Передовые технологии - основа успешного развития энергопредприятия

 

Автор

Лазурина Ольга, обозреватель

 

    Энергетические компании традиционно входят в число наиболее крупных компаний России. При этом энергетика - высокотехнологичная отрасль, обладающая большим потенциалом в области применения ИТ-технологий. Сегодня, в период реформирования отрасли, особую значимость приобретает использование комплексных решений по модернизации системы корпоративного управления, включающих разработку стратегии развития ИТ предприятия, создание корпоративных информационных систем (в т. ч. автоматизацию управления финансами, логистикой, персоналом, документооборотом, разработку аналитических приложений), управленческое консультирование, внедрение оперативно-диспетчерских систем, интеграцию приложений, построение информационно-вычислительной инфраструктуры, услуги по сопровождению и т. д.
    7-11 июня на Кипре специалистами ОАО "ГВЦ Энергетики" была проведена Третья всероссийская выездная конференция на тему: "Передовые технологии - основа успешного развития энергопредприятия", организованная в первую очередь для руководителей ИТ-служб ДЗО РАО "ЕЭС России". В рамках конференции специалистами ГВЦ Энергетики была продемонстрирована реализуемая в холдинге стратегия развития информационных технологий, представлен опыт организации ИТ-деятельности зарубежными коллегами, а также были рассмотрены наиболее перспективные решения в сфере использования информационных технологий.
    В своем докладе заместитель начальника ДИТ КЦ РАО "ЕЭС России" Александр Селютин отметил важную роль информационных технологий в реализации стратегии развития энергокомпаний. По его мнению, ГВЦ Энергетики играет существенную роль в обеспечении информатизации учетных задач в энергохолдинге.
    Он отметил также, что два года назад правлением РАО "ЕЭС России" была утверждена концепция реформирования ИТ в энергетике. За прошедшее время удалось добиться существенных результатов по ее реализации. Главные из них - переход к рыночным отношениям между заказчиками и поставщиками ИТ-услуг, оптимизация ИТ-затрат, прозрачность ИТ-бюджетов. Для того, чтобы в сложных условиях реформирования отрасли организовать непрерывность предоставления ИТ-услуг, а следовательно, обеспечить устойчивое и эффективное функционирование энергопредприятий, компания должна опираться на отраслевые стандарты в области ИТ. Об этом в своем докладе говорил начальник департамента информационных технологий Корпоративного центра РАО "ЕЭС России" Леонид Спицин. Он отметил, что для повышения инвестиционной привлекательности энергокомпаний требуется повышение качества планирования и управления их деятельностью. От развития информационных технологий зависит, в частности, своевременное обеспечение руководителей предприятий финансовой информацией, связанной с учетом, бизнес-планированием и бюджетированием. Не случайно растет спрос на комплексные информационные системы, помогающие территориально распределенным компаниям решать эти сложные задачи. Основной целью ИТ-реформирования РАО "ЕЭС России" является создание единого информационного пространства для взаимодействия предприятий на основе общих технологических стандартов, унифицированных бизнес-процессов и типовых ИТ-решений, позволяющих совершенствовать управление и снижать издержки. Варианты решения перечисленных задач активно обсуждались участниками семинара.
    Так, год назад правлением РАО "ЕЭС России" были утверждены ИТ-стандарты, структурирующие деятельность ИТ-служб дочерних и зависимых обществ энергохолдинга. Стандарты были разработаны специалистами РАО "ЕЭС России", ГВЦ Энергетики на основе достижений мирового опыта в области построения ИТ-служб, в первую очередь подхода, изложенного в библиотеке ITIL (IT Infrastructure Library). Среди преимуществ использования ИТ-стандартов можно выделить следующие. Во-первых, - это эффективный инструмент организации четкой и прозрачной работы ИТ-подразделений, что особенно важно в условиях реформирования отрасли. Во-вторых, - это инструмент управления ИТ-услугами, помогающий ИТ-директорам энергопредприятий сделать оптимальный выбор: либо обслуживать инфраструктуру собственными силами, либо привлекать к данному процессу сервис-провайдеров. И в-третьих, в основу стандартов положены Соглашения об уровне сервиса (SLA, Service Level Agreement), в которых четко оговариваются количественные и качественные параметры предоставления услуг, что позволяет ИТ-директорам эффективно контролировать процесс оказания ИТ-услуг, предоставляемых сервис-провайдером. Таким образом, ИТ-стандарты, в частности, способствуют эффективному использованию модели ИТ-аутсорсинга в электроэнергетике.
    Как заметил Леонид Спицын, следование стандартам повышает прозрачность ИТ-бюджетов энергетических компаний и содействует выстраиванию правильного взаимодействия между бизнес-структурами и ИТ-подразделениями энергопредприятий.
    В настоящее время прорабатываются документы, связанные с общей концептуальной поддержкой ИТ-деятельности, в том числе рассматривается вопрос о совершенствовании стандартов информационного обмена между субъектами энергетики. Данные документы, обеспечивающие слаженную работу единого ИТ-пространства, должны появиться в ближайшее время.
    В выступлении генерального директора ОАО "ГВЦ Энергетики" Евгения Аксенова подчеркивалась целесообразность активного распространения передового опыта в ИТ-сообществе отрасли для ускорения процессов ИТ-реформирования. "Участвуя в подобных конференциях, мы становимся некой общностью. Этот эффективный инструмент позволяет нам в результате обсуждения общих проблем прийти к их правильному решению, - подчеркнул он в своем выступлении. - ГВЦ Энергетики сегодня является своего рода отраслевой пилотной площадкой, на которой проводится открытый эксперимент: компания, многие годы существовавшая в качестве ИТ-подразделения крупного предприятия, пытается быстро перестроить свою деятельность и утвердиться как независимая рыночная структура, способная подтвердить статус лучшего ИТ сервис-провайдера в электроэнергетике, который она завоевывала почти 40 лет", - отметил Евгений Аксенов. И эти усилия не остались незамеченными - по оценке независимых аудиторов, стоимость бизнеса ОАО "ГВЦ Энергетики" (без учета стоимости зданий) за один год возросла почти вдвое и достигла 176,4 млн руб. (6,13 млн долл.) (рис. 1 и 2).
    Большой интерес со стороны аудитории вызвали экономические аспекты управления деятельностью ИТ-отделов. При этом основное внимание уделялось вопросу инвестиций. По словам председателя совета директоров компании IT Expert Михаила Потоцкого, общая схема подхода к управлению инвестициями в ИТ должна включать:

