Концептуальные основы экономического управления надежностью в электроэнергетике в условиях рынка

 

Авторы

Эдельман Валерий, Исполнительный директор ОАО "НИИЭЭ", докт. экон. наук, профессор

Фраер Илья, Старший научный сотрудник ОАО "НИИЭЭ", канд. техн. наук

 

    Реформирование электроэнергетического комплекса Российской Федерации, запуск конкурентного рынка электроэнергии, формирование новой системы отношений как непосредственно между предприятиями электроэнергетики, так и между предприятиями и потребителями электрической энергии выдвигают в число важнейших проблем обеспечение надежного электроснабжения экономики и населения страны. В условиях происходящих рыночных преобразований механизмы административного управления надежностью и отраслевого технического регламентирования ее в энергетике должны в значительной мере уступить место экономическим методам и механизмам управления, разработка которых является насущной и неотложной задачей текущего момента.
    В настоящей статье предпринята попытка сформулировать основные направления формирования системы экономического управления надежностью в электроэнергетике в новых условиях. Авторами показаны определенные сложности решения данной проблемы на современном переходном этапе реформирования отрасли. При этом не рассматриваются пути и методы практической реализации системы экономического управления надежностью, так как этот вопрос требует отдельного рассмотрения, выходящего за рамки данной статьи.
    Проблема управления надежностью в электроэнергетике связана с рядом факторов, обусловливающих сложность ее решения. Существовавшая ранее вертикально интегрированная структура отрасли позволяла решать проблему надежности электроснабжения в целом по отрасли на основе полного возмещения потребителями электрической энергии через тарифы всех расходов энергоснабжающей организации, в том числе направленных на обеспечение необходимой надежности электроснабжения без специальной платы за нее. Кроме этого, поддержанию необходимого уровня надежности функционирования отрасли способствовала дотационная политика государства, которая обеспечивала в тот период сохранение на достаточном уровне резерва генерирующих мощностей и пропускной способности электрических сетей ЕЭС.
    В настоящее время в России завершается разделение вертикально интегрированной структуры электроэнергетики по видам деятельности на множество хозяйствующих субъектов энергетического рынка, представляющих собой технологические звенья электроэнергетики.
    Преобразование организационно-хозяйственной структуры функционирования отрасли, на первый взгляд, не предполагает каких-либо существенных изменений в технологии ее функционирования. Остаются те же технологические объекты электроэнергетики, сохраняются их физические и электрические связи, их взаимодействие и взаимовлияние. Казалось бы, происходящие изменения не должны влиять на уровень надежности системы электроснабжения, поскольку технологическая надежность функционирования каждого субъекта, участвующего в этой системе, остается как бы неизменной. На деле же это не так.
    В результате такого преобразования исчезает единый субъект, на которого законодательством была возложена ответственность перед потребителем за возможные отказы нормального электроснабжения и снижение качества электроэнергии. Экономический интерес в поддержании работоспособности собственного оборудования у созданных хозяйствующих субъектов ограничивается лишь коммерческой успешностью их участия на рынке электроэнергии, что на ограниченном интервале времени зачастую достигается путем минимизации издержек на эксплуатацию и инвестирование, снижения уровня резервирования генерирующих и электросетевых мощностей и повышения уровня их загрузки. Кроме того, по мнению зарубежных аналитиков1, в долгосрочной перспективе реформирование отрасли, направленное на развитие конкуренции, фундаментальным образом меняет сущность и объем использования передающих электрических сетей. Относительно предсказуемые до реформы параметры сети в результате преобразований становятся во многих случаях менее прогнозируемыми и характеризуются большей изменчивостью потоков мощности, значительным увеличением объемов передаваемой электроэнергии, отражающим расширение межрегиональной торговли и локальный рост спроса на электроэнергию. Такая точка зрения в значительной степени подтверждается фактическими данными зарубежного опыта2, которые указывают на появление существенных негативных последствий развития конкурентного рынка электроэнергии, выражающихся, в частности, в отрицательной динамике уровня резервирования как генерирующих мощностей, так и передающих электрических сетей и ухудшении в целом системной надежности и надежности электроснабжения потребителей в Норвегии, Швеции, Англии и ряде штатов США.
    Успешная совместная деятельность большого количества самостоятельных субъектов электроэнергетики в составе единой энергосистемы может быть обеспечена лишь на основе соблюдения ими свода единых требований, предъявляемых к этой деятельности и определяемых федеральными законами, нормативными и правовыми актами Правительства РФ, различными ведомственными правилами и регламентами. Поскольку сегодня мы находимся на переходном этапе формирования конкурентного рынка, то вполне естественно, что такого свода требований в окончательном виде еще не существует. Сейчас осуществляется формирование рынка с поэтапной корректировкой по мере продвижения к целевой модели.
    Кроме указанного свода единых требований для непосредственного взаимодействия звеньев электроэнергетики в объеме, необходимом для реализации технологии рынка и системы электроснабжения потребителей, по мнению автора, потребуется разработка новой системы договорных отношений, которая позволит конкретизировать регламенты соответствующей нормативно-правовой базы либо дополнить ее некоторыми специфическими требованиями, приемлемыми для сторон.
    В новых условиях решение задачи распределения ответственности субъектов за поддержание и обеспечение экономически оправданного уровня технологической и организационной надежности электроснабжения потребителей должно осуществляться с учетом ряда требований, предъявляемых к определению уровня надежности электроснабжения потребителя, к договорной документации в части ответственности за надежность функционирования и к организации процедуры возмещения ущерба, причиненного потребителю.
    Уровень надежности электроснабжения конечного усредненного потребителя (далее - потребителя) или узла нагрузки в целом должен соответствовать приемлемому для потребителя экономически обоснованному уровню, предварительно устанавливаемому в количественном выражении посредством либо единого показателя, либо некоторого ряда показателей надежности.
    Определение уровня надежности системы электроснабжения должно осуществляться на основе выявленных и принятых в качестве стандартных возможных конфигураций прямых технологических цепочек системы электроснабжения потребителя, включающих субъектов рынка, обеспечивающих функционирование данных цепочек, например ГК-ФСК-ПО3, ГК-РСК-ФСК-ПО, ГК-ФСК-РСК-ПО или ГК-ФСК-РСК-ПР4, ГК-РСК-ФСК-РСК-ПР, ОЭС-РСК-ПР, ОЭС-ФСК-РСК-ПР и т. д.
    В каждом звене цепочки должны быть выявлены факторы, влияющие на уровень технологической надежности функционирования данного звена, показана возможность количественной оценки этого уровня на основе выбранных для потребителя показателей (единого показателя) надежности электроснабжения и определен диапазон возможного регулирования значений этих показателей в рассматриваемом звене. Одновременно выявляются внешние факторы влияния инфраструктурных субъектов рынка АТС, ЦФР, СО и ЭСК (ГП), которые, воздействуя на технологическую деятельность соответствующих звеньев цепи электроснабжения потребителя в качестве организующих либо управляющих сигналов, одновременно оказывают организационное влияние на уровень технологической надежности функционирования каждого звена. Для такого рода факторов также определяется возможность регулирования степени воздействия указанных сигналов на уровень технологической надежности функционирования каждого звена, и при наличии подобной возможности устанавливается диапазон изменения такого воздействия.
    И наконец, для каждого технологического звена должна обеспечиваться возможность результирующей количественной оценки надежности функционирования с учетом влияния на него как собственных технологических факторов, так и внешних воздействующих сигналов, а также возможность определения диапазона изменения результирующего уровня этой надежности. Итоговая количественная оценка значений показателей организационно-технологической надежности функционирования всей цепи электроснабжения потребителя, а также соответствующих диапазонов их изменения должна производиться на основе данных о значениях показателей организационно-технологической надежности функционирования каждого технологического звена этой цепи.
    Необходимый для потребителя уровень организационно-технологической надежности электроснабжения должен находиться в пределах установленного диапазона изменения результирующего уровня организационно-технологической надежности функционирования всей цепи электроснабжения данного потребителя. Вместе с тем, по мнению автора, потребителю электрической энергии должна предоставляться контрагентами его договоров на оптовом и розничном рынках организационно-техническая возможность индивидуального экономического регулирования уровня надежности электроснабжения относительно общего установленного для данного узла нагрузки уровня организационно-технологической надежности. В роли таких контрагентов на оптовом рынке могут выступать СО и ФСК, а на розничном рынке - РДУ (филиал СО), РСК и ЭСК (ГП).
    Суть механизма индивидуального экономического регулирования уровня надежности электроснабжения потребителя должна сводиться к предоставлению последнему права на получение желательного для него уровня надежности электроснабжения. Такое право должно реализовываться на определенных экономических условиях, как в сторону повышения - с соответствующей оплатой потребителем дополнительной системной услуги, так и в сторону снижения - с предоставлением соответствующей платы потребителю за оказание им такой услуги системе. При этом в отдельных случаях повышение уровня надежности может достигаться посредством ввода дополнительных генерирующих или электросетевых мощностей, осуществляемого за счет средств потребителя.
    Существенная роль в поддержании требуемого уровня надежности электроснабжения потребителя должна отводиться договорной документации. Для всех взаимодействующих на рынке электроэнергии субъектов, связанных договорными отношениями, выявляются действия либо функции, непосредственно влияющие на уровень надежности функционирования обслуживаемых ими технологических объектов. Данные действия либо функции включаются в состав договорных отношений сторон в виде взаимных (в отдельных случаях - односторонних) обязательств по их соблюдению и укреплению. Указанные обязательства устанавливаются по всем аспектам деятельности сторон, касающимся обеспечения надежности электроснабжения и качества электроэнергии. В этих же договорах фиксируются требования к имущественной ответственности сторон за конкретные нарушения нормального функционирования объектов электроэнергетики, ошибочные действия персонала, сбои в работе технических средств и прочие дефекты в деятельности сторон, приводящие к системным отказам или отказам электроснабжения потребителей.
    В настоящее время работа рынка электроэнергии обеспечивается взаимодействием субъектов, осуществляющих коммерческие и инфраструктурные функции. Основная коммерческая деятельность на рынке реализуется между производителями и потребителями электрической энергии, причем в качестве первых выступают генерирующие компании (ГК) - участники оптового рынка, а в качестве вторых - потребители оптового и розничного рынков электроэнергии. Указанные субъекты, осуществляя коммерческую деятельность, одновременно являются начальным и конечным звеньями в технологической цепи электроснабжения.
    Основными инфраструктурными субъектами рынка, координирующими на нем коммерческую деятельность, являются АТС и ЦФР, а технологическую - СО, ФСК и РСК. Важную организующую и одновременно коммерческую деятельность на рынке осуществляют ЭСК (ГП), обеспечивающие потребителям розничного рынка возможность покупки электроэнергии с оптового рынка.
    Анализ хозяйственных взаимоотношений субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии показывает, что независимо от их технологической либо территориальной удаленности или разобщенности, различия конечных целей, задач и функций, деятельность всех субъектов взаимосвязана с решением единой задачи - обеспечения потребителя электрической энергией, которая реализуется на едином рыночном пространстве и по единой рыночной технологии. Их четкое взаимодействие в столь сложном механизме функционирования рынка обеспечивается как нормативно-правовой базой, так и системой многосторонних и двусторонних договоров, охватывающей всех субъектов.
    Очевидно, что такие договоры, как правило, не заключаются между субъектами одной категории участников, например, потребителями, ГК, несмежными РСК, ЭСК. В общем случае отсутствует необходимость в договорных отношениях между РСК и ПО, присоединенным к сети ФСК; между ЭСК и тем же ПО, получающим электроэнергию непосредственно по договору с ГК либо с ЦФР; между ГК, ФСК, АТС, ЦФР, с одной стороны, и ПР, получающим электроэнергию по договору с ЭСК, - с другой.
    Вместе с тем, результаты анализа хозяйственных взаимоотношений между субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии показали либо наличие таких взаимоотношений, либо их необходимость (таблица).
    Анализ представленных в таблице существующих либо объективно целесообразных направленностей договорных отношений между субъектами рынков, положений этих субъектов на рынках и функций, выполняемых ими, указывает на то, что приемлемые для ПО и ПР уровни надежности их электроснабжения наиболее эффективно фиксировать в договорах, заключаемых потребителями соответственно с СО и ЭСК (ГП), на которые целесообразно возложить генеральную ответственность перед потребителями за нарушение нормального режима поставки им электроэнергии соответственно на оптовом и розничных рынках.
    Данный статус не подразумевает единоличную ответственность названных субъектов за надежность электроснабжения потребителей. При этом в обязанность СО должно входить как решение всех проблем имущественной ответственности за нарушения внутрисистемной надежности функционирования объектов энергетики, так и выявление и привлечение к имущественной ответственности конкретных субъектов энергосистемы, виновных в нарушении нормального режима поставки электроэнергии потребителям. На розничном рынке таким звеном для конечного потребителя становится ЭСК (ГП), выступающая в роли поставщика электроэнергии и одновременно несущая интегрированную ответственность перед ПР за любые нарушения режимов электроснабжения и качество поставляемой электроэнергии.
    Возмещение причиненного потребителю ущерба, возникшего в результате нарушения электроснабжения, должно осуществляться за счет участника (участников) договора в цепи субъектов, обеспечивающих это электроснабжение, по вине которого произошло данное нарушение. Условия возмещения ущерба должны регламентироваться правилами рынка либо другими нормативными документами, утвержденными постановлением Правительства РФ, и указываться в договоре в разделе об ответственности сторон.
    Выявление субъекта, виновного в ущербе потребителя в результате отказа в системе электроснабжения, должно осуществляться СО, если данный отказ вызван нарушением в работе ОЭС либо ЕЭС. При этом реквизиты виновной стороны должны сообщаться СО по запросу контрагента потребителя, в договоре с которым зафиксирована ответственность перед потребителем за обеспечение надежности его электроснабжения.
    Инициатива по предъявлению претензий по отказу электроснабжения потребителя должна исходить от самого потребителя к ЭСК (ГП) на розничном рынке и непосредственно к СО на оптовом рынке и затем от них - к виновнику нарушения.
    На розничном рынке компенсация ущерба ПР по причине отказов электросетевых сооружений РСК, ошибочных решений РДУ или ошибочных действий ЭСК (ГП) должна вне зависимости от фактического виновника ущерба обеспечиваться ЭСК на основании двустороннего договора ЭСК-ПР на поставку электрической энергии, поскольку именно этот договор должен включать все элементы ответственности перед ПР за нарушение надежности его электроснабжения и качество электроэнергии. В случае виновности РДУ или РСК сумма компенсации ущерба, причитающаяся ПР, взыскивается с них по ступеням: от РДУ к РСК на основании договора РДУ-РСК об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и затем от РСК к ЭСК на основании двустороннего договора РСК-ЭСК об оказании услуг по передаче электрической энергии.
    В целях наделения ЭСК (ГП) и СО правом обоснованного предъявления претензий к виновнику нарушения надежности электроснабжения потребителя между каждым из них и всеми субъектами - потенциально возможными виновниками нарушений - должны быть установлены договорные отношения, в том числе касающиеся вопроса о возмещении ущерба, причиненного потребителям. Расчет суммы компенсации за причиненный потребителю ущерб в каждом конкретном случае осуществляется на условиях, закрепленных в том же договоре, в котором фиксируется требуемый уровень надежности его электроснабжения.

    Выводы
    1. В условиях разделения вертикально интегрированной структуры электроэнергетики по видам деятельности и появления множества самостоятельных хозяйствующих субъектов энергетического рынка для решения проблемы надежности требуется создание особой системы экономических взаимоотношений между субъектами рынка. Обеспечение как системной надежности, так и надежности электроснабжения потребителей возможно только путем совместного участия субъектов рынка в сохранении единства технологического процесса в ЕЭС и их взаимовлияния.
    2. При переходе к конкурентному рынку электроэнергии для сохранения надежного функционирования ЕЭС России и надежности электроснабжения потребителей необходимо восстановить систему ответственности за нарушения, являющиеся причиной системных отказов и отказов электроснабжения потребителей. Отсутствие четкого распределения такой ответственности не только ослабляет интерес субъектов к поддержанию надежности функционирования принадлежащих им технологических объектов, но также существенно затрудняет выполнение требований ст. 39 п. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" и ст. 547 ГК РФ о возмещении в полном объеме реального ущерба, причиненного потребителю.
    3. Одним из наиболее эффективных способов установления системы ответственности за нарушения является структуризация управления надежностью, базирующаяся на структуре договорной ответственности за системную надежность и надежность электроснабжения потребителей между всеми субъектами рынка электроэнергии, в той или иной мере определяющими эту надежность.
    4. Для решения задачи распределения ответственности субъектов за поддержание и обеспечение экономически оправданного уровня технологической и организационной надежности электроснабжения потребителей необходимо соблюдение ряда требований, предъявляемых к порядку определения уровней надежности, к договорной документации в части ответственности за надежность функционирования и к организации процедуры возмещения ущерба, причиненного потребителю.
    5. В целях обеспечения своевременного выявления виновников нарушений надежности электроснабжения и компенсации ущерба, причиненного в результате данных нарушений субъектам рынков, представляется целесообразным введение статуса генерального ответственного за нарушение надежности отдельно на оптовом и розничных рынках: в первом случае - перед всеми субъектами оптового рынка, а во втором - перед потребителями розничного рынка с законодательным возложением такого статуса соответственно на СО и ЭСК (ГП).