• Содержание номера
  • Рейтинг:  1 
 

Лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам: основные проблемы

 

Автор

Еремеева Татьяна, юрисконсульт ЗАО "КЭС" по вопросам институциональной среды

 

    Лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам было введено ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Положением о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, утвержденным Правительством РФ (далее - Положение о лицензировании), были определены механизм получения лицензий и лицензирующий орган.
    Лицензируемой является деятельность юридических лиц по реализации электрической энергии гражданам, включающая в себе комплекс мероприятий по качественному, бесперебойному и надежному снабжению указанной категории потребителей электрической энергией. Лицензирование такой деятельности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Срок действия лицензии - пять лет.
    Введение лицензирования деятельности по продаже электроэнергии гражданам на практике у многих компаний вызывает ряд проблем. Ситуация усугубляется тем, что осуществление данной деятельности без лицензии влечет гражданско-правовую, административную, а в некоторых случаях уголовную ответственность, вплоть до ликвидации юридического лица, работающего без лицензии.

    Справка
    Энергоснабжающая организация направляет в орган по сертификации следующие документы:
    1. Заявку на сертификацию с приложением, в котором указан перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых для проведения сертификации электрической энергии.
    2. Заключение органа государственного энергетического надзора
    в субъекте Российской Федерации о техническом состоянии электроустановок энергоснабжающей организации, влияющих на качество отпускаемой электрической энергии.
    3. Организационно-методические и технические документы, а именно:
  • организационно-методические документы энергоснабжающей организации по управлению системой обеспечения качества поставляемой потребителям электрической энергии;
  • схемы распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии, с указанием их параметров и выбранных контрольных пунктов;
  • протоколы проверок качества электрической энергии, проведенных заявителем.
        От заявителя могут быть затребованы и дополнительные документы.
  •     Практические проблемы
        Проблема временного отсутствия правового регулирования механизма оформления лицензий на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам
        Получение лицензий на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам стало необходимым с 1 января 2004 г.1 Однако Положение о лицензировании вступило в силу 1 июля 2005 г. Соответственно реальная возможность получить лицензию появилась только после 1 июля 2005 г., и организации не имели права осуществлять указанную деятельность, так как в соответствии с Гражданским кодексом РФ право юридического лица осуществлять деятельность, требующую получения лицензии, возникает с момента получения такой лицензии либо в указанный в ней срок.
        В связи с этим возникает ряд вопросов:

  • какие правовые последствия будут у организаций, осуществлявших данный вид деятельности в период с 1 января 2004 г. по 1 июля 2005 г., ведь фактически они осуществляли деятельность без лицензии?
  • возможно ли применение мер ответственности к данным организациям за осуществление деятельности без лицензии?
  • могут ли договоры энергоснабжения граждан, заключенные в период с 1 января 2004 г. по 1 июля 2005 г. быть признаны недействительными?
        Ответа на эти вопросы в законодательстве нет2.

        Справка
        Положением о лицензировании установлены следующие лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по продаже электрической энергии гражданам:
  • соблюдение требований законодательства РФ в сфере электроэнергетики, защиты прав потребителей и технического регулирования;
  • наличие в штате лицензиата не менее 20% от общего числа работников, имеющих специальное высшее или специальное среднее образование в области электроэнергетики либо иное высшее или среднее образование при условии прохождения ими профильной переподготовки и наличии стажа работы в области энергетики не менее трех лет;
  • раздельное указание в счетах на оплату электрической энергии стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по ее передаче и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии;
  • наличие у лицензиата собственного капитала в размере не ниже определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
        Для получения лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
  • заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, местонахождения его самого и его территориально обособленных подразделений и объектов, на которых будет осуществляться лицензируемая деятельность;
  • копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соответствующих работников специального высшего или специального среднего образования в области электроэнергетики либо иного высшего или среднего образования при условии прохождения ими профильной переподготовки и наличии стажа работы в области энергетики не менее трех лет.
  •     Проблема сертификации электрической энергии
        В соответствии с Положением о лицензировании одним из условий при осуществлении указанной деятельности является соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, защиты прав потребителей и технического регулирования, куда лицензирующий орган относит также и обязательную сертификацию электрической энергии3. Объектом сертификации является электрическая энергия, подаваемая потребителям-гражданам.
        Таким образом, несмотря на отсутствие прямого упоминания в перечне документов, указанном в п. 5 Положения о лицензировании, в лицензирующие органы для получения лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам необходимо предоставить сертификат качества электрической энергии либо график сертификации.
        При получении сертификатов возможны следующие затруднения:
        1. В соответствии с постановлением Госстандарта РФ № 36 от 16 июня 1999 г. "О правилах проведения сертификации электрооборудования" заявка на сертификацию направляется энергоснабжающей организацией, однако испытания электрической энергии для сертификации выполняются в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания). Испытания проводит аккредитованная испытательная лаборатория. На практике распределительная сеть, на которой находятся точки поставки электроэнергии потребителям энергоснабжающей организации, может не принадлежать данной организации на праве собственности, что влечет определенные трудности для ЭСО: согласования с сетевой организацией, получение необходимых документов (например, схем распределительных электрических сетей) от сетевых организаций и пр.
        Соответственно документы, необходимые для получения сертификата, может предоставить только лицо, эксплуатирующее распределительные сети. Ввиду этого энергоснабжающие организации, не эксплуатирующие сети самостоятельно, но заключившие договор по передаче электрической энергии с сетевой компанией, попадают в затруднительное положение.
        2. Судя по всему, упомянутое постановление Госстандарта не рассчитано на новые изменения в законодательстве об электроэнергетике и ограничения, вводимые с 1 апреля 2006 г., так как связывает два процесса: передачу и производство (сбыт) электрической энергии в одно целое и исходит из того, что энергоснабжающая организация владеет на законном основании электрическими сетями, на которых находятся контрольные пункты.
        На практике сетями и генерирующим оборудованием владеют различные субъекты. В связи с этим возникает ряд вопросов, в частности зачем энергоснабжающей организации проходить сертификацию по точкам поставки, принадлежащим сетевой компании, и кто будет возмещать затраты на сертификацию? Решение их особенно проблематично, если в роли энергоснабжающей организации выступает энергосбытовая компания, которая не имеет ни электрических сетей, ни оборудования, предназначенного для генерации электрической энергии.
        Кроме того, возникнут трудности из-за множественности субъектов, участвующих в процессе сертификации, так как контрольные пункты могут находиться на сетях, принадлежащих распределительной сетевой компании РАО "ЕЭС России", магистральной сетевой компании, ОАО "ФСК ЕЭС", муниципальным образованиям и иным хозяйствующим субъектам.
        Таким образом, энергоснабжающей организации потребуется согласование со всеми владельцами данных сетей.

