Особенности организации сбытовой деятельности в сфере ЖКХ в новых условиях

 

Автор

Просянкин Денис, Начальник департамента биллинга и клиентского сервиса дивизиона "Ритейл" ЗАО "КЭС"

 

    В течение длительного времени энергосбытовая деятельность осуществлялась в условиях правового вакуума. Это было обусловлено, с одной стороны, отменой ряда старых регулирующих документов, в то время как новые документы еще не утвердили, а с другой стороны - принятием законодательных актов, устанавливающих принципиально новые модели взаимоотношений, но не раскрывающих механизма их реализации. Поэтому в появлении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) были заинтересованы не только субъекты рынка ЖКХ, но и представители "большой" энергетики. Насколько новые Правила соответствуют ожиданиям участников рынка и позволят ли они восполнить те пробелы в законодательстве, которые имели место с момента выхода изменений в Жилищном кодексе, - вопрос, который требует детального изучения и выходит за рамки сбытовой деятельности. Рассмотрим основные изменения в Правилах с точки зрения организации процесса сбыта энергоресурсов и их влияние на данный процесс.

    Терминология и функциональное назначение управляющей компании
    С точки зрения получения представления об участниках рынка коммунальных услуг и распределения их функций и обязанностей наиболее важными определениями являются следующие: "коммунальные услуги", "исполнитель", "потребитель", "управляющая организация" (далее - УО), "ресурсоснабжающая организация" (далее - РСО) и "коммунальные ресурсы". При этом существенно то, что данные термины описывают обязанности управляющих компаний.
    Общеизвестно, что в настоящий момент управляющие компании зачастую предпочитают выполнять только одну функцию - сбор денежных средств с населения, а ответственность за предоставление коммунальных услуг должного качества бытовым абонентам пытаются переложить на ресурсоснабжающие организации (здесь мы не рассматриваем ситуацию непосредственного управления многоквартирным домом).
    В Правилах определено, что предоставление коммунальных услуг осуществляет УО на основании договора энергоснабжения/поставки энергии с РСО. Соответственно, если организация не предоставляет коммунальные услуги, то фактически она не является УО и не имеет права заниматься сбором денежных средств с населения за услуги, которые не предоставляет.

    Схема договорных отношений
    Схема договорных отношений, установленная Правилами, предполагает наличие двух моделей: РСО-потребитель и РСО-УК-потребитель (рисунок).
    При этом реализация первой схемы затруднительна в связи с низким уровнем самоорганизации людей в нашей стране. К тому же осуществление данного мероприятия потребует финансовых средств, предназначенных для выполнения функций управления (сбор денег, выбор заказчика и т. д.), что не всегда адекватно воспринимается жильцами.
    В соответствии с данной схемой потребителем заключается договор с ресурсоснабжающей организацией, которая согласно договору несет ответственность за режим и качество поставляемых энергоресурсов только до границы балансовой принадлежности сетей. Претензии по качеству коммунальных услуг в квартирах абонентов при сохранении параметров на вводе в дом в этом случае должны предъявляться лицу, которое занимается эксплуатацией внутридомовых сетей.
    Схема работы по предоставлению коммунальных услуг управляющими компаниями хорошо зарекомендовала себя в развитых странах. В этом случае управляющая компания заключает договор на поставку энергоресурсов с поставщиками тепло- и электроэнергии, газа, услуг водоснабжения и водоотведения и самостоятельно формирует все отношения с гражданами по предоставлению коммунальных услуг.
    Данная схема логично укладывается в действующую систему тарифообразования с точки зрения отнесения затрат на осуществление расчетов с бытовыми потребителями и позволяет ресурсоснабжающим организациям упростить договорные отношения (один договор с УО вместо необходимости заключать договоры со всеми жителями дома). При этом недостатками данного варианта являются отсутствие гарантийного механизма для РСО в случае банкротства управляющих организаций, а также непрозрачность финансовых потоков при расчетах управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями.

    Порядок определения объема и стоимости коммунальных ресурсов
    Определение объема оплачиваемых коммунальных услуг - основополагающая задача, решение которой в свою очередь дает возможность организации, предоставляющей коммунальные услуги (УК или РСО), ликвидировать проблему небалансов. Общеизвестно, что практически во всех регионах нормативы потребления коммунальных услуг населением занижены, т. е. не отражают фактического потребления. Соответственно объема денежных средств, собираемых с населения жилищными организациями, недостаточно для обеспечения полных расчетов с энергоснабжающими организациями. Таким образом накапливаются огромные долги коммунальщиков перед энергетиками, которые не устраивают как самих энергетиков, так и местные органы власти.
    В соответствии с новыми правилами исполнитель имеет право распределять между собственниками помещений в многоквартирном доме общий объем потребления холодной и горячей воды, тепло- и электроэнергии, газа, а также отведенных сточных вод. При этом объем коммунальных ресурсов определяется либо по коллективным (общедомовым) приборам учета, либо в соответствии с порядком, установленным законодательством (методика, утвержденная приказом Госстроя РФ № 105 от 6 мая 2000 г.).
    Порядок начисления платежей выглядит следующим образом: по итогам месяца потребителям выставляется квитанция на основании утвержденных нормативов или показаний индивидуальных приборов учета, а по окончании квартала либо года (в зависимости от вида коммунальных ресурсов) производится корректировка.
    Исключением является ситуация, когда все квартиры потребителей многоквартирного дома оснащены индивидуальными приборами учета, и при этом коллективный (общедомовый) прибор учета отсутствует. В этом случае расчет с потребителем производится исходя из показаний приборов учета, поэтому потери во внутридомовых сетях потребители не оплачивают, кроме того, даже при оплате счета за места общего пользования небаланс будет оставаться за исполнителем.

    Порядок введения ограничений и отключений
    В Правилах предусмотрено право исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг как в случае их неполной оплаты потребителем, так и при выявлении факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым сетям. Последнее является нововведением, т. к. до настоящего времени договор энергоснабжения вступал в силу с момента первого присоединения бытового абонента.
    Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается "наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения". При этом необходимо обратить внимание на то, что здесь имеется ввиду именно шесть ежемесячных размеров платы, а не шестимесячное потребление.
    Процедура ограничения или приостановления (т. е. отключения) предоставления коммунальных услуг будет производиться в следующем порядке:

  • письменное предупреждение (уведомление) об ограничении (за один месяц до ограничения);
  • письменное извещение об ограничении (за три дня до ограничения);
  • приостановление коммунальных услуг (по истечении одного месяца со дня введения ограничений).
        Однако в Правила включен пункт, запрещающий приостанавливать предоставление отопления, холодного водоснабжения и водоотведения за неоплату, что серьезно осложняет работу ресурсоснабжающих организациий с потребителями данных услуг. При этом стоит отметить, что сегодня управляющие организации только в редких случаях пользуются правом ограничения представления услуг отопления, водоснабжения и водоотведения.

        Порядок и сроки определения количества отпускаемых ресурсов потребителю по приборам учета
        В настоящее время определение количества отпущенной электроэнергии гражданам энергоснабжающими организациями производится двумя основными способами. Первый способ - ежемесячное снятие показаний с приборов учета РСО, второй - самостоятельное списывание показаний приборов учета населением с корректировкой по итогам проверки (один-два раза в год) контролерами РСО. В соответствии с Правилами потребитель должен сам снимать показания приборов учета, а исполнитель вправе лишь осуществлять проверку правильности проведения данной процедуры не чаще одного раза в шесть месяцев, что не позволяет достоверно определить фактическое потребление за конкретный месяц.
        Кроме того, в случае неоднократного (два раза и более) отказа со стороны потребителя в допуске уполномоченного исполнителем лица для снятия показаний приборов учета исполнитель имеет право произвести перерасчет, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с того месяца, в который была произведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, а также целостности на них пломб.
        При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета исполнитель обязан в течение последней недели каждого месяца снимать с них показания с занесением в журнал учета показаний и предоставлять эти данные по требованию потребителя в течение одного рабочего дня.
        В случае отсутствия индивидуальных приборов учета в многоквартирном или жилом доме местные органы власти утверждают нормативы потребления электрической энергии.

        Выставление счета
        Правилами установлены достаточно жесткие условия для выставления платежных документов: квитанции на оплату коммунальных услуг должны быть предоставлены не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным. Соблюдение данных сроков не вызывает трудностей, поскольку для выставления счета используются, как правило, расчетные значения, а не показания приборов учета.
        В то же время при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета объем потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов указывается самим потребителем в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).
        Отдельно стоит отметить введенное в новые Правила положение относительно штрафных санкций. Теперь в случае обнаружения несанкционированного подключения исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия. Это значительно ограничивает возможности УО или РСО по сравнению с теми, которые предоставляли им прежние правила, позволяющие производить взыскание за весь срок исковой давности (три года).
        Кроме этого, в соответствии с Правилами исполнитель направляет потребителю данные о неустойках (штрафах, пенях) за нарушение условий договора в течение пяти рабочих дней в виде отдельного документа, что влечет за собой увеличение его расходов.

        Заключение
        Вступление в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг потребует внесения определенных изменений в процесс организации сбытовой деятельности на предприятии, включая договорные отношения, биллинг, а также работу с неплательщиками. Дальнейшим шагом в развитии правового обеспечения энергосбытовой деятельности послужит принятие Правил розничных рынков электроэнергии.


  •