• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Тарифная кампания - 2006: основные тенденции

Рубрика:

Тарифные решения

 

Автор

Кожуховский Игорь, Генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ)

 

    Интервью с начальником департамента экономической политики КЦ РАО "ЕЭС России" Игорем Кожуховским

    ЭР: Текущий год в электроэнергетике - переломный этап в процессе реформы. Полным ходом идет "распаковка" региональных энергокомпаний. На сегодняшний день этот процесс охватил уже 49 АО-энерго. 216 новых обществ, созданных на базе этих компаний, уже прошли процедуру государственной регистрации. Игорь Степанович, каким образом будут устанавливаться тарифы для этих новых субъектов энергетики?

    И. К.: В этом и заключается особенность текущей тарифной кампании: на следующий год впервые утверждаются тарифы для вновь созданных в процессе реформирования генерирующих и сетевых энергокомпаний. Результат этого разделения - прозрачность затрат в электроэнергетике. Каждый потребитель получает свой тариф с расшифровкой затрат по видам деятельности.
    Генерирующие компании или электростанции, выделившиеся из АО-энерго и поставляющие электроэнергию на розничный рынок, входят в компетенцию местного регулятора - региональной энергетической комиссии (РЭК). Для электростанций - участников оптового рынка тариф устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
    Кардинальные изменения в процессе тарифообразования вводятся и для сетевых компаний: стоимость их услуг отныне будет рассчитываться исходя не из полезного отпуска электроэнергии, а из мощности присоединенных к сети потребителей.
    Тарифы для Федеральной сетевой компании и магистральных сетевых компаний, которые со следующего года войдут в ее состав, будут устанавливаться на федеральном уровне ФСТ. Для распределительных и региональных сетевых компаний ФСТ на федеральном уровне будет устанавливать предельные уровни тарифов, а региональные регуляторы - их конкретный показатель.
    Общая тенденция изменения тарифной политики сегодня - увеличение количества субъектов электроэнергетики, стоимость продукции и услуг которых регулируется на федеральном уровне.

    ЭР: Есть ли какие-то сложности, связанные с определением тарифов для новых компаний?

    И. К.: Появление новых субъектов госрегулирования в энергетике сопровождается определенными проблемами. ФСТ в силу большого объема работы не успевает принять необходимые решения вовремя. В первую очередь это касается тарифов для поставщиков и покупателей оптового рынка электроэнергии, инфраструктурных организаций РАО "ЕЭС России", ФСК ЕЭС, СО-ЦДУ и НП "АТС", на основе которых региональные регулирующие органы устанавливают тарифы для потребителей на электрическую и тепловую энергию и плату за передачу по распределительным сетям. Соответственно задержка с определением дан-ных тарифов тормозит работу региональных энергетических комиссий.
    В настоящее время можно назвать только предельные темпы роста тарифов на 2006 г., определенные ФСТ России еще в августе текущего года: максимальный предел изменения составляет 7,5%, минимальный - 3,1%. Предполагаем, что среднеотпускной тариф в целом по России составит в следующем году 95-96,5 коп./ кВт.ч.
    Тарифная кампания 2006 г. должна пройти в рабочем режиме. Ожидаемая рентабельность предприятий электроэнергетики - 8,5-10%, что соответствует уровню 2005 г.

    ЭР: Будет ли РАО "ЕЭС России" и в дальнейшем придерживаться принципа "тарифы ниже инфляции"?

    И. К.: Сегодня российская экономика переходит к новым макроэкономическим параметрам. К 2009 г. уровень инфляции в стране должен снизиться с 10-12 до 3%. Эта задача поставлена Президентом России, и реализуемый РАО "ЕЭС России" принцип "тарифы ниже инфляции" стал вкладом энергетиков в ее решение.
    Роль тарифов на электроэнергию в инфляционных процессах незначительна. Исследования показали, что их увеличение на 10% приводит к росту инфляции на 1,5%. Темп изменения среднеотпускного тарифа на 2006 г. в размере 7,5% определен Правительством РФ на основании официального прогноза инфляции, который составляет 8,5%. Однако реальное изменение цен в стране, скорее всего, будет несколько выше. По оценкам независимых экспертов, инфляция в будущем году достигнет 10%.
    РАО "ЕЭС России" столкнулось с этим разрывом показателей еще в 2004 г., когда темп роста цен на электроэнергию, установленный Правительством РФ на уровне 13,1%, фактически составил 11,4% при инфляции 11,7%.
    Предельный рост среднеотпускного тарифа на электроэнергию на 2005 г. установлен ФСТ на уровне 9,5%. Региональные регулирующие органы утвердили показатель 9,2%. А инфляция, по оценкам экспертов, превысит 10,5%.
    Для РАО "ЕЭС России" этот разрыв между темпом роста реальной инфляции и ее прогнозным показателем является сложным вопросом. Поэтому в 2006 г. мы будем придерживаться уже принятых тарифных решений. Но начиная с 2007 г. необходимо пересмотреть действующий сегодня принцип установления тарифов и привести темпы роста цен в отрасли в соответствие с реальной, а не прогнозной инфляцией.

    ЭР: За счет чего РАО "ЕЭС России" компенсирует разницу между показателем темпа изменения тарифов и фактической инфляцией?

    И. К.: Единственный источник, который позволяет нам удерживать тарифы на уровне ниже инфляции, - сокращение издержек. Для этого в РАО "ЕЭС России" активно проводится работа по управлению затратами, которая позволила в 2004-2005 гг. сэкономить более 7 млрд руб.
    В 2006 г. у нас появится новый источник сокращения затрат - вывод на оптовый рынок электростанций, ранее находившихся в составе АО-энерго. Это позволит оптимизировать загрузку генерирующих мощностей и дополнительно сэкономить до 7 млрд руб., за счет чего в 2006 г. планируется удержать темп роста тарифов в пределах инфляции и вписаться в жесткие тарифные рамки, установленные ФСТ России.

    ЭР: Как вы оцениваете рост цен на продукцию и услуги в смежных отраслях?

    И. К.: РАО "ЕЭС России" является из естественных монополий единственной, ограничивающей рост цен в отрасли на уровне инфляции. Если услуги ОАО "РЖД" в период с 2002 по 2006 г. подорожали в 1,7 раза, газ - в 2,2 раза, то электроэнергия - в 1,5 раза.
    Доля расходов на покупку газа, угля и оплату железнодорожных перевозок в товарной продукции предприятий холдинга составляет 30%. Так, в 2003 г. РАО "ЕЭС России" закупило топлива на сумму 204,2 млрд руб. В 2004 г. эта цифра выросла до 227,3 млрд руб.
    Впрочем, к росту цен на газ РАО "ЕЭС России" относится с пониманием. Мы осознаем, что Правительство РФ решает задачу по ликвидации одного из видов перекрестного субсидирования в экономике: диспропорции между высокими ценами на голубое топливо на мировом рынке и достаточно низкими внутри России.

    ЭР: Насколько остро стоит сегодня проблема перекрестного субсидирования для энергетики?

    И. К.: Приведу лишь одну цифру: в 2005 г. энергопотребление населения России составит 110 млрд кВт.ч при общем объеме платежей этой группы потребителей 100 млрд руб. (60% от ее фактической стоимости). Остальная часть оплачивается за счет более высоких тарифов для промышленности.
    Поэтому темпы роста тарифов на электроэнергию для населения, установленных Правительством РФ, превышают темпы роста тарифов для промышленности.
    Так, в 2005 г. увеличение тарифов для населения составит 19%, а для промышленности - на 4-5%. Такое же соотношение сохранится и в 2006 г.

    ЭР: Не влияет ли более высокий темп роста тарифов на уровень достатка населения? Достаточно ли в этой ситуации существующей системы социальной защиты малообеспеченных граждан?

    И. К.: Рост доходов населения опережает темпы роста тарифов на электроэнергию, поэтому ничего страшного в этой сфере не происходит.
    Например, семья со средним достатком потребляет примерно 150-200 кВт.ч электроэнергии в месяц и тратит на нее примерно 250-300 руб. Изменение тарифов для населения в этом году в среднем на 19% увеличило ежемесячные платежи за электроэнергию всего на 36-50 руб. При доходе 10 тыс. руб. в месяц расходы на электроэнергию составляют около 3% от бюджета семьи.
    Согласно отчетам Росстата за пять месяцев 2005 г. доходы на душу населения выросли почти на 35%. Таким образом, рост доходов населения многократно опережает темпы роста тарифов.
    Предвижу ваше замечание, что все эти расчеты непоказательны, как средняя температура по больнице. РАО "ЕЭС России", безусловно, озабочено вопросом социальной защиты малообеспеченных слоев населения. С этой целью были введены льготы на оплату электроэнергии в размере 50% от ее стоимости, которыми пользуется не менее трети населения страны. Для малообеспеченных семей действует система жилищных субсидий, позволяющая оплачивать жилищно-коммунальные услуги в размере не более 20% от дохода семьи.
    Кроме того, РАО "ЕЭС России" совместно с Правительством РФ прорабатывает нормативно-правовую базу для введения социальной нормы потребления, которое станет еще одним элементом системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

    ЭР: Вы являетесь генеральным директором ЗАО "Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике". Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом органе. На каком этапе находится его формирование?

    И. К.: На завершающем этапе структурных преобразований в электроэнергетике планируется реорганизация головной компании холдинга РАО "ЕЭС России". В настоящее время она выполняет ряд ключевых общесистемных функций, которые в будущем должны быть переданы государству или инфраструктурным организациям.
    Важный шаг в этом направлении - создание в августе 2005 г. ЗАО "Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике". В сферу его компетенции включено формирование плановых годовых, среднесрочных и долгосрочных балансов электрической энергии и мощности, а также балансов стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии - функции, выполнявшиеся до сих пор РАО "ЕЭС России". В дальнейшем Агентство будет обеспечивать разработку краткосрочных годовых прогнозов цен конкурентного рынка электроэнергии, а также поддерживать государственную функцию регулирования тарифов в зонах ЕЭС России, не включенных в конкурентный рынок (например, на Дальнем Востоке).
    Кроме того, большое внимание будет уделяться работе по информационному обеспечению и формированию современного модельно-программного инструментария, необходимого для решения прогнозных и аналитических задач Агентства; выпуску совместно с инфраструктурными организациями оптового рынка (СО-ЦДУ ЕЭС, АТС и ФСК) и органами государственного управления ежегодного информационно-аналитического доклада (отчета) о работе электроэнергетики России; мониторингу социально-экономических последствий реформирования электроэнергетики и анализу эффективности действия рыночных механизмов.
    Агентству предстоит сложная и большая работа, которая должна стать весомым вкладом в обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения страны, снижение рисков функционирования и развития электроэнергетики России, повышение ее инвестиционной привлекательности.
    В настоящий момент Агентство прошло процедуру государственной регистрации. На состоявшемся в сентябре этого года первом заседании совета директоров его главой избран заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон, его заместителем - начальник Управления регулирования электроэнергетической отрасли Федеральной службы по тарифам Алексей Санников.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему