ФСК на ОРЭ: результаты покупки потерь и задачи на будущее

 

Автор

Бердников Роман, Начальник департамента развития услуг и надежности сети ОАО "ФСК ЕЭС"

 

    Интервью с начальником департамента развития услуг и надежности сети ОАО "ФСК ЕЭС" Романом Бердниковым

    ЭР: Роман Николаевич, с 1 января 2006 г. ОАО "ФСК ЕЭС" работает на оптовом рынке электроэнергии. Что потребовалось сделать для выхода компании на ОРЭ?

    Р. Б.: ОАО "ФСК ЕЭС" было создано с целью управления Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) и является одной из инфраструктурных организаций, обеспечивающих функционирование оптового рынка электрической энергии (мощности). Заключив Договор о присоединении к торговой системе ОРЭ, ОАО "ФСК ЕЭС" работает на рынке с момента его запуска.
    С 1 января 2006 г. ОАО "ФСК ЕЭС" осуществляет деятельность по приобретению на оптовом рынке объемов электрической энергии, необходимых для компенсации потерь в ЕНЭС. Окончательное решение об этом было принято ОАО "РАО "ЕЭС России"" во второй половине 2005 г. и закреплено приказом ОАО "РАО "ЕЭС России"" № 728 "О подходе к участию на ОРЭ ОАО "ФСК ЕЭС" в целях покупки потерь в сетях ЕНЭС и выводу на ОРЭ региональной генерации".
    В рамках подготовки компании к этой деятельности совместно с НП "АТС" была проведена работа по внесению изменений и дополнений в Договор о присоединении к торговой системе и регламенты оптового рынка, которые определили порядок участия ФСК на рынке. Кроме того, были заключены соглашения об информационном обмене между ФСК, РСК и смежными субъектами ОРЭ, обеспечивающие процесс сбора данных коммерческого учета электроэнергии и регулирования процедуры согласования перетоков электрической энергии по сечениям учета, а также представления их в НП "АТС".

    ЭР: С какими трудностями в работе на оптовом рынке электроэнергии пришлось столкнуться?

    Р. Б.: Основной проблемой стало решение вопросов технологического характера. Во-первых, в течение 2005 г. непрерывно происходили процессы реформирования АО-энерго и разделения их на компании по видам деятельности. Объекты электросетевого хозяйства, относившиеся к ЕНЭС, выделялись в магистральные сетевые компании и переходили в управление ОАО "ФСК ЕЭС". В связи с этим границы балансовой принадлежности постоянно изменялись, и ОАО "ФСК ЕЭС" было вынуждено приобретать потери электрической энергии на оптовом рынке. Изменение границ балансовой принадлежности приводило к появлению новых сечений учета оптового рынка и разработки системы сбора данных коммерческого учета электрической энергии для сведения баланса электрической энергии по всей ЕНЭС. Создание систем коммерческого учета в соответствии с требованиями оптового рынка - процесс длительный и затратный, а состояние средств измерения на вновь образующихся сечениях не всегда соответствовало требованиям оптового рынка.
    Кроме того, пришлось решать организационные проблемы, связанные с неподготовленностью персонала к ежемесячному сведению баланса электрической энергии по ЕНЭС в соответствии со сжатыми сроками, определенными регламентами работы ОРЭ. В этой связи ОАО "ФСК ЕЭС" был подготовлен и выпущен приказ № 348 "Об организации работ по сбору данных учета, формированию интегральных актов и балансов электроэнергии по ЕНЭС с 1 января 2006 г.", определяющий порядок составления интегральных актов учета электрической энергии по сечениям, их согласования с контрагентами и взаимодействия между структурными подразделениями компании при формировании балансов электроэнергии.

    ЭР: Каковы результаты участия ОАО "ФСК ЕЭС" на оптовом рынке за эти месяцы?

    Р. Б.: Перед выходом на оптовый рынок компания проводила тестовые работы по формированию балансов электрической энергии по ЕНЭС, которые позволили получить основное представление о работе в рыночных условиях, поэтому механизм участия на ОРЭ был понятен. Однако в первые месяцы работы возникли значительные проблемы со сбором информации, согласованием данных коммерческого учета и сведением баланса в регламентные сроки. Начало работы ОАО "ФСК ЕЭС" на оптовом рынке совпало с процессом выхода на рынок всей региональной генерации. В условиях многократного увеличения количества сечений трудности испытывали все - как участники рынка, так и НП "АТС". Данный период работы на рынке можно охарактеризовать как процесс отладки процедур взаимодействия ФСК со смежными участниками рынка и НП "АТС".
    Что касается экономического эффекта от участия в рынке, то закрепление ответственности в отношении ОАО "ФСК ЕЭС" за потери электрической энергии и их оплату являются дополнительным стимулом для создания эффективной системы коммерческого учета электроэнергии и организации работ по снижению потерь электроэнергии в ЕНЭС. Данные на середину 2006 г. свидетельствуют, что ОАО "ФСК ЕЭС" устойчиво работает в пределах нормативных значений потерь электроэнергии по ЕНЭС, утвержденных Минпромэнерго РФ.
    Кроме того, формирование интегральных актов учета электрической энергии обеспечивает сведение баланса электроэнергии по ЕНЭС точно в регламентные сроки, а именно до седьмого числа месяца, следующего за отчетным, а не к двадцатым числам, как это было ранее.