  • перспективы (pillars "5Р"), определяющие связь между бизнес-целями и ИТ-инвестициями;
  • процесс (process), определяющий, как организовать работу, связанную с "5Р". Он должен быть адаптирован в соответствии с вашим бизнесом и меняться в зависимости от внешних факторов;
  • люди (people), выполняющие функции по реализации процесса.
        Перспективами в данном случае являются:
  • стратегическое согласование - долгосрочное согласование стратегии ИТ-инвестиций и корпоративных целей и задач;
  • воздействие на бизнес-процессы - возможность ИТ оказать влияние на реинжиниринг бизнес-процессов предприятия;
  • ИТ-архитектура - интегрированность, масштабируемость, гибкость и устойчивость ИТ-систем к различного рода возможным изменениям в бизнес-окружении предприятия;
  • прямая окупаемость - традиционно понимаемые преимущества внедрения ИТ-решения, выраженные в экономических показателях, таких как сокращение затрат, окупаемость, чистая приведенная стоимость и т. д.;
  • риски - возможность внедряемых ИТ-решений влиять на различные виды рисков предприятия.
        Таким образом, современный подход к инвестициям в ИТ должен предусматривать тесную взаимосвязь со множеством перспектив, в отличие от того представления, которое существовало ранее.
        Особое внимание участников конференции привлекло выступление независимого эксперта Александра Левинсона, работающего много лет во Франции, посвященное теории и практике внедрения процессов управления ИТ-сервисами.
        Несмотря на активное развитие ИТ сервис-менеджмента (ITSM) в разных странах мира в течение последних шести лет и роста числа специалистов в данной области, в России информации по данной тематике недостаточно. Это вызывает значительные трудности с применением данного подхода на практике. ИТ сервис-менеджмент по сути является структурированным набором рекомендаций, позволяющим обеспечивать эффективную работу ИТ-подразделения. Данный подход используется в мировой практике в качестве стандарта для построения ИТ-службы как результативного бизнес-подразделения, нацеленного на удовлетворение потребностей пользователей. "По сути ИТ-служба продает бизнесу две вещи: число инцидентов (неприятностей), которые не случились, и способность быстро провести изменения, которые нужны бизнесу. Обеспечить все это и помогает ITSM", - заметил Александр Левинсон. Рассматриваемые принципы организации деятельности ИТ-подразделения, по его мнению, актуальны как для небольших, так и для крупных компаний и не зависят от того, передается ли сопровождение ИТ на аутсорсинг или осуществляется за счет внутренних источников.

        Вместо заключения
        В настоящее время активными темпами развивается процесс проектирования ИТ-сообщества в электроэнергетике. В данной связи его публичное обсуждение, позволяющие найти конкретные ответы на насущные вопросы, а также возможность сформировать четкие направления дальнейшего развития - это большой шаг вперед. Итогом конференции стал документ, в котором сформулированы основные задачи, требующие решения в ближайшем будущем, а также отражена возрастающая роль ИТ-технологий как инструмента в решении бизнес-задач. Информационные технологии, выполнявшие ранее роль поддерживающего и втростепенного звена, становятся основным инструментом, позволяющим бизнесу выйти на новый уровень развития.
        Прошедшая конференция еще раз подтвердила важность регулярного проведения подобных мероприятий, а также использования в целях сохранения единства ИТ-пространства электроэнергетики таких механизмов, как создание отраслевой базы знаний об ИТ-опыте, центрах компетенции; обмен мнениями; совместная разработка стандартов и типовых документов; описание квалификационных требований к ИТ-персоналу и организация программ обучения.


  •