Основные изменения функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности)

 

Автор

Борохов Вадим, Консультант РАО "ЕЭС России"

 

    Запуск новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности) (НОРЭМ) является дальнейшим шагом на пути реформирования электроэнергетики. В НОРЭМ устраняются многие недостатки модели "5-15" оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, планирование режимов производства электроэнергии осуществляется наиболее экономически эффективным образом, формируются условия для развития конкурентных отношений в электроэнергетике, создаются ценовые сигналы для привлечения в отрасль инвестиций.

    В связи с запуском новой модели оптового рынка электрической энергии (мощности) (НОРЭМ)1 произошли существенные изменения правил функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в Российской Федерации. Участниками оптового рынка электроэнергии (мощности) являются генерирующие компании, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации (неразделенные по видам деятельности акционерные общества энергетики и электрификации - вертикально-интегрированные компании, совмещающие производство, сбыт и передачу электроэнергии), крупные потребители - участники оптового рынка, а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции. Генерирующие компании (а также организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности)), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, являются поставщиками электроэнергии и мощности на оптовом рынке, а крупные потребители, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, участники оптового рынка, осуществляющие экспортно-импортные операции, являются покупателями электроэнергии и мощности на оптовом рынке. Конечные потребители, как правило, покупают электроэнергию на розничном рынке у энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций. Реализация технологического и коммерческого функционирования оптового рынка обеспечивается Системным оператором (ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"), осуществляющим управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России, и Администратором торговой системы (НП "АТС"), организующим обеспечение и функционирование централизованной площадки по купле-продаже электроэнергии.
    В модели "5-15" оптового рынка электроэнергии (мощости) переходного периода оптовый рынок электроэнергии состоял из трех секторов: регулируемого сектора, сектора свободной торговли (ССТ) и балансирующего рынка (БР). В регулируемом секторе и секторе свободной торговли оптового рынка осуществлялась торговля плановыми объемами производства и потребления электроэнергии, а стоимость отклонений фактических объемов производства и потребления от плановых величин оплачивалась на балансирующем рынке.
    Торговля электроэнергией в регулируемом секторе оптового рынка осуществлялась по ценам и тарифам, утвержденным Федеральной службой по тарифам (ФСТ). При расчете цен на покупку электроэнергии и мощности, а также тарифов на поставку электроэнергии и мощности ФСТ определяла прогнозные значения объемов потребления/производства электроэнергии и величины потребления/поставки мощности в рамках Единой энергетической системы России на следующий год. При этом указанные прогнозные значения объемов потребления и производства электроэнергии не были финансово обязывающими для участников оптового рынка: как покупатели, так и продавцы электроэнергии имели возможность фактически купить/продать иные объемы электроэнергии без финансовых последствий. Последнее обстоятельство являлось основной причиной отрицательного финансового баланса регулируемого сектора: производители электроэнергии ежегодно недополучали миллиарды рублей, что повышало финансовые риски генерирующих компаний и существенно снижало их инвестиционную привлекательность.
    В регулируемом секторе модели "5-15" осуществлялась торговля электроэнергией в объеме не менее 85% от суммарных плановых объемов производства электроэнергии на оптовом рынке. При этом отбор продавцов электроэнергии и определение поставляемых ими объемов электроэнергии преимущественно осуществлялись без формальных стоимостных критериев. В результате способ загрузки электростанций в регулируемом секторе оптового рынка не являлся экономически эффективным: эффективные электростанции имели возможность поставлять дополнительные объемы электроэнергии, тем самым занижая объемы ее поставок менее эффективными электростанциями, что могло привести к снижению себестоимости производства объемов электроэнергии, поставленных в регулируемом секторе оптового рынка.
    В секторе свободной торговли модели "5-15" продавались до 15% суммарных плановых объемов производства электроэнергии на оптовом рынке. Торговля электроэнергией в ССТ осуществлялась на основе конкурентных рыночных отношений между продавцами и покупателями электроэнергии. Рыночные цены на электроэнергию в ССТ определялись исходя из спроса и предложения - ценовых предпочтений участников, выраженных путем подачи ценовых заявок на покупку/поставку электроэнергии в сектор свободной торговли - в соответствии с принципами свободного ценообразования. Как покупка, так и продажа электроэнергии в данном секторе осуществлялись по свободным (нерегулируемым) ценам, определенным по итогам централизованного аукциона. Централизованный аукцион проводился Администратором торговой системы в форме конкурентного отбора ценовых заявок на покупку/поставку электроэнергии, поданных участниками сектора свободной торговли оптового рынка. По результатам проводимого аукциона определялись рыночные цены на электроэнергию в отношении каждого часа следующих суток и соответствующие плановые объемы производства и потребления электроэнергии в ССТ, а также в регулируемом секторе оптового рынка.
    Участие покупателей электроэнергии в централизованном аукционе являлось добровольным: в случае если покупатель не осуществил покупку электроэнергии на аукционе, он покупал недостающий плановый объем электроэнергии в регулируемом секторе. В результате покупатель не был заинтересован подавать на аукцион ценовую заявку с ценой, превышающей цену, установленную ФСТ для данного покупателя. Это приводило к тому, что покупатели с низкой ценой покупки в регулируемом секторе покупали практически весь свой плановый объем потребления именно в этом секторе, ухудшая финансовый баланс регулируемого сектора оптового рынка. В секторе свободной торговли следствием добровольного участия покупателей являлась низкая внутрисуточная волатильность цен на электроэнергию: так как цены в ССТ, как правило, складывались на уровне цен в ценовых заявках покупателей электроэнергии, которые были естественным образом ограничены определенными ФСТ ценами для этих покупателей, рыночная цена на электроэнергию в пиковые часы суток (когда загруженными оказывались самые дорогие электростанции) несущественно отличалась от рыночной цены на электроэнергию в часы минимума потребления в энергосистеме. Такой внутрисуточный профиль цены не способствовал формированию на оптовом рынке ценовых сигналов, достаточных для привлечения инвестиций в строительство маневренных генерирующих мощностей, используемых для покрытия пиков потребления электроэнергии.
    В режиме реального времени возникали отклонения фактических объемов производства и потребления от соответствующих плановых значений вследствие неточно указанного участниками оптового рынка прогноза потребления электроэнергии, изменений объемов производства электроэнергии, параметров сети, внешних перетоков электроэнергии и пр. В целях балансирования энергосистемы Системный оператор осуществляет управление режимами производства электроэнергии на объектах генерации исходя из принципа минимизации стоимости отклонений. Стоимость отклонений фактических объемов производства и потребления от плановых значений определялась на балансирующем рынке, правила которого экономически стимулировали более точное планирование потребления покупателями электроэнергии и выполнение электростанциями команд Системного оператора. Цены, используемые при расчете стоимости отклонений для участника оптового рынка, определялись на основе рыночных цен на электроэнергию, а также установленных ФСТ в отношении данного участника тарифов/ цен, вследствие чего стоимости идентичных отклонений покупателей электроэнергии с различными установленными ФСТ ценами могли отличаться.
    Оплата мощности поставщиков в модели "5-15" осуществлялась по регулируемым тарифам, утвержденным ФСТ. Средства, получаемые поставщиками за поставку мощности на оптовый рынок, являлись, как правило, недостаточными для проведения необходимой модернизации генерирующих мощностей и привлечения инвестиций в строительство новых объектов генерации.
    Таким образом, оптовый рынок электроэнергии (мощности) переходного периода в модели "5-15" характеризовался отрицательным финансовым балансом регулируемого сектора, отсутствием экономически эффективного планирования производства электроэнергии, зависимостью рыночных цен на электроэнергию в секторе свободной торговли от регулируемых цен, установленных ФСТ для покупателей, а также недостаточным объемом средств, получаемых поставщиками за поставку мощности, для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей электрической энергии.
    Сравним основные положения модели "5-15" с принципами функционирования НОРЭМ. Сектор свободной торговли модели "5-15" был трансформирован в рынок "на сутки вперед" (РСВ) НОРЭМ. Плановые объемы потребления и производства электроэнергии в РСВ определяются по итогам конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков на покупку/поставку электроэнергии. В результате обеспечивается оптимальная плановая загрузка электростанций: в первую очередь загружают электростанции с низкой себестоимостью производства электроэнергии с учетом сетевых и иных технологических ограничений. Таким образом, конкурентный отбор ценовых заявок в РСВ обеспечивает удовлетворение спроса на электроэнергию наиболее экономически эффективным способом. При этом покупатели не имеют возможности купить дополнительные плановые объемы электроэнергии по установленным ФСТ ценам. В итоге свободные рыночные цены на электроэнергию в РСВ, определяемые на основе полных плановых объемов производства и потребления электроэнергии, корректно отражают себестоимость производства электроэнергии в данный час суток, формируют ценовые сигналы для привлечения инвестиций в строительство маневренных генерирующих мощностей, создают условия для развития эффективных конкурентных рыночных отношений в электроэнергетике.
    В целях предотвращения возможности манипулирования рыночными ценами участниками оптового рынка в НОРЭМ предусмотрен ряд мер антимонопольного регулирования. Например, в случае если поставщик подал в РСВ ценовую заявку на поставку электроэнергии по цене, существенно отличающейся от цены, отражающей его реальные экономически обоснованные затраты на производство, то оплата мощности такого поставщика оптового рынка будет снижена.
    Регулируемый сектор модели "5-15" трансформируется в систему регулируемых договоров (РД). В НОРЭМ каждый участник получает набор РД на покупку/поставку объемов электроэнергии, соответствующих установленным ФСТ прогнозным значениям объемов потребления/производства для данного участника. Набор РД для покупателя формируется таким образом, чтобы цена на покупку электроэнергии и мощности по этим договорам соответствовала цене, установленной ФСТ для этого покупателя. Цены на электроэнергию и мощность, поставляемые поставщиком на оптовый рынок по регулируемым договорам, равны соответствующим тарифам, утвержденным ФСТ для этого поставщика. Основной особенностью данной модификации регулируемого сектора является то, что РД на поставку электроэнергии являются финансово обязывающими и реализуются через РСВ: если плановый объем производства поставщика, определенный по результатам конкурентного отбора в РСВ, ниже объемов поставки по РД, то данный поставщик обязан докупить недостающий объем электроэнергии у других поставщиков по рыночной цене, сложившейся в РСВ. Данное правило исполнения поставщиками своих обязательств по регулируемым договорам усиливает конкуренцию между производителями электроэнергии и обеспечивает экономически эффективное планирование режимов производства электроэнергии в РСВ: поставщик с высокой себестоимостью производства электроэнергии будет вынужден докупать электроэнергию по рыночным ценам в РСВ, а его объем поставки по регулируемому договору будет включен в плановый объем производства других, более эффективных, производителей электроэнергии. Для покупателей правила аналогичны: избыточные объемы электроэнергии, купленные по РД, продаются по рыночным ценам в РСВ. В итоге устраняется причина возникновения финансового небаланса регулируемого сектора.
    Наряду с регулируемым механизмом оплаты мощности поставщиков в НОРЭМ вводятся конкурентный рынок мощности со свободным ценообразованием и рынок системных услуг.
    По мере дальнейшей либерализации оптового рынка электроэнергии и мощности, доли электроэнергии и мощности, поставляемые на оптовый рынок по регулируемым ценам (тарифам), будут сокращаться. В 2007 г. по регулируемым договорам на оптовый рынок будет поставляться 90-95 % объемов электроэнергии, определенных ФСТ в прогнозном балансе на указанный год, с учетом включения в регулируемые договоры всех объемов потребления населением.
    Стоимость отклонений фактических объемов потребления и производства электроэнергии от соответствующих плановых значений определяется на балансирующем рынке. В НОРЭМ стоимость отклонений по потреблению электроэнергии покупателями - участниками оптового рынка определяется на основе рыночных цен на электроэнергию без использования цен, установленных ФСТ для покупателей.
    Таким образом, в новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности) устраняются причины возникновения финансового небаланса регулируемого сектора модели "5-15" оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, осуществляется экономически оптимальное планирование производства электроэнергии, определяются рыночные цены на электроэнергию и мощность, отражающие реальную стоимость производства/ поставки и реальную ценность потребления электроэнергии (мощности), а также формирующие адекватные ценовые сигналы для привлечения инвестиций в модернизацию, реконструкцию и строительство генерирующих мощностей.

    Владислав Сурменко
    модератор Портала энерготрейдера
    Уважаемые друзья!
    Разрешите от лица Портала энерготрейдера поздравить Вас с третьей годовщиной запуска оптового рынка электроэнергии на территории Российской Федерации!
    Так сложилось, что 1 ноября 2004 г. большинство участников Портала энерготрейдера выступили с предложением отмечать день запуска оптового рынка электроэнергии как День энерготрейдера. И уже третий год подряд 1 ноября мы, следуя неофициальной традиции, поздравляем друг друга с тем, что все мы связаны не просто узами электроэнергетики, а причастны к появлению совершенно новой и интересной профессии - энерготрейдер.
    Пройдет несколько лет, и наравне с праздником День энергетика (22 декабря) в календарях появится новая дата - День энерготрейдера (1 ноября) - день запуска оптового рынка электроэнергии.
    Еще раз от всей души - С ПРАЗДНИКОМ!!!