        Проблема, связанная с договором аренды
        Как отношения по энергоснабжению регулируются в случае аренды? Нужна ли лицензия арендодателю?
        Если арендодателем является юридическое лицо, а арендатором - гражданин, использующий электрическую энергию для бытового потребления, неясно, как оформить отношения по энергоснабжению и нужна ли лицензия по продаже электрической энергии гражданам.
        По данному вопросу президиум ВАС РФ4 указал, что арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения сданного в аренду здания. Арендатор получает электроэнергию для арендуемого здания. Заключенный между сторонами договор на отпуск электроэнергии за плату является не договором на энергоснабжение, а частью договора аренды, устанавливающего порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендуемом им помещении.
        Соответственно отношения по возмещению арендатором арендодателю расходов по оплате электроэнергии не могут расцениваться как договор энергоснабжения, и у арендодателя нет необходимости получать лицензию, так как он не осуществляет продажу электрической энергии.

        Абоненты и субабоненты
        В отношениях, возникающих из договора энергоснабжения, наряду с абонентами участвуют еще и субабоненты. Какие правоотношения возникают между абонентом и субабонентом и каким договором они регулируются? Кто должен иметь лицензию на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам?
        В судебной практике данный вопрос решается следующим образом. Если абонент передает принятую энергию другому лицу, то по отношению к субабоненту он является энергоснабжающей организацией и отношения между ними должны регулироваться договором энергоснабжения5.
        Следовательно, когда абонентом по договору энергоснабжения является юридическое лицо, а субабонентом - гражданин, использующий электрическую энергию для бытового потребления, то абонент должен иметь лицензию на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам. Однако из гл. 30 ГК РФ следует, что субабонент по договору энергоснабжения - это лицо, чьи энергоустановки (приборы, оборудование и т. п.) присоединены к энергосетям абонента. Он состоит в договорных отношениях с абонентом. Суть данных отношений заключается в том, что субабонент пользуется сетями абонента и принимает по ним энергию с помощью энергопринимающего устройства абонента от энергоснабжающей организации с ее предварительного согласия. Абонент не продает энергию субабоненту, а предоставляет ему право пользоваться своими сетями для получения энергии от энергоснабжающей организации.
        Поскольку в роли энергоснабжающей организации как по отношению к абоненту, так и по отношению к субабоненту выступает одна и та же организация, получать лицензию на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам должна только она.

        Агент, заключивший агентский договор
        Является ли агент, заключивший агентский договор, по которому он обязуется купить электрическую энергию для принципала, энергоснабжающей организацией? Должен ли агент иметь лицензию по продаже электрической энергии гражданам?
        При заключении агентских договоров возможны следующие ситуации:

  • агент покупает электрическую энергию от своего имени, но за счет принципала;
  • агент покупает электрическую энергию от имени и за счет принципала;
  • агент продает электрическую энергию от своего имени, но за счет принципала;
  • агент продает электрическую энергию от имени и за счет принципала.
        При этом возникает ряд вопросов:
  • нужна ли агенту лицензия, если он покупает электрическую энергию от своего имени, но за счет принципала-гражданина? В данном случае агент не реализовывает электрическую энергию, он ее покупает для принципала у энергоснабжающей организации за счет принципала, следовательно, и лицензия ему не нужна, поскольку между ним и принципалом нет отношений по энергоснабжению. Однако данный вопрос в законодательстве не решен и потому остается спорным;
  • нужна ли агенту лицензия, если он покупает электрическую энергию от имени и за счет принципала-гражданина? В данном случае права и обязанности по сделке получает принципал. Агенту наличие лицензии не требуется;
  • нужна ли агенту лицензия, если он продает электрическую энергию гражданам от своего имени, но за счет принципала? Поскольку в таком случае агент приобретает права и становится обязанным, он должен иметь лицензию. Однако данный вопрос в законодательстве не решен и потому остается спорным. К тому же для агента получение лицензии будет очень затруднительным и нецелесообразным ввиду того, что он не является собственником продаваемой электрической энергии;
  • нужна ли агенту лицензия, если он продает электрическую энергию гражданам от имени и за счет принципала? В данном случае права и обязанности по сделке получает принципал. Агенту наличие лицензии не требуется. Однако данный вопрос в законодательстве не решен и потому остается спорным.

        Предложения по решению проблем
        Перечисленные проблемы можно решить следующими способами: принять методические рекомендации и/или внести изменения в законодательство Российской Федерации.
        При этом методические рекомендации по вопросам сертификации электрической энергии и лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам должны отразить разъяснения по возникающим на практике проблемам.
        На законодательном уровне следует установить, что меры ответственности за осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам не распространяются на организации, осуществлявшие данную деятельность без лицензии в период с 1 января 2004 г. по 1 июля 2005 г., так как законодательством не был установлен порядок лицензирования.
        Для изменения ситуации считаю необходимым внести поправки в действующее законодательство, в частности:
        1. Обязанности по сертификации электрической энергии возложить на сетевые компании, включив затраты на сертификацию в тариф на передачу электроэнергии.
        2. Положение о лицензировании дополнить пунктом, устанавливающим случаи, при которых наличие лицензии не требуется, а именно, если имеют место:

  • отношения, связанные с реализацией (пользованием) электрической энергии между арендодателем и арендатором;
  • отношения, связанные с реализацией (пользованием) электрической энергии между абонентом и субабонентом;
  • отношения, связанные с куплей и продажей электрической энергии по агентскому договору.

        Примечание
        1 ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ № 36-ФЗ от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике", ФЗ № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"".
        2 Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации № 23 от 18 ноября 2004 г. "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательствеи легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" установлено, что если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
        3 В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 г. "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" электрическая энергия подлежит обязательной сертификации. В п. 8.1 постановления Госстандарта РФ № 36 от 16 июня 1999 г. "О правилах проведения сертификации электрооборудования" установлено, что обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
        4 Постановление президиума ВАС РФ № 7349/99 от 6 апреля 2000 г.
        5 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 августа 2005 г. № А21-9559/04-С2, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2005 г. № А42-5851/04-19, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 июня 2003 г. № Ф08-1980/2003.

  •  
    Добавить комментарий
    Комментарии (9):
    гость
    30.11.-0001 00:00:00
    Не понял… На основание какой статьи Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" требуется лицензировать выработку электроэнергии?
    Марсель
    30.11.-0001 00:00:00
    Вот если я для своих нужд поставлю на речке мини ГЭС то что мне за это будет?и разрешено ли это?ведь я же не буду его пробовать .
    Augusttah
    30.11.-0001 00:00:00
    uphams corner health center <a href=http://concerta.blogse.nl/>concerta kopen</a> kroger pharmacy hebron ky
    BlakeRitle
    30.11.-0001 00:00:00
    medicare and home health care <a href=http://tavor.xobor.com/>tavor kaufen schweiz</a> medical marijuana colorado doctors
    Elberttor
    30.11.-0001 00:00:00
    constipation medicine during pregnancy <a href=http://stilnox.ayosport.com/>acheter stilnox pas cher</a> st vincent health center erie pa
    Harlancom
    30.11.-0001 00:00:00
    prescription designer safety glasses <a href=http://candelacontrols.com/js/tadalista-20.html>vidalista 20 mg</a> cough medicine for one year old
    DustinElugh
    30.11.-0001 00:00:00
    voodoo witch doctor costume <a href=http://buylibrium.simplesite.com/>buy librium online uk</a> cyanide pill for sale
    JerryOptot
    30.11.-0001 00:00:00
    does abortion pill work <a href=https://oxycontin.tribalpages.com>buy oxycontin online cod</a> ask a doctor a question
    JerryOptot
    30.11.-0001 00:00:00
    dell laptop tablet combo <a href=https://ionamin.tribalpages.com>buy ionamin</a> iodine pills side effects