    ЭР: Что представляет собой система коммерческого учета электроэнергии ФСК? Каково ее значение для работы на ОРЭ?

    Р. Б.: Система коммерческого учета является основой для взаимоотношений, как на оптовом рынке, так и между субъектами. Отсутствие оптимально функционирующей системы коммерческого учета не позволяет обеспечить эффективное участие на оптовом рынке. Внедрение системы учета является одним из определяющих факторов для устойчивой финансовой деятельности компании. На основании данных системы формируются финансовые показатели работы. Отсутствие автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета не позволяет аргументированно отстаивать позицию компании при решении спорных вопросов с контрагентами в соответствии с договорами об оказании услуг по передаче электрической энергии. Использование полноценной системы коммерческого учета предотвращает зависимость ОАО "ФСК ЕЭС" от действий как смежных участников ОРЭ, так и НП "АТС". Помимо этого, при отсутствии системы учета мероприятия по снижению потерь электрической энергии в ЕНЭС малоэффективны.
    При разработке систем учета АО-энерго в первую очередь осуществляли создание и модернизацию систем, охватывающих межсистемные перетоки. После реформирования АО-энерго (передачи в аренду ОАО "ФСК ЕЭС" электросетевых объектов, относящихся к ЕНЭС) образовались границы, в отношении которых до этого момента учет считался "внутренним", другими словами, неважным. По состоянию на 1 января 2006 г. количество точек учета для сетевых сечений оптового рынка, не охваченных средствами учета, составляло в среднем 9%. Доля установленных интервальных приборов учета составила 39% от общего количества точек учета, входящих в сечения сетевых компаний (на 52% они имелись). В состав автоматизированных систем входило 30% приборов учета сетевых компаний.
    Поэтому одной из первоочередных задач для ОАО "ФСК ЕЭС" является создание АИИС КУЭ ЕНЭС в соответствии с требованиями оптового рынка, способной предоставлять своевременную, точную и достоверную информацию о перетоках электроэнергии по внешним присоединениям энергообъектов. Реализация данной задачи осуществляется активными темпами и находится под особым контролем как со стороны руководства ОАО "ФСК ЕЭС", так и руководства ОАО РАО "ЕЭС России". По нашим предварительным прогнозам завершение работ ожидается к 2010 г.

    ЭР: Какие задачи предстоит решить компании для успешной работы на оптовом рынке?

    Р. Б.: Помимо важной задачи по созданию АИИС КУЭ ЕНЭС, особое внимание предстоит уделять организации работ по формированию и реализации программ снижения потерь в электрических сетях. Стратегической целью является изменение тенденции роста потерь электроэнергии в сетях всех уровней напряжения ЕЭС России и их снижение к 2015 г. до уровня 10%. В сетевых компаниях, где фактические потери выше нормативных, планируется их снижение до уровня нормативных значений, учтенных в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. Для достижения этой цели подготовлена Комплексная среднесрочная программа мероприятий по снижению потерь электроэнергии в сетях всех классов напряжений ЕЭС России, утвержденная приказом ОАО "РАО "ЕЭС России"" № 338.
    В настоящее время ведется активная работа по реализации данной программы, которая определяет целый ряд направлений:

  • создание автоматизированных систем учета, сбора и обработки данных о перетоках электрической энергии, внедрение их в эксплуатацию и использование для практических расчетов;
  • организация и координация работ по подготовке и реализации мероприятий по снижению потерь электроэнергии, в том числе работ по разработке нормативно-правовых и нормативно-технических документов;
  • подготовка и утверждение на законодательном уровне нормативно-правовых и нормативно-технических документов, обеспечивающих процессы функционирования сетевых организаций по реализации программ по снижению потерь электроэнергии;
  • подготовка и внедрение в сетевых организациях внутрикорпоративных регламентов, руководящих указаний и иных необходимых документов для подготовки и реализации программ по снижению потерь электроэнергии, в том числе создание системы персональной ответственности и стимулирования персонала.
        По ходу выполнения данной программы необходимо будет проводить постоянные корректировки и уточнения по намечаемым промежуточным задачам. Я нисколько не сомневаюсь в успешности ее реализации с выполнением поставленных задач в указанные сроки.

        ЭР: С начала июля 2006 г. изменился принцип определения стоимости услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Каков сейчас принцип расчета?

        Р. Б.: С 1 июля 2006 г. в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче по Единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными приказом ФСТ РФ № 56-э/1 от 21.03.2006 г., тариф рассчитывается исходя из ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и ставки тарифа на оплату нормативных технологических потерь. Основой для расчета первой ставки тарифа является заявленная мощность субъектов оптового рынка, а также иных лиц, имеющих на основе права собственности или на ином, предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС.
        Ставка тарифа на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в ЕНЭС соответствует устанавливаемым ФСТ России тарифам на покупку электроэнергии (мощности) на оптовом рынке. Стоимость нормативных технологических потерь рассчитывается как произведение соответствующей ставки тарифа на оплату нормативных технологических потерь, объема отпуска электроэнергии из ЕНЭС и нормативов технологических потерь, утвержденных приказом Минпромэнерго РФ № 264 от 27 сентября 2005 г., за вычетом потерь, оплаченных на оптовом рынке электроэнергии (мощности).

  •