Установление платы за технологическое присоединение в Московской области

 

Автор

Либет Анатолий, Директор по технологическим присоединениям ОАО "МОЭСК"

 

    История вопроса
    До 2001 г. порядок присоединения потребителей к электрическим сетям регулировался Правилами пользования электрической энергией, которые устанавливали требования к техническим условиям, порядок их выдачи и порядок выполнения со стороны потребителя. Правила предусматривали, что потребитель обязан был выполнять обоснованные требования энергоснабжающей организации по усилению и развитию сетей.
    В советские годы присоединение новых потребителей и увеличение присоединенной мощности существующих потребителей происходило планомерно в соответствии с пятилетними планами развития. При строительстве любого крупного объекта промышленности или социальной сферы предусматривалось опережающее развитие электрических сетей, которое осуществлялось с необходимым запасом мощности для последующего присоединения более мелких потребителей.
    Вновь смонтированные электроустановки потребителя (подстанции и линии электропередачи, которые являются транзитными или подключаются глухими отпайками к линиям электропередачи 35 кВ и выше) передавались, как правило, на баланс и обслуживание энергоснабжающей организации. Аналогичным образом поступали с сетями, не входившими в состав соответствующего предприятия, поэтому электросетевое хозяйство в целом находилось в управлении одной энергоснабжающей организации, которая отвечала за надежность электроснабжения.
    В 1990-е гг., несмотря на прекращение существования административно-командной системы в экономике, технологическое присоединение выполнялось по тем же принципам.
    С 1 января 2001 г. вследствие прекращения действия Правил пользования электрической энергией возник правовой вакуум в регулировании отношений, связанных с технологическим присоединением. Фактически эти отношения по инерции осуществлялись в порядке, предусмотренном уже отмененными Правилами.
    Период спада энергопотребления в середине 1990-х гг. характеризовался наличием значительного резерва свободных для присоединения мощностей, выполнением технических условий по элементам сети, предназначенным лишь для электроснабжения конечного заявителя, а также отсутствием масштабных вложений в электросетевое хозяйство. В таких условиях вопрос об имущественной принадлежности сетевого хозяйства не являлся актуальным.
    Однако начавшийся в 2000 г. рост энергопотребления в Московском регионе очень скоро привел к дефициту сетевых мощностей, и названная проблема выявилась со всей остротой.
    В условиях ограниченной пропускной способности электрической сети работа по ранее установленным правилам приводила к несоразмерным присоединяемой мощности техническим условиям (по объему выполняемых работ), поскольку техническое состояние сети требовало реконструкции или нового строительства высоковольтной части сети, а зачастую и к отказу в технологическом присоединении.
    Отметим, что даже в советские годы непосредственно в составе тарифа на покупку электроэнергии не предусматривались значительные расходы на развитие электросетевого хозяйства.

    Развитие Московского региона и технические ограничения
    В 2005 г. неудовлетворенный спрос на присоединенную мощность на территории Московской области составил около 1276 МВт. Согласно официальным данным Минпромэнерго РФ, на каждый недопотребленный киловатт-час приходится около 30 руб. ВВП. Снижение ВРП в 2005 г. в Московской области за счет данного фактора составило около 190 млрд руб. При этом речь идет о прямых потерях: недопроизведенных товарах и услугах, которые бизнес готов был произвести. Инвестиции в электрические сети, служащие для обеспечения возможности присоединения мощностей, напрямую связаны с валовым региональным продуктом.
    Динамика роста электрических нагрузок Московского региона показывает, что электропотребление региона после спада 1990-х гг. растет устойчиво высокими темпами (4-5 % в год) и к 2010 г. достигнет в часы максимального спроса порядка 21 млн кВт. Наряду с этим передача мощности для электроснабжения существующих потребителей Москвы и Московской области сопровождается перегрузками системообразующих автотрансформаторов 220/110 кВ. Нарастание дефицита мощности создает также серьезные трудности в проведении ремонта, все чаще имеют место низкие уровни напряжения. Данные факторы создают угрозу возникновения системных аварий с полным или частичным распадом электроснабжения и последующим отказом систем жизнеобеспечения (рисунок).

    Электрические нагрузки и располагаемая мощность
    Активное развитие Московского региона подтверждается также ростом потребности в новых присоединениях. Так, за 2004-2005 гг. поступило 32 тыс. заявок от потребителей. Неудовлетворенный перспективный спрос в услугах по присоединению до 2008 г. составляет 4558 МВА. Для покрытия нагрузок Московского региона по инвестиционной программе ОАО "Московская областная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК") на 2006-2010 гг. планируется новое строительство и реконструкция 45 подстанций 110, 220 кВ в Москве и 60 подстанций 110, 220 кВ в Московской области, что позволит дополнительно присоединить потребителей с суммарной нагрузкой до 6041 МВА в Москве и 3668 МВА в Московской области. Общая сумма предполагаемых расходов составит более 100 млрд руб.
    Проведены сценарные расчеты роста тарифа на электроэнергию для конечных потребителей Московского региона в случае установления платы за присоединение и в случае отсутствия такой платы. Расчеты показали, что выполнение инвестиционной программы ОАО "МОЭСК" в отсутствие платы за присоединение с помощью различных финансовых механизмов (кредитование, лизинг) приведет к росту тарифа на электроэнергию для конечных потребителей более чем на 30% в 2007 г. и 46% в 2008 г. по отношению к 2006 г.
    В указанных обстоятельствах плата за технологическое присоединение в размере, достаточном для финансирования развития сетей, должна быть основным источником для покрытия потребностей бурно развивающегося Московского региона в электрических мощностях.
    В некоторых случаях электросетевым компаниям предлагают взять в кредит средства, необходимые для развития сетей. Однако не следует забывать, что кредиты надо возвращать, поэтому тариф на передачу электроэнергии должен расти, а следовательно, будет расти и тариф на электроэнергию для конечного потребителя.

    Установление платы за присоединение в Московской области
    Первоначально планировалось установить на всей территории Московской области плату за присоединение в едином размере, дифференцированном по категориям потребителей (в зависимости от присоединяемой мощности и уровня напряжения в точке присоединения). По предварительным расчетам компании средний размер платы за присоединение в таком случае должен был составить около 21 тыс. руб./кВт (18 тыс. руб., не включая НДС). Примерно половина этих средств предназначалась для покрытия расходов в сетях 0,4-10 кВ, а также текущих расходов, а другая половина - для работ в сетях 35 кВ и выше.
    Планировалось, что за счет доходов от этой платы компания будет выполнять полный комплекс услуг по технологическому присоединению, включая работы по распределительным низковольтным (менее 1 кВ) сетям, сетям среднего напряжения (6-10 кВ) и высоковольтным сетям (35 кВ и более).
    Однако основной проблемой установления таких тарифов является то, что если расходы по сетям 0,4-10 кВ примерно одинаковы для всех районов Московской области, то в сетях 35 кВ и выше (питающие центры и высоковольтные линии) расходы существенно разнятся по районам. Наибольшие расходы требуются в 20-30-километровой зоне от Москвы, где ведется интенсивное жилищное, в том числе коттеджное строительство, развивается торговля, логистические центры. Кроме того, в районах, расположенных близко от Москвы, строительство питающих центров обходится существенно дороже из-за нехватки земельных участков, необходимости применять более "компактные", а следовательно, более дорогие технические решения. По сути, утверждение платы в предлагавшейся конфигурации привело бы к тому, что потребители удаленных районов субсидировали развитие ближнего Подмосковья. Поэтому было принято решение об установлении так называемых "общих" тарифов и тарифов отдельных сетевых узлов, требующих значительного финансирования для их развития (таблица).
    При такой схеме установления платы за присоединение, которая избрана для Московской области, единой (базовой) на всей территории области является только та часть платы, которая покрывает расходы на работы в распределительной сети 0,4-10 кВ.
    В случае если для присоединения потребителей необходимо производить работы в сетях 35 кВ и выше (реконструировать подстанции или линии 35, 110, 220 кВ, строить новые линии и подстанции), ОАО "МОЭСК" должно выполнить расчеты и подать заявление в Топливно-энергетический комитет Московской области об установлении специального для данного сетевого узла тарифа, включающего как базовые расходы на сети 0,4-10 кВ, так и расходы на сети 35-220 кВ данного сетевого узла.
    Размер такой платы рассчитывается на основании технических условий по строительству (реконструкции) подстанций и линий 35-220 кВ данного сетевого узла, согласованных с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (Системным оператором), и расчетов стоимости выполнения таких технических условий, обоснованность которых проверяется специализированной экспертной организацией.
    Такая схема обеспечивает максимальную обоснованность, документальное подтверждение платы за присоединение по сетевым узлам, контроль за расходованием денежных средств, полученных за счет платы за присоединение. Эта схема позволяет создать гибкую систему тарифного регулирования технологических присоединений в Московской области, при которой потребители каждого района, города Московской области будут осуществлять плату за технологическое присоединение именно в том размере, который необходим для присоединения на соответствующей территории.