• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Сбалансированное решение

 

Автор

Яркин Евгений, Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам

 

    Интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по тарифам Евгением Яркиным

    ЭР: Евгений Валентинович, как Вы оцениваете итоги тарифного регулирования в 2005 г.? Какие изменения произошли в структуре тарифов на 2006 г.?

    Е. Я.: 2006 г. в части формирования тарифов более сложен, чем предыдущий. Федеральная служба по тарифам утвердила максимальный и минимальный приросты тарифов, которые в среднем составят 7,5%. Основополагающим условием для формирования тарифа является уровень инфляции, закладываемый правительством в бюджет. В 2006 г. он будет соответствовать 8,5%, что является самым низким показателем за последние 15 лет. Кроме того, реформа электроэнергетики предполагает вывод всей генерации на оптовый рынок. Естественно, это влияет как на условия взаимоотношений производителей и потребителей электроэнергии, так и на всю систему формирования тарифов.

    ЭР: Вы упомянули, что принципы формирования тарифов увязаны с инфляцией. Но в условиях, когда ее фактический уровень выше прогнозируемого, данный способ экономически неэффективен. Как такая ситуация отразится на деятельности энергокомпаний?

    Е. Я.: Инфляция в 2005 г. составила порядка 11%, значительно превысив ожидаемые показатели. Желательно, чтобы сегодняшний уровень несколько снизился. Отставание тарифов на электроэнергию от реальной инфляции может приводить к сбоям в работе энергокомпаний. Кроме того, необходимы средства на развитие и совершенствование парка технологического оборудования, созданного в основном в 1960-1970-е гг. и требующего обновления.

    ЭР: Расскажите подробнее о деятельности ФСТ в прошлом году.

    Е. Я.: Сбалансированная тарифная политика в инфраструктурном секторе в 2005 г. была направлена на развитие и реформирование естественных монополий и ограничение негативного воздействия роста цен и тарифов на уровень жизни населения. В рамках существующей стратегии ФСТ в прошлом году провела ряд экспертиз, в частности три - в области электроэнергетики. Первая - минимально возможной загрузки электростанций с учетом обеспечения потребителей заданным количеством тепла и определения удельного расхода топлива. Вторая - по разделению необходимой валовой выручки (НВВ) АО-энерго по видам деятельности. Результатом данной экспертизы стало определение НВВ организаций, образовавшихся при реформировании АО-энерго (генерирующая, сетевая, сбытовая компании), что в дальнейшем послужило базой для расчета их тарифов. Третья - традиционно проводимая экспертиза формирования тарифов электростанций - поставщиков электрической энергии и мощности на ОРЭМ. Во избежание резкого изменения стоимости электроэнергии на розничном рынке для регионов в 2006 г. установлены индивидуальные тарифы на приобретение электроэнергии на ОРЭМ, базирующиеся на средневзвешенной стоимости поставки бывшими электростанциями АО-энерго и покупки на оптовом рынке до вывода туда региональной генерации. Для АО-энерго, реорганизация которых еще не завершена, будут приняты отдельные тарифно-балансовые решения в отношении потребления и производства электрической энергии (мощности) входящих в них электростанций.

    ЭР: Какие действия в прошлом году были осуществлены ФСТ в рамках программы по совершенствованию и развитию оптового и розничного рынков электроэнергии?

    Е. Я.: В 2005 г. ФСТ вывела на ОРЭМ практически всю генерацию. С 1 января 2006 г. генерирующие компании, образованные в результате реформирования РАО "ЕЭС России", приступили к работе. Всего на ОРЭМ с начала текущего года вышли 44 генерирующие компании, в том числе шесть ОГК, шесть ТГК и 32 РГК. Присвоение генерирующим компаниям статуса участника оптового рынка позволяет оптимизировать процесс планирования и управления режимами, а также способствует повышению эффективности участия отдельных электростанций в работе ОРЭМ, влияет на рост объемов торгов в ССТ. За первые дни января данный показатель увеличился на 1,5-2% по сравнению с 2005 г.

    ЭР: Какие ключевые задачи стоят перед ФСТ в 2006 г.?

    Е. Я.: В 2006 г. ФСТ совместно с Минпромэнерго намерены провести экспертизу затрат и установить нормативы потерь в электрических сетях, что позволит оценить масштаб необходимых расходов на сетевое хозяйство. Кроме того, ФСТ продолжит работу по совершенствованию методических указаний в области формирования тарифов на потребительском рынке. Предполагается полностью перейти на систему регулируемых двусторонних договоров, изменив систему ценообразования, после чего для каждого вида генерации - гидростанций, угольных, газовых станций и т. д. - при формировании тарифов будет применяться методика их индексации.
    В дальнейшем при определении тарифов необходимо отказаться от действующей методологии и воспользоваться принципом эталонного предприятия, когда снижение издержек является важной составляющей повышения рентабельности работы энергокомпании. Сейчас я не готов назвать сроки реализации данного проекта, однако ФСТ уже проводит подготовительные работы в этом направлении.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему