применение интегрирующих платформ для корпоративных КИС, которые служат "общесистемной шиной" для различных приложений и позволяют гибко подстраивать всю ИТ-инфраструктуру под изменяющиеся бизнес-процессы. Подобные решения сегодня предлагаются различными производителями: IBM (WebSphere), Oracle, BEA и др.

        Соответствие бизнес-стратегии
        Положение ИТ-дирекции зачастую таково, что ИТ-стратегии разрабатываются в отрыве от реальной бизнес-стратегии компании, например, из-за отсутствия у ИТ-директора полномочий для участия в работе Правления или потому, что бизнес-стратегия как таковая еще не утверждена. Таким образом, существует опасность, что ИТ-стратегия будет осно- вана на достаточно субъективных данных ИТ-директора о текущих потребностях бизнеса без ориентации на стратегические и среднесрочные бизнес-цели. В результате реализация ИТ-стратегии не позволит обеспечить решение поставленных бизнес-целей. То есть существует возможность того, что даже при формально успешной реализации ИТ-стратегия не будет способствовать достижению бизнес-целей, и поэтому она может быть признана неудачной. Таким образом, теоретически при отсутствии утвержденной бизнес-стратегии нельзя говорить о разработке и реализации ИТ-стратегии. Однако на практике, если отойти от формального подхода, можно ориентироваться на реально существующие оперативные и тактические цели работы ИТ-подразделений. Цель построения единого информационного пространства, позволяющего сократить транзакционные затраты на взаимодействие между различными подразделениями или с внешними компаниями, является достаточно универсальной целью для ИТ и соответствует общегосударственным экономическим целям. Поэтому развитие ИТ в данном направлении является возможной целью для ИТ-стратегии даже при отсутствии более конкретных бизнес-целей. В качестве рекомендации в этом случае можно использовать ориентацию ИТ на тактические цели - обеспечение высокого уровня качества текущих ИТ-сервисов на основе установленных бизнес-требований. А о стратегических целях ИТ можно говорить только в привязке к стратегическим бизнес-целям.

        Управление компетенциями и знаниями
        Важным аспектом при реализации ИТ-стратегии, при проектировании используемых ИС является ориентация на удобный доступ бизнеса ко всей интересующей его информации, накопленному опыту и компетенциям, а в более широком смысле - к корпоративным знаниям. В большинстве случаев внедряемые ИТ-решения не позволяют "взять на борт" автоматизации работу с неструктурированной информацией, которая в огромном объеме содержится в бумажном виде, в виде электронных писем, файлов в различных форматах и т. д. Колоссальный объем данной информации никак не обрабатывается, не используется и зачастую теряется за неимением средств ее структуризации и анализа. Важно предусмотреть при реализации ИТ-стратегии подсистемы, связанные с управлением неструктурированной информацией на всех уровнях управления. Системы такого класса - ECM (Enterprise Content Management - управление информационной средой организации) - представлены сегодня целым рядом продуктов таких производителей, как IBM, Open Text и др.

        Управление ИТ
        Необходимость обеспечения надежности и бесперебойности работы основных процессов энергетической отрасли предъявляет высокие требования к надежности работы внедряемых в ходе реализации ИТ-стратегии информационных систем. Однако для того чтобы обеспечить высокий уровень надежности ИС, необходимо уже на этапе формирования ИТ-стратегии предусмотреть соответствующую автоматизацию процесса мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой компании. Процессы управления ИТ-инфраструктурой позволяют контролировать соответствие внедренных ИС потребностям бизнеса с точки зрения скорости и бесперебойности работы, функциональности и безопасности. Комплексный мониторинг ИТ-инфраструктуры, взаимосвязь показателей работы отдельных бизнес-приложений и конечных бизнес-показателей позволяют существенно упростить этап уточнения плана реализации ИТ-стратегий, выявляя "узкие" с точки зрения бизнес-транз-акций области в используемых ИС.
        В данной области сейчас существуют достаточно мощные системы, позволяющие осуществлять комплексный контроль ИТ-инфраструктуры на всех уровнях (линейки решений компаний IBM и HP). Важным аспектом является также проектирование самих процессов деятельности ИТ-подразделения (или взаимодействия с внешними ИТ-подразделениями), обеспечивающих контролируемое сопровождение и развитие информационных систем компании в соответствии с установленными целями ИТ-стратегии.
        Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что с возрастанием роли ИТ в электроэнергетике повышаются требования к квалификации CIO и в целом ИТ-персонала в этой области. ИТ-специалисты должны постоянно анализировать требования бизнеса к ИТ, различные методологии, современные технологии, которые могут способствовать повышению вклада ИТ в развитие бизнеса, и формировать ИТ-стратегию исходя не из текущих задач бизнеса, а ориентируясь как минимум на среднесрочные бизнес-цели. На рис. 2 показана взаимосвязь между тенденциями развития бизнеса и некоторыми областями развития ИТ, которые сегодня наиболее востребованы и могут обеспечить качественную автоматизацию ключевых бизнес-процессов.



  •