Правовые проблемы реформирования электроэнергетической отрасли

 

Авторы

Баев Сергей, Старший юрист ООО "Юридическая фирма "Линия права""

Иванюк Евгения, Младший юрист ООО "Юридическая фирма "Линия права""

 

    Как известно, в настоящее время процесс реформирования электроэнергетической отрасли выходит на новый этап, успешность завершения которого будет означать эффективность реформы в целом.
    Фактически старт процессу реформирования электроэнергетики был дан в 2003 г. принятием основополагающих законодательных актов, регламентирующих функционирование отрасли в новых условиях, и запуском "пилотных" проектов - реформированием ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго" и ОАО "Тулэнерго". В 2002 г. была учреждена компания - Системный оператор, к которой перешли сначала функции, а затем и необходимая инфраструктура для целей оперативно-диспетчерского управления отраслью. В том же году была создана федеральная сетевая компания, учреждение которой дало толчок формированию в рамках одного юридического лица совокупности магистральных сетей по передаче электроэнергии. В 2005 г. процесс реформирования шел в двух направлениях: реорганизовывались в форме выделения АО-энерго и формировались генерирующие компании (ОГК/ТГК).
    Начиная со второй половины 2006 г. процесс реформирования вышел на финишную прямую и затронул самым непосредственным образом головную холдинговую структуру российской электроэнергетической отрасли - РАО "ЕЭС России". На данном этапе предполагается проведение ряда мероприятий по реорганизации холдинга с выделением своего рода субхолдингов, которые будут владеть акциями генерирующих компаний, с последующим присоединением субхолдингов к своим дочерним обществам.
    Таким образом, одним из основных и определяющих механизмов реализации реформы с самого начала ее осуществления выступают реорганизационные процедуры. Причем, особенностью данных процедур является необходимость последовательного проведения не одного реорганизационного мероприятия, а сразу двух (выделения и присоединения), что влечет за собой возникновение определенных сложностей в рамках процесса реформирования и затягивает его сроки. В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на особенностях проведения реорганизационных процедур в рамках нового этапа реформирования электроэнергетики и рассказать о сложностях и проблемах правового характера, которые возникают на данной стадии.
    Реорганизация компаний
    электроэнергетики:
    общее и частное.
    Правила реорганизации
    Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), устанавливающий основы правового регулирования деятельности юридических лиц, предусматривает закрытый перечень реорганизационных процедур, таких как: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Закон "Об акционерных обществах" конкретизирует положения ГК РФ и определяет процедурные аспекты реорганизации акционерных обществ. Поскольку практически все предприятия электроэнергетического комплекса созданы в форме акционерных обществ, реализация запланированного реформирования должна была осуществляться на основании закона "Об акционерных обществах".
    По общему правилу решение о реорганизации, проводимой в любой форме, принимается общим собранием акционеров, по представлению совета директоров - большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров. Однако с принятием федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике" № 36-ФЗ от 26 марта 2003 г. (далее - Переходный закон) для предприятий электроэнергетики фактически были введены особый порядок и условия осуществления реорганизации, отличающиеся от предусмотренных ГК РФ и законом "Об акционерных обществах". Указанным Переходным законом установлено, что начиная с 1 января 2005 г. для принятия решения о реорганизации обществ электроэнергетики достаточно одобрения не квалифицированного, а простого большинства акционеров. При этом реорганизация в форме выделения предусматривала только один способ размещения акций выделяемого общества - пропорциональное распределение акций среди акционеров реорганизуемого общества.
    Введение особого порядка реорганизации компаний электроэнергетического комплекса было необходимым шагом в целях реформирования электроэнергетики. Именно таким образом РАО "ЕЭС России", участие которого практически во всех энергетических компаниях превышает 50%, фактически одним своим голосом обеспечивало принятие решений о реорганизации и их исполнение. В противном случае реализация реформы была бы существенно затруднена, поскольку существовала вероятность неодобрения решений о реорганизации миноритарными акционерами.
    Так, первый этап реформирования электроэнергетики был ознаменован принятием Переходного закона, урегулировавшего особый порядок реорганизационных процедур компаний электроэнергетической отрасли и тем самым минимизировавшего возможные сложности их реализации. На данном этапе реформирование электроэнергетики будет осуществляться несколько иным путем, что связано с существенными изменениями акционерного законодательства.

    Последние изменения
    в акционерном законодательстве и их влияние на реорганизацию компаний электроэнергетики
    В августе 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон "Об акционерных обществах"1, в том числе затрагивающие и вопросы реорганизации акционерных обществ. Указанными изменениями введена возможность осуществления разделения (выделения) акционерного общества с последующим слиянием (присоединением). С учетом планируемых мероприятий по реформированию РАО "ЕЭС России" такое нововведение существенно упрощает реализацию завершающей стадии реформирования.
    До введения рассматриваемых изменений подобные реорганизационные мероприятия происходило в несколько этапов. В первую очередь осуществлялось выделение компании, для одобрения которого необходимо было созвать общее собрание акционеров реорганизуемого общества, зарегистрировать создание новой компании и провести эмиссию ценных бумаг. Далее принимались и одобрялись общими собраниями акционеров решения о присоединении новой компании, заключался договор о присоединении (слиянии), проводилась дополнительная эмиссия ценных бумаг компании, к которой осуществлялось присоединение, регистрировались изменения в учредительные документы. Такая схема требовала существенных временных и материальных затрат. При этом общество, создаваемое в результате разделения (выделения), фактически подлежит ликвидации сразу после регистрации выпуска акций такого общества.
    В настоящее время введение новой формы реорганизации - реорганизация в форме разделения (выделения) с последующим слиянием (присоединением) - позволит существенно сократить упомянутые издержки. Прежде всего, новая форма реорганизации предусматривает возможность принятия единого решения общего собрания акционеров о разделении (выделении) и последующем слиянии (присоединении). Эмиссия ценных бумаг общества, создаваемого в процессе разделения (выделения) (далее также - Переходное общество), будет осуществляться без фактической регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска. Государственный регистрационный или идентификационный номер таким бумагам будет присваиваться одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых при последующем слиянии (присоединении). В Единый государственный реестр юридических лиц одновременно будет вноситься запись о создании Переходного общества и ликвидации такого общества в результате слияния (присоединения). При этом разделительный баланс, определяющий Переходное общество в качестве правопреемника реорганизуемого общества, одновременно выступает передаточным актом, по которому права и обязанности общества переходят к обществу, к которому осуществляется присоединение (слияние).
    Таким образом, новая форма реорганизации направлена на сокращение количества принимаемых корпоративных решений и объема документов, которые требуют регистрации в органах государственной власти. Отдельно необходимо отметить, что решения общего собрания акционеров о реорганизации в форме разделения (выделения) с последующим слиянием (присоединением) в отношении обществ электроэнергетического комплекса будут приниматься простым большинством голосов в соответствии с Переходным законом, что, как уже было указано выше, позволит РАО "ЕЭС России" гарантировать принятие подобных решений.
    Одновременно с определенными преимуществами введения новой формы реорганизации возникают некоторые спорные правовые вопросы ее проведения. ГК РФ, как уже было указано выше, предусматривает закрытый перечень реорганизационных процедур, в то время как рассматриваемые изменения в законе "Об акционерных обществах" фактически вводят новую форму реорганизации, сочетающую в себе характерные черты как разделения (выделения), так и слияния (присоединения). В этой связи видится не совсем ясным, соотносится ли подобное нововведение с ГК РФ.
    Согласно ГК РФ правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются как в соответствии с ГК РФ, так и в соответствии с законом "Об акционерных обществах". Также Кодекс предусматривает, что основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества могут определяться другими законами (п. 1 ст. 104 ГК РФ). С одной стороны, принятые изменения в законе "Об акционерных обществах", касающиеся реорганизации в форме разделения (выделения) с последующим слиянием (присоединением), существенно расширяют формы реорганизации акционерных обществ по сравнению с формами реорганизации, предусмотренными ГК РФ. С другой стороны, ГК РФ обладает существенно большей юридической силой, чем закон "Об акционерных обществах", и подобные нововведения могут быть признаны противоречащими Гражданскому кодексу, который устанавливает виды реорганизации, а законы лишь конкретизируют процедуру их проведения. Поскольку на настоящий момент какая-либо судебная практика по данному вопросу отсутствует, затруднительно сделать выводы относительно позиции судов по отношению к рассматриваемым изменениям в законе "Об акционерных обществах" с точки зрения их противоречия ГК РФ.
    Отдельное внимание хотелось бы обратить на проблему правопреемства при реализации новой формы реорганизации. Переходное общество, как уже было указано выше, выступает правопреемником реорганизуемого в форме выделения (разделения) общества по разделительному балансу, одновременно служащему передаточным актом имущественных прав и обязанностей обществу, к которому осуществляется присоединение (слияние). Представляется, что такой порядок правопреемства некоторым образом не увязывается с общими принципами гражданского законодательства. Дело в том, что запись о регистрации Переходного общества вносится одновременно с записью о его ликвидации, т. е. фактически Переходное общество не будет выступать правоспособным субъектом гражданско-правового оборота. Таким образом, видится не совсем ясным, как Переходное общество вправе принимать на себя права и обязанности реорганизуемого в форме выделения (разделения) общества.
    Следующей правовой проблемой, возникшей в связи с внесением изменений в закон "Об акционерных обществах", выступает процедура эмиссии ценных бумаг в процессе реорганизации в форме разделения (выделения) с последующим слиянием (присоединением). Основополагающим документом в данной сфере являются Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг2 (далее - Стандарты эмиссии).
    До вступления в силу рассматриваемых изменений эмиссия ценных бумаг при реализации подобных схем осуществлялась следующим образом. После государственной регистрации акционерных обществ в форме разделения (выделения) созданные общества регистрировали в уполномоченных органах выпуск ценных бумаг и отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Далее принималось решение о присоединении и, соответственно, регистрировался выпуск ценных бумаг общества, к которому осуществлялось присоединение (соединение), размещаемых путем конвертации акций обществ, созданных в результате разделения (выделения), во вновь выпущенные акции.
    В настоящее время Стандарты эмиссии не устанавливают особого порядка эмиссии ценных бумаг в случае осуществления реорганизации в форме разделения (выделения) с последующим слиянием (присоединением). Новая форма реорганизации фактически предполагает осуществление конвертации акций промежуточного общества, выпуск которых не регистрируется ФСФР РФ, в акции общества, к которому осуществляется присоединение (слияние). При этом рассматриваемые изменения не определяют, каким образом будет приниматься решение о выпуске акций Переходного общества, о конвертации таких ценных бумаг, определяться коэффициент конвертации фактически не выпущенных ценных бумаг. В настоящее время планируется внесение изменений в Стандарты эмиссии в целях урегулирования данных пробелов.
    Можно предположить, что решение о выпуске акций промежуточного общества будет приниматься органами управления общества, к которому осуществляется присоединение (слияние), одновременно с решением о выпуске (дополнительном выпуске) акций общества, к которому осуществляется присоединение (слияние). Такие решения будут приниматься на основании решений о реорганизации в форме разделения (выделения), договора о присоединении (слиянии), решения о реорганизации в форме присоединения (слияния).
    До принятия изменений в Стандарты эмиссии видится не совсем ясным, каким образом будет осуществляться эмиссия ценных бумаг, сопряженная с реорганизацией акционерных обществ в новой форме, и соответственно вся процедура реорганизации в целом.
    Очередная правовая коллизия возникает в связи с установленным законодательством требованием о государственной регистрации создаваемых юридических лиц. Как уже было указано выше, закон "Об акционерных обществах" в новой редакции предусматривает, что запись о регистрации юридического лица, создаваемого в результате разделения (выделения), вносится в Единый государственный реестр юридических лиц одновременно с записью о ликвидации. Какие-либо изменения в законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с рассматриваемыми изменениями акционерного законодательства не вносились. Закон о государственной регистрации в свою очередь предусматривает четкий перечень документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица в порядке реорганизации. В указанный перечень включаются в частности учредительные документы создаваемого лица. Изменениями в законе "Об акционерных обществах" не устанавливается порядок созыва общего собрания акционеров и утверждения устава Переходного общества, что видится еще одним правовым пробелом в регулировании новой формы реорганизации.
    Указанные правовые проблемы носят достаточно общий характер, поскольку на данный момент отсутствует какая-либо судебная практика, позволяющая четко определить круг практических проблем, возникающих в связи с принятыми относительно недавно изменениями, к тому же проведение реорганизационных процедур занимает определенное время. В связи с этим более четкую правовую оценку проблем, возникающих в процессе осуществления реорганизации в форме разделения (выделения) с последующим присоединением (слиянием), можно будет дать уже после или в процессе практической реализации нескольких подобных реорганизационных процедур.

    Краткие выводы
    При рассмотрении особенностей реорганизации в форме разделения (выделения) с последующим присоединением (слиянием) выявились определенные правовые проблемы и коллизии, возникающие в законодательном регулировании данного вопроса. Представляется, что такие неточности законодательного регулирования не должны помешать реализации новых реорганизационных процедур. При этом введение новой формы реорганизации, выгодной именно в целях реформирования компаний электроэнергетической отрасли и значительно упрощающей реализацию запланированных реорганизационных процедур РАО "ЕЭС России", оказало существенное влияние на правовое регулирование деятельности акционерных обществ в целом.