Рынок, выгодный и покупателям, и продавцам

 

Автор

Догадушкина Юлия, Консультант департамента рынка ЦУР РАО "ЕЭС России"

 

    Переход к новой модели ликвидирует ряд недостатков существовавшего ранее оптового рынка. Его конкурентный сектор или сектор свободной торговли (ССТ) нельзя было назвать рынком в полном смысле этого слова. ССТ был, фактически, тренажером, на котором отрабатывались технологии будущего рынка. Цены в ССТ не отражали реальную рыночную стоимость электроэнергии, поскольку существовал арбитраж между регулируемым и свободным секторами. Если цены в ССТ превышали ФСТ РФ тарифы, покупатель всегда имел возможность перейти в регулируемый сектор. В результате рынок не давал ни производителям, ни покупателям справедливых ценовых сигналов. Новая модель рынка должна позволить получить ответ на вопрос: сколько же стоит электроэнергия?
    Сегодня технологическое и коммерческое функционирование рынка обеспечивается Системным оператором (ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"), осуществляющим управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России, и Администратором торговой системы (НП "АТС"), который организует обеспечение и функционирование централизованной площадки по купле-продаже электроэнергии.
    Основные положения новой модели можно представить следующим образом. Отношения между участниками рынка строятся на основе двусторонних регулируемых договоров, которые на период до конца 2006 г. заключаются согласно полным объемам производства и потребления в соответствии с утверждаемым Федеральной службой по тарифам прогнозным балансом на текущий год. Начиная с 2007 г. объемы электрической энергии (мощности), торгуемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, будут планомерно уменьшаться и определяться долей от объемов прогнозного баланса на 2007 г. Темпы такого снижения будут устанавливаться ежегодно Правительством РФ при утверждении прогнозов социально-экономического развития. В 2007 г. запланированное снижение объемов, торгуемых по регулируемым договорам, составит 5%. При этом с 2007 г. все участники рынка смогут заключать долгосрочные регулируемые договоры сроком от одного года. В зависимости от категории потребления такие сроки могут различаться. Переход участников рынка на долгосрочные двусторонние отношения в условиях либерализации обеспечит прогнозируемость стоимости электрической энергии (мощности) в средне- и долгосрочной перспективе, что позитивно отразится на инвестиционной привлекательности электроэнергетики. По регулируемым договорам продаются (покупаются) два товара: электроэнергия и мощность (заключаются отдельные договоры). Цены на электроэнергию и на мощность в регулируемых договорах - это установленные государством тарифы.

    Василий Киселев вице-президент по энергетике ОАО "СУАЛ"
    Сделанный шаг является движением в правильном направлении, особенно в части прямых и долгосрочных договоров. Но, как видно из описания, мы перешли от модели рынка потребителей к модели рынка производителей. Когда поставщикам оплачена по регулируемой цене вся мощность, они не мотивированы продавать в условиях жесткой конкуренции на рынке. Продал - хорошо, не продал - убытков все равно нет. Замечу также, что созданы разные условия для участников. При равном одноставочном тарифе АЭС оказываются в более выгодном положении, чем тепловые станции, так как вес ставки за мощность у АЭС выше, чем у тепловых.
    Усугубляет ситуацию отсутствие действенных инструментов контроля рынка со стороны государства при существующей структуре акционеров в генерации. Фактически мы имеем свободный рынок с двумя участниками со стороны генераторов.
    Выход из сложившейся ситуации? Движение вперед. Нельзя задерживаться надолго в текущем положении - необходимо двигаться вперед, и РАО "ЕЭС России" уже предпринимает шаги в данном направлении. Необходим как можно скорее запуск рынка мощности и системных услуг, активная продажа энергетических активов и появление действительно независимых участников рынка.

    Не покрытые регулируемыми договорами объемы электроэнергии будут торговаться по свободным нерегулируемым ценам. Существует два способа торговли электроэнергией в новой модели оптового рынка: свободные двусторонние договоры, действующие уже сегодня, и рынок "на сутки вперед".
    В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка "на сутки вперед" служит проводимый Администратором торговой системы конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии. В случае отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставок участники покупают или продают их на балансирующем рынке. При этом отбор участников для компенсации возникающих в системе отклонений осуществляется также по принципам конкурентной торговли - в первую очередь продают электрическую энергию самые "дешевые" поставщики на рынке.
    Существенно и то, что результаты такого аукциона ценовых заявок будут являться основой для планирования Системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии в системе. Таким образом, как на рынке "на сутки вперед", так и на балансирующем рынке поставщики через подачу ценовых заявок будут сообщать о своих предпочтениях по загрузке генерирующих объектов, что позволит достигнуть эффективного распределения ресурсов в энергосистеме.
    Для снижения риска манипулирования ценами на оптовом рынке вводится система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок. Порядок выявления случаев неконкурентного поведения будет установлен Федеральной антимонопольной службой.
    Изменения в системе регулируемого ценообразования также направлены на формирование в отрасли привлекательной инвестиционной среды. Вместо используемого сегодня затратного метода при установлении тарифов на электрическую энергию и мощность поставщиков с 2008 г.будет применяться метод индексации. Тарифы поставщиков будут рассчитываться методом индексации тарифов, установленных на 2007 г. и учитывающих уровень фактической, а не прогнозной инфляции.

    Владислав Сурменко заместитель генерального директора по развитию ОАО "Энергосбытовая компания "Восток""
    Новая модель оптового рынка электроэнергии представителям независимой энергосбытовой организации видится сложной и противоречивой. Причиной такого восприятия является не столько ее качественная характеристика (насколько модель верна или нет), сколько ее подвижность как любой модели (не исключены изменения внутри модели и, соответственно, ее переоценка).
    На настоящий момент энергосбытовые компании столкнулись с целым рядом проблем, вызванных запуском НОРЭМ. Одной из них является невозможность корректировки заявленных объемов электропотребления и величин мощности в прогнозном балансе поставок электроэнергии и мощности ФСТ России 2006 г. при заключении регулируемых договоров (РД). Величины мощности были заявлены в 2005 г. и обусловливались исключительно производственными планами, а не логикой возможного запуска новой модели. При снижении производственных планов предприятиями в 2006 г. энергосбытовая компания вынуждена нести убытки от невозможности продать излишек заявленной мощности. Еще одна важнейшая проблема - это отсутствие временного лага между выходом в свет Правил, описывающих новую модель оптового рынка электроэнергии, и запуском данной модели. "Правила игры" должны быть однозначно определены до начала нового периода регулирования, в противном случае новая модель может нанести ущерб той или иной стороне.
    Целевая модель предполагает наличие различных рынков, в том числе рынка производных инструментов, с помощью которого участники оптового рынка электроэнергии смогут хеджировать свои риски, вызванные непредсказуемостью цены на рынке "на сутки вперед". Запуск НОРЭМ в отрыве от рынка производных инструментов делает неустойчивыми большинство независимых энергосбытовых компаний.
    Отдельную позицию в новой модели будут занимать так называемые "частичные участники" оптового рынка - энергосбытовые компании, частично снабжающие потребителей электроэнергией (на настоящий момент - 30%, а с 2007 г. - 15% от планового электропотребления). Новая модель не оставляет места для бизнеса вышеназванных участников оптового рынка, так как рентабельность их бизнеса будет стремиться к нулю.

    Во вводимом рынке мощность является отдельным объектом торговли. До введения конкурентных принципов торговли вся мощность будет торговаться по регулируемым договорам. Для поставщиков электроэнергии выгодна оплата всей генерирующей мощности, однако при этом вводятся жесткие требования по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. Таким образом уменьшается риск снижения текущей надежности в работе энергосистемы при растущем спросе на электроэнергию.
    Принципиально важным является положение о том, что все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам прогнозном балансе на 2007 г.) как участники оптового рынка будут использовать свободные нерегулируемые цены. То же касается и новых объектов потребления - регулируемые договоры могут быть заключены в том случае, если в 2007 г. уже были технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
    Механизм регулируемых договоров позволяет, постепенно снижая объемы электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам, расширять сферу действия свободных (нерегулируемых) цен. Это позволит к моменту окончания переходного периода реформирования электроэнергетики перейти к полностью конкурентному оптовому рынку, что и предусмотрено законом.
    Вводимая сегодня модель оптового рынка служит принципиальной базой для формирования целевой модели: механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке "на сутки вперед" и балансирующем рынке, механизмы учета двусторонних договоров, принципы оплаты отклонений - все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем меняться уже не будут.
    Отвечает ли новая модель рынка интересам поставщиков и покупателей? Да. Для всего рынка обеспечиваются скорейший переход к эффективному распределению ресурсов в энергосистеме, постепенное расширение сфер конкурентного ценообразования, адекватные ценовые сигналы. Это еще один шаг к повышению надежности в энергосистеме и созданию экономических условий для притока инвестиций в отрасль.