• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Основы формирования тарифов для субъектов естественных монополий

 

Автор

Тришкин Олег, Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга

 

    Региональная энергетическая комиссия Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги по водоснабжению и канализации (за исключением соответствующих тарифов для населения), цен и нормативов потребления на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) на территории Санкт-Петербурга. Ее деятельность направлена на обеспечение сбалансированности интересов региональных производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и долгосрочной стабильности данного рынков товаров и услуг. Обязанностью данного органа является оценка и принятие обоснованных решений в области государственного регулирования цен и тарифов, обеспечение экономической устойчивости предприятий-производителей и условий для обновления основных производственных фондов, развития и модернизации производства, создание экономических стимулов, для использования энергосберегающих технологий в производственных процессах, благоприятного инвестиционного климата в регионе и необходимых условий для привлечения долгосрочных инвестиций в городскую инженерную инфраструктуру, содействие формированию конкурентной среды в топливно-энергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов. Существование подобного механизма тарифного регулирования позволит потребителям - хозяйствующим субъектам обеспечивать необходимый объем и качество производимых товаров и предоставляемых услуг, проводить экономически обоснованную инвестиционную политику, разрабатывать долгосрочные прогнозы и формировать перспективу своего развития.
    Принято считать, что конкуренция - регулятор производства в условиях функционирования рыночной модели хозяйствования. Поэтому проведение реформы электроэнергетики, направленной на запуск и эффективное функционирование конкурентного рынка электроэнергии, соответствует интересам государственного тарифного регулирования.
    Одним из основных условий формирования конкурентного рынка электроэнергии является демонополизация сферы производства электроэнергии, а также создание условий для привлечения частных инвестиций. Поскольку последнее - один из важнейших параметров эффективности модели реструктуризации электроэнергетики, реформа должна предоставить потенциальным инвесторам не только гипотетическую возможность получения экономической выгоды, но и прозрачную систему отношений в новых условиях. Государственное регулирование тарифов для субъектов естественных монополий в условиях реформирования должно быть направлено на:

  • обеспечение прозрачности деятельности энергетических компаний путем перехода на международные стандарты бухгалтерского учета по каждому виду деятельности (производство электроэнергии, ее транспортировка, непроизводственные расходы). Проведение независимого аудита с целью определения реальных инвестиционных потребностей;
  • сохранение в отрасли небольшого числа интегрированных компаний с высокой инвестиционной привлекательностью и способностью обновлять производственные фонды, что позволит поддержать технологические связи, во многом сохранить потенциал единой энергосистемы;
  • базирование тарифного регулирования на объективном анализе издержек и инвестиционных потребностей и его координации с тарифным регулированием других естественных монополий, в частности с рентабельностью других отраслей промышленности.
        Кроме того, деятельность РЭК Санкт-Петербурга направлена на обеспечение обоснованности и прозрачности принимаемых решений в области государственного тарифного регулирования, для чего необходимо перейти на принцип открытости регулирования - ликвидировать перекрестное субсидирование. Данная проблема препятствует либерализации розничного рынка и созданию конкурентоспособных энергосбытовых компаний.
        Еще одна проблема - перекрестное субсидирование представляет собой дотирование населения, бюджетных, сельскохозяйственных предприятий за счет увеличения тарифов для промышленных организаций. В результате повышается себестоимость продукции, снижается ее конкурентоспособность и сокращается производство. Это осложняет выход крупных промышленных предприятий-потребителей на федеральный оптовый рынок электрической энергии (мощности).
        С точки зрения развития экономики промышленные предприятия не должны компенсировать расходы потребителей других групп, так как они не связаны с производственным процессом.
        С другой стороны, проблему невозможно решить за счет ценового регулирования, что повлечет многосторонние изменения в функционировании различных секторов экономики и социальной сфере. В частности, в связи с выходом крупных промышленных потребителей на рынок резко увеличатся тарифы, в том числе для населения. Опережение ростом тарифов для населения аналогичных показателей для промышленных потребителей вызовет ряд структурных изменений в инфляционных процессах: снижение темпов роста цен на продукцию ряда отраслей за счет стабилизации тарифной части издержек производителей; изменение структуры расходов населения за счет увеличения доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе электроэнергии; повышение цен на рынке труда и увеличение издержек производителей на оплату услуг персонала.
        Существенный рост тарифов на электрическую энергию для населения на фоне подорожания коммунальных услуг, газа, замены бесплатного медицинского обслуживания и ряда социальных льгот денежными компенсациями могут негативно сказаться на положении малообеспеченных граждан, прежде всего пенсионеров. Уровень доходов последних недостаточен для оплаты жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии по установленным тарифам. Следовательно, необходимо произвести комплексный анализ влияния прогнозного роста цен на товары и услуги всех отраслей, в том числе на электрическую энергию, на уровень жизни населения и решить проблему повышения его доходов, ввести в действие систему эффективной адресной поддержки и адресной социальной помощи малоимущим слоям и незащищенным категориям граждан.
        Кроме того, на данном этапе активно обсуждается введение социальной нормы, в рамках которой платеж осуществляется по льготному тарифу, а при ее превышении - по экономически обоснованному. Процедура установления норм подлежит уточнению с учетом реализации программы комплексного обеспечения приборами учета и регулирования объемов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде.
        Таким образом, при решении проблемы перекрестного субсидирования следует учитывать социальные последствия для населения и в случае необходимости обеспечить государственную поддержку.
        С целью повышения эффективности энергетической отрасли и последовательного сокращения перекрестного субсидирования в Санкт-Петербурге с 2005 г. тарифы на услуги естественных монополий для населения начали расти быстрее, чем для промышленности. Сумма обо-
        снованного перекрестного субсидирования в тарифах на 2006 г. на электрическую энергию по сравнению с 2005 г. снизилась. Таким образом, РЭК Санкт-Петербурга сможет поэтапно ликвидировать перекрестное субсидирование и создать прозрачный механизм ценообразования в электроэнергетике.
        Для определения экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы на электрическую и тепловую энергию и услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям привлекаются независимые экспертные организации на конкурсной основе. В конкурсе могут принимать участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие опыт проведения аудиторских проверок и экспертиз результатов финансово-хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций в течение последнего года, а также соответствующие лицензии на право проведения технического и экономического аудитов деятельности субъектов естественных монополий.
        В то же время расширяется комплекс мер, позволяющих населению, общественным и регулируемым организациям своевременно узнавать о готовящихся решениях и участвовать в их обсуждении. На заседания правления РЭК Санкт-Петербурга для принятия решений по установлению тарифов в обязательном порядке приглашаются представители профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга, отвечающих за формирование бюджета Санкт-Петербурга и контролирующих деятельность субъектов естественных монополий, а также представители регулируемых организаций. Кроме того, РЭК Санкт-Петербурга проводит семинары по вопросам государственного тарифного регулирования с привлечением представителей производителей и потребителей товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию.
        Проведение консультаций по вопросам увеличения тарифов на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение с администрацией Санкт-Петербурга, отраслевыми комитетами города, Федеральной службой по тарифам, комитетами и комиссиями Законодательного собрания Санкт-Петербурга, согласительных процедур - с Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, межрегиональным объединением "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области", общественными организациями и специалистами обеспечивает общественное согласие и стабильную социально-политическую обстановку в городе.
        Для обеспечения открытости принимаемых решений на web-сайте правительства Санкт-Петербурга создана страница РЭК Санкт-Петербурга, где можно найти регулярно обновляемую информацию по вопросам государственного тарифного регулирования, нормативно-правовые акты ФСТ России и РЭК Санкт-Петербурга и отчеты с заседаний правления региональной энергетической комиссии.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему