Развитие электроэнергетики: как сократить ценовую нагрузку

 

Авторы

Гительман Леонид, Зав. кафедрой систем управления энергетикой УГТУ, профессор, д. э. н.

Ратников Борис, Профессор кафедры систем управления энергетикой УГТУ, д. э. н.

 

    Существует распространенное мнение, что привлечение внешних инвестиций в электроэнергетику потребует значительного увеличения цен на энергию, т. к. требования инвесторов к окупаемости и учету рисков проектов новых мощностей не обеспечиваются при их существующем уровне. Часто при этом утверждается, что высокая стоимость энергии будет являться для потребителей стимулом к энергосбережению, повышению энергоэффективности.
    Противники такой позиции полагают, что в итоге неизбежен "разгон" инфляции и торможение экономического роста. Кроме того, доходы большей части населения не позволяют повышать тарифы без значительных бюджетных дотаций.
    Конечно, увеличение цен - это самый простой путь, согласно которому за все приходится расплачиваться потребителю, в т. ч. и за неоптимальные решения, принятые без его участия. Не оспаривая необходимость крупных инвестиций в энергетику, можно предложить решения, позволяющие существенно ослабить зависимость между обеспечением растущего спроса и ценами на энергию.

    Региональный контур компенсирует инерционность и риски "большой" электроэнергетики
    В региональной энергетике реализуются быстроокупаемые проекты высокоэффективных энергоустановок малой и средней мощности с минимальными инвестиционными рисками. Для привлечения инвестиций здесь потребуются гарантии прав частной собственности на энергетические объекты, реализации электро- и теплоэнергии, стабильного круглогодичного снабжения природным газом соответствующих энергоустановок.
    Технико-экономические параметры, типоразмеры и размещение электростанций определяются исходя из приоритетов региональной энергетической политики, энергетических программ и схем энергоснабжения городов и районов.
    Приоритетами формирования регионального контура в современных условиях являются:

  • масштабная установка электрогенераторов в паровых и водогрейных котельных с превращением их в мини-ТЭЦ;
  • реконструкция ТЭЦ с надстройками в виде газовых турбин;
  • сооружение новых установок комбинированного производства электро- и теплоэнергии на природном газе и твердом топливе различных видов;
  • развитие установок, использующих нетрадиционные возобновляемые источники энергии (НВИЭ) в соответствии с местными природно-климатическими условиями.
        Тепловые электростанции регионального контура - это небольшие ТЭЦ разных типов, использующие, как правило, природный газ, работающие в базовом оптимальном режиме и обеспечивающие максимальную энергетическую, экологическую и экономическую эффективность производства. Эти установки рассредоточены по территории региона и максимально приближены к центрам нагрузок вплоть до установок автономного энергоснабжения. Коэффициент использования топлива данных установок может превышать 80%. Такая концепция позволяет обеспечить максимально быстрый ввод мощностей практически синхронно с развитием электрических нагрузок, минимизацию цен на энергию и высокую надежность энергоснабжения.
        В создании регионального контура, помимо энергопредприятий ТГК, участвуют подразделения энергохозяйств промышленных предприятий и различные независимые производители энергии. При этом роль органов власти и управления регионов резко возрастает в части формирования энергетической политики, создания конкурентной среды на проектно-инвестиционной стадии, координации развития энергообъектов, принадлежащих разным собственникам.
        По нашему мнению, региональная энергетика способна обеспечить значительную часть энергопотребления территории в субъектах РФ.
        Системный контур энергетики включает крупные АЭС, ГЭС, ТЭС разных типов и магистральные (системообразующие) ЛЭП, которые обеспечивают надежность функционирования ЕЭС России.
        Системный контур, в отличие от регионального, имеет повышенные инвестиционные риски и поэтому требует иного механизма привлечения инвестиций. Этот механизм должен быть сформирован и реализовываться на федеральном уровне с учетом определяющей роли в нем государства. В этой связи заметим, что курс на сооружение ПГУ повышенной мощности (от 450 до 800 МВт) на природном газе, даже при КПД 60%, на наш взгляд, неоправдан по стратегическим соображениям в связи с большим потреблением дорожающего природного газа. Другое дело крупные установки с различными схемами на твердом топливе (в том числе сочетающие газ и уголь).
        В отношении взаимосвязи регионального и системного контуров необходимо особо подчеркнуть, что высокая инвестиционная мобильность региональной энергетики позволяет в значительной мере преодолеть главную негативную особенность "большой" электроэнергетики - ее инерционность. Например, пока в системном контуре сооружаются отдельные крупные АЭС и ТЭС, в регионах можно построить одновременно сотни энергоустановок.

        Потребитель оплачивает только оптимальные решения по развитию электроэнергетики
        Как известно из экономической теории, конкуренция между действующими производителями способна сдерживать цены только при постоянном поддержании соответствующей избыточности генерирующих мощностей. Но в условиях напряженного баланса электроэнергии ценообразование по методу маржинальных затрат вызывает скачок цены.
        Регулирование цен на электроэнергию исходя из планируемой инфляции либо на основе учетных ставок ЦБ малоэффективно с учетом грандиозных инвестиционных задач, стоящих перед электроэнергетикой. Здесь нужны другие подходы.
        Главным является то, что цены должны формироваться на основе не прошлых, а будущих издержек. Тарифы должны устанавливаться исходя из экономически оптимальных решений, приемлемых для потенциальных инвесторов, а не наоборот, когда действующие тарифы ограничивают проектную эффективность капиталовложений в электроэнергетику.
        Таким образом, проектно-нормативные эксплуатационные затраты и привлекательные для частного капитала сроки окупаемости наиболее эффективных электростанций служат базой для цены на электроэнергию. Для этого в каждом регионе необходимо выявить эталонные (ценообразующие) генерирующие объекты, лидирующие по заданным энергетической политикой технико-экономическим параметрам и предполагаемые к сооружению по результатам конкурса инвестиционных проектов. При этом для установок малой и средней мощности следует ориентироваться на предельные сроки окупаемости три года (например, ГТУ ТЭЦ мегаваттного класса). Для мощных, капиталоемких электростанций системного контура сроки окупаемости увеличиваются до пяти-восьми лет (в зависимости от типа, установленной мощности и режима). Однако привлечение частных инвестиций при таких условиях потребует введения дополнительного регулирования, прежде всего налоговых скидок, режимных гарантий, участия государства в инвестициях. При этом, чем выше норматив окупаемости, тем значительнее размеры льгот и набор государственных гарантий, минимизирующих инвестиционные риски. В этом случае надо искать оптимальные варианты.
        Следует отметить, что в целом цена генерации в системном контуре выше, чем в региональном. Однако данный разрыв постепенно будет сокращаться по мере роста цен на природный газ, более широко используемый в региональной энергетике.

        Потребитель несет ответственность за свою энергоэффективность
        Для новых потребителей, не имеющих своей генерации, необходимо ввести жесткие стандарты энергоэффективности, выполнение которых является обязательным условием для их присоединения к региональной электрической сети. Подключение потребителя, энергоэффективность которого не соответствует стандарту, допустимо только при условии единовременной оплаты им соответствующих затрат по энергоснабжению.
        Необходимо регламентировать и другие ситуации, при которых возможно привлечение средств потребителей в качестве инвестиций в развитие сети. При этом правилами должны являться соблюдение принципа возвратности полученных энергокомпанией средств и ответственность за их целевое использование.
        Для промышленных потребителей, имеющих собственные энергоустановки, безусловным является свободный доступ к электрической сети региона для конкурентных поставок электроэнергии на рынок, если такое подключение не приведет к потери надежности энергоснабжения других потребителей.

        Инвестиции в потребление электроэнергии замещают инвестиции в ее производство
        Для российской энергетики взаимодействие энергокомпании с потребителями в рамках программ управления спросом является новым высокоэффективным средством сдерживания цен на энергию.
        Суть концепции "управление спросом"1 заключается в переориентации части инвестиций с новых вводов на повышение энергоэффективности непосредственно у потребителей. С помощью управления спросом решаются ключевые проблемы:

  • снижение потребности в инвестициях на новые электростанции и сети;
  • повышение надежности энергоснабжения;
  • сдерживание роста цен для новых потребителей (известно, что стоимость одного сэкономленного киловатт-часа в три-пять раз меньше, чем дополнительно выработанного, а сроки окупаемости инвестиций в энергоэффективность в четыре-пять раз ниже, чем в новую генерацию);
  • улучшение экологических характеристик территории.
        В результате обеспечивается баланс интересов энергоснабжающей организации, потребителей и региона в целом, а также повышается конкурентоспособность энергокомпании.

        Снижение налогов в электроэнергетике ведет к увеличению их поступлений от потребителей
        Для электроэнергетики целесообразно ввести особый режим налогообложения. Снижение налоговых нагрузок в отрасли должно осуществляться с расчетом на будущее расширение налоговой базы в народном хозяйстве в результате повышения темпов экономического роста и получения экономического эффекта от углубления электрификации при более низких ценах на электроэнергию. В первую очередь это необходимо сделать для объектов системного контура в преддверии ввода капиталоемких генерирующих мощностей.
        Таким образом, имеется достаточно инструментов сдерживания роста цен на энергию, которые широко используются за рубежом и пока не задействованы у нас. Конечно, в дальнейшем, несмотря на неизбежный рост цен на электроэнергию, темпы этого роста можно и нужно сдерживать путем использования соответствующих противодействующих факторов, чтобы сделать ценовую динамику реально управляемой.
        Следует также подчеркнуть одно важное обстоятельство. Мы ни в коем случае не противопоставляем системный и региональный контуры энергетики. В условиях существования ЕЭС страны и административно-экономической регионализации народного хозяйства оба этих контура сосуществуют и взаимодополняют друг друга, выполняя при этом каждый свои определенные функции.
        
        Интегрированный маркетинг-инструмент повышения эффективности инвестиционного планирования
        Для снижения рисков, оптимизации инвестиционных процессов (в отношении объемов и сроков капиталовложений) и сдерживания цен на электроэнергию важное значение имеют повышение детерминированности планирования и координация планов развития мощностей энергокомпаний, обслуживающих районные электроэнергетические системы: генерирующих и сетевых. Это может быть обеспечено на основе механизма многостороннего партнерства - регионального интегрированного маркетинга (РИМ). К системе РИМ подключаются и крупные энергосбытовые организации, которые, с одной стороны, непосредственно контактируют с потребителями, а с другой - заинтересованы во взаимодействии с электросетевыми компаниями. Таким образом, региональная электросетевая компания в предлагаемой концепции является центральным звеном и служит главным интегрирующим фактором (рисунок).
        Основными формами интеграции маркетинговой деятельности энергокомпаний являются согласованное распределение функций, совместные программы, регулярные обмены информацией.
        Среди наиболее важных направлений сотрудничества в рамках РИМ следует отметить создание общих баз данных по потребителям, прогнозирование спроса и цен, разработку программ по управлению электропотреблением. Организационные структуры РИМ могут быть различные: от совместных рабочих групп до специализированных маркетинговых компаний.
        Подчеркнем, что реализация концепции РИМ позволит не только значительно улучшить качество инвестиционного планирования, но и повысить надежность электроснабжения регионов в условиях растущего спроса и рыночной модели организации отрасли. При этом региональные энергокомпании упрочняют свое финансовое положение, наращивают конкурентоспособность и сокращают затраты на ведение маркетинга.
        Высказанные предложения невозможно осуществить сиюминутно. Требуются методическая и организационная подготовка, нормативно-правовое обеспечение и, что особенно важно, политическая воля субъектов управления всех уровней. Но издержки здесь вполне оправданы, если учесть, что данный подход рассматривается не как набор разовых мер, а как концепция управления, ориентированная на предотвращение кризисных ситуаций в электроснабжении в обозримой перспективе.


  •