Технологии успеха

 

Автор

Небера Алексей, Директор департамента автоматизированных систем управления генерацией электроэнергии компании "Энсис Технологии"

 

    Интервью с директором департамента автоматизированных систем управления генерацией электроэнергии компании "Энсис Технологии" Алексеем Неберой

    ЭР: Алексей Анатольевич, как Вы оцениваете состояние рынка АСКУЭ сегодня? Какие в нем происходят изменения?

    А. Н.: В период реформирования электроэнергетической отрасли тема АСКУЭ остается одной из наиболее популярных среди участников рынка. Создание автоматизированных систем обусловлено в первую очередь необходимостью повышения точности, достоверности и полноты измерений, а также оперативности получения информации субъектами отрасли.
    В рамках существующего в настоящее время рынка электроэнергии могут быть условно выделены три вида задач по учету электроэнергии: коммерческий учет на оптовом рынке, коммерческий учет на розничном рынке и технический учет. По мере решения задач организации коммерческого учета для субъектов оптового рынка, все более актуальными становятся вопросы обеспечения учета электроэнергии на розничном рынке, где установка АСКУЭ позволяет как создавать условия для сокращения потерь электроэнергии сетевыми компаниями, так и обеспечивать возможность перехода предприятий на более выгодные, в ряде случаев дифференцированные по времени суток тарифы.

    ЭР: Расскажите, что входит в компетенцию возглавляемого Вами департамента? Каковы его основные задачи?

    А. Н.: Несмотря на то, что рынок АСКУЭ все еще достаточно велик, около года назад мы приняли решение о создании нового департамента для развития ряда новых направлений. Создание департамента автоматизированных систем управления генерацией электроэнергии, как следует из его названия, изначально планировалось для решения задач технологического управления электростанциями и генерирующими компаниями в целом, в том числе путем внедрения систем класса GMS (Generation Management Systems). Однако так сложилось, что в настоящее время спектр задач, решаемых департаментом, гораздо шире. К их числу могут быть отнесены задачи создания систем расчета полезного отпуска и потерь электроэнергии для сбытовых и распределительных сетевых компаний, систем телемеханики для генерирующих, сетевых, крупных промышленных и инфраструктурных компаний, системы мониторинга и оценки состояния электрооборудования и некоторые другие задачи.
    Так, в рамках создания систем обмена технологической информацией с Системным оператором наша компания в настоящее время выполняет напряженный проект модернизации систем телемеханики для трех ГРЭС из состава ОАО "ОГК-4". С учетом существующего состояния основных фондов предприятий электроэнергетики одним из актуальных направлений является реализация современных систем планирования ремонтов, в том числе использующих современную методологию RCM (Reliability Centered Maintenance), обеспечивающую более гибкий подход по сравнению с жестко регламентированными сейчас в электроэнергетике планово-предупредительными ремонтами. Следует отметить также, что, в отличие от других компаний, внедряющих системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) скорее как изолированные системы уровня ERP, Ensys Technologies особое внимание уделяет актуальности используемых данных и рассматривает внедрение систем ТОиР в комплексе с системами on-line-мониторинга состояния оборудования.
    Следующий комплекс задач, которому мы уделяем все большее внимание - внедрение и модернизация АСУТП подстанций и электрической части станций.

    ЭР: Какие дополнительные услуги, помимо инжиниринговых, может предложить своим клиентам Ensys Technologies?

    А. Н.: Действительно, Ensys Technologies позиционирует себя не только как системный интегратор, но и предлагает услуги энергетического и ИТ-консалтинга в области автоматизированных систем технологического управления. Так, в партнерстве с компанией TopS BI нами были разработаны концепции создания и интеграции информационных систем для РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС", а также внедрено программное обеспечение Сервера коммерческого учета в Подольском отделении ОАО "Мосэнергосбыт" (о последнем Вы могли услышать недавно по телевидению или прочитать в газетах в связи с презентацией данного решения и одобрением его в качестве перспективного руководством РАО "ЕЭС России").
    Очень интересный опыт был также получен нами в этом году при выполнении преимущественно консалтинговых работ в рамках создания автоматизированной системы технического учета электроэнергии с элементами управления электрохозяйством предприятий ОАО "АК "Транснефть"". В этом масштабном проекте нами были разработаны Общее техническое задание и Общесистемные решения, включая решения по информационно-математическому обеспечению, а также выполнены работы по авторскому надзору, в совокупности обеспечившие единство проектных решений, разрабатываемых широким кругом привлеченных организаций.
    Умение разобраться в особенностях бизнеса клиента обеспечивает достижение желаемого результата. Успех компании во многом будет зависеть от того, насколько индивидуализировано решение, предлагаемое заказчику, а также насколько полно и комплексно она сможет решить поставленную перед ней задачу.

    ЭР: С какими проблемами сталкиваются компании, оказывающие услуги в области информационно-управляющих систем?

    А. Н.: На мой взгляд, одной из самых острых проблем, стоящих сегодня перед компаниями-интеграторами, является дефицит квалифицированных кадров. Опыт работы в рыночных условиях показывает, что конкурентное преимущество компаний на рынке, наряду с состоянием технического и финансового ресурсов, определяется человеческим фактором. Ensys Technologies уделяет серьезное внимание вопросам развития и совершенствования персонала. Повышение квалификации сотрудников - одна из основных задач менеджмента компании, успешное решение которой не только повышает уровень работы самого предприятия, но и оказывает благоприятное воздействие на укрепление отношений внутри команды. Другими словами, успех компании, прежде всего, обеспечен работой высокопрофессиональной и творческой команды единомышленников. В качестве инструментов для решения этой задачи мы используем, в частности, обучение сотрудников на курсах ведущих мировых компаний поставщиков оборудования и программного обеспечения, таких как ABB, Areva, Wonderware. Интересные возможности для профессионального развития представляет также членство в таких известных международных организациях, как IEEE, ISA и др.
    Кроме того, немаловажной проблемой в условиях реформирования электроэнергетики является происходящее изменение нормативной базы, что требует к себе повышенного внимания для обеспечения соответствия принимаемых решений текущим нормативным требованиям. Другой стороной проблемы при этом является наличие, на мой взгляд, устаревших правил и норм, в частности, препятствующих переходу электростанций и сетевых компаний к управлению ремонтами по состоянию оборудования и др.

    ЭР: Какова динамика цен на услуги в области информационно-управляющих систем?

    А. Н.: В настоящее время наблюдается постепенный рост стоимости подобных услуг в сторону общемировых показателей. Однако существуют также колебания цены, обусловленные деятельностью самой организации. Например, наша компания может принять решение о снижении цен в рамках отдельного проекта, если он является перспективным и в дальнейшем приведет, например, к увеличению доли компании на рынке. Но главным, с точки зрения Ensys Technologies, является повышение качества предоставляемых услуг, уровень которых в будущем должен достигнуть общемировых стандартов.