• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Энергетика - локомотив экономики

 

Автор

Бобров Алексей, Генеральный директор МРСК Урала

 

    Интервью с генеральным директором ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги" Алексеем Бобровым

    ЭР: Алексей Олегович, в чем основные функции МРСК Урала и Волги? Каковы приоритеты в работе компании?

    А. Б.: Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги, зарегистрированная в Екатеринбурге в конце февраля 2005 г., управляет 12 региональными электросетевыми комплексами, работающими под брэндами прежних АО-энерго. Под управлением холдинга находятся Кировэнерго, Тюменьэнерго, Курганэнерго, Свердловэнерго, Челябэнерго, Пермьэнерго, Удмурт-энерго, Чувашэнерго, Мордовэнерго, Мариэнерго, Пензаэнерго, Оренбургэнерго. Как в управляющей компании, так и в региональных АО-энерго сформированы сильные, профессиональные менеджерские команды, способные решать масштабные задачи.
    Политика МРСК Урала и Волги ориентирована на обеспечение энергобезопасности и высокой надежности электроснабжения всех категорий потребителей. Любая возможность перерывов энергоснабжения должна быть исключена. На настоящий момент все подведомственные энергокомпании и МРСК Урала и Волги получили паспорта готовности к зиме и без каких-либо осложнений вошли в осенне-зимний максимум нагрузок.

    ЭР: За счет чего можно гарантировать потребителям надежное энергоснабжение?

    А. Б.: Главным инструментом обеспечения надежности, на мой взгляд, является создание единого электросетевого пространства на территории МРСК Урала и Волги. Так, в Свердловской области более 100 организаций занимаются обслуживанием и эксплуатацией электросетевых комплексов. Однако единое электросетевое пространство сможет функционировать эффективней. Это не значит, что существующие организации должны исчезнуть, но взаимодействие между субъектами рынка исключит сложности, возникающие при разграничении, создав единые диспетчерскую службу, противоаварийную защиту, систему учета электроэнергии, аварийные запасы, стандарты в эксплуатации оборудования и т. д.
    Мы предпринимаем в этом направлении конкретные практические шаги. В ноябре на базе Оренбургэнерго прошла деловая игра "Единая политика обеспечения надежности сетевой инфраструктуры энергоснабжения Оренбургской области", в которой приняли участие представители администрации Оренбуржья, Оренбургэнерго, местных энергокомпаний. В ходе этого мероприятия был решен ряд ключевых вопросов, связанных с интеграцией сетей в регионе. Опыт такого взаимодействия планируется использовать и в других энергосистемах.

    ЭР: Не секрет, что степень износа основных фондов в энергетике очень высока и сегодня отрасль нуждается в серьезных инвестициях. Как вы решаете вопросы модернизации сетевого хозяйства?

    А. Б.: Действительно, износ сетей по некоторым регионам достигает 50-70%. На данном этапе уже понятно, что отремонтировать в первую очередь, где именно, какие новые объекты и в какие сроки нужно построить, какие источники финансирования использовать. Мы готовы перейти от разговоров о привлечении частных инвестиций к их практическому осуществлению, тем более что позитивный опыт подобной работы у нас есть.
    Наиболее промышленно развитая из подведомственных нам территорий - Уральский федеральный округ. Здесь в 2005 г. в реконструкцию и новое строительство электросетевых объектов распределительных сетей было вложено порядка 4 млрд руб., причем более 800 млн - средства частных инвесторов.
    По нашим расчетам, в ближайшие пять лет в развитие электросетевого хозяйства только Уральского региона необходимо вложить свыше 37 млрд руб. На эти средства планируется построить 58 ПС 50-110 кВ и около 18 тыс. км высоковольтных линий.

    ЭР: Какие источники финансирования Вы рассматриваете, помимо вложений частных инвесторов? Как отражаются столь серьезные планы по модернизации на тарифной политике?

    А. Б.: Мы обращаемся к традиционным финансовым инструментам - банковским кредитам, фондовому рынку. Фактически решен вопрос о размещении облигационного займа Екатеринбургской электросетевой компании, этим же инструментом намерено воспользоваться ОАО "Челябэнерго".
    Еще один источник - установление платы за технологическое присоединение к электросетям. В некоторых регионах такие платежи уже существуют, и следует лишь упорядочить существующие финансовые потоки, в остальных случаях необходимо определять плату за подключение законодательно.
    Рост тарифов не может быть базовым источником развития. Это путь в никуда. Тарифная нагрузка должна оставлять возможности для развития энергосистемы. Но если в 2004 и 2005 гг. тарифы в электроэнергетике поддерживались ниже уровня инфляции, то сегодня их стоит ориентировать не на прогнозную инфляцию, а на фактическую. Только так мы сможем строить новые объекты и решать проблему энергодефицита, которая через год-два станет ключевой для наиболее динамично развивающихся регионов.

    ЭР: Вопросы развития энергетики напрямую связаны с социально-экономическим развитием территорий. Очевидно, что и решать их можно только в контакте с органами государственной власти, которые за это развитие отвечают. Как МРСК Урала и Волги выстраивает отношения с представителями этих органов?

    А. Б.: Мы активно взаимодействуем с органами власти - на межрегиональном и региональном уровнях, а также на уровне крупнейших муниципальных образований. Энергетика - локомотив экономики, ее движущая сила, без электроэнергии невозможно функционирование промышленности. Нам необходима четкая информация о развитии той или иной республики, области или мегаполиса, расположении основных промышленных узлов, планируемом частном энергопотреблении и т. д. Ответы на эти вопросы могут дать только властные структуры. Поэтому региональные программы развития электросетевых комплексов разрабатываются в тесном контакте с властями. Особо отмечу состоявшееся 1 декабря 2005 г. заседание межведомственной энергетической комиссии у полномочного представителя Президента РФ в УрФО П. М. Латышева, где все заинтересованные стороны: представители правительств субъектов федерации, промышленники, ведущие энергетики - смогли обсудить ряд актуальных вопросов.

    ЭР: Энергетическая отрасль находится в процессе реформирования. Как строится взаимодействие между энергетиками в новых условиях?

    А. Б.: Подчеркну, что наш вид деятельности - транспортировка электроэнергии - по определению является монопольным и после реформы остается полностью в ведении государства.
    У нас партнерские отношения со всеми структурами, образовавшимися в результате реформы. При этом мы не закрываемся от смежных проблем. Дефицит генерации, допустим, напрямую затрагивает сетевиков, так как означает ухудшение режимов работы сети, рост потерь энергии и приводит не только к прямым экономическим убыткам, но и к снижению системной надежности. Именно поэтому МРСК Урала и Волги активно содействует развитию новой генерации.
    Недавно в Свердловской области был представлен проект строительства новой генерации, который МРСК Урала и Волги поддерживает совместно с партнерами - ООО "Интертехэлектро - Новая генерация" и ЗАО "Уралсевергаз". Предложенная схема строительства и финансирования энергообъектов уже получила принципиальное одобрение со стороны региональных промышленников и правительства Свердловской области. Вместе мы сможем плодотворно работать на благо российской энергетики.

 
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Lore
30.11.-0001 00:00:00
Thinking like that shows an eexrpt's